Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:12, курсовая работа
Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.
Введение……………………………………………………………………..……3
1.Понятие собственности. Экономические правовые аспекты
собственности………………………………………………………………….…5
Раскрытие понятия собственности……………………………………….....3
Государственная собственность…………………………………………....6
Муниципальная собственность…………………………………………….13
2.Место и роль собственности в экономических системах……………...…..22
2.1Понятие экономической системы……………………………………….….22
3.Современное состояние государственного и муниципального секторов экономики…………………………………………………………………….…..24
3.1Государственный сектор экономики……………………………………….24
3.2Муниципальный сектор экономики………………………………….……..26
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованной литературы……………………………………….….30
Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.
Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики и формирования муниципальной собственности. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах…» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Вместе с тем, в литературе существует мнение, что приватизация помешала становлению полнокровной муниципальной собственности. В настоящее время – это одна из ключевых задач развития местного самоуправления.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:
-продажа муниципального
имущества на аукционе, в том
числе акций созданных в
-продажа муниципального
имущества на коммерческом
-продажа акций, созданных
в процессе приватизации
-выкуп арендованного муниципального имущества;
-преобразование муниципальных
унитарных предприятий в
- внесение муниципального
имущества в качестве вклада
в уставные капиталы
-отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Какие цели преследует государство, передавая свою собственность юридическим и физическим лицам? Основной целью, безусловно, является повышение эффективности использования всех видов имущества, ресурсов и богатств страны. Однако существуют и другие общественно значимые цели приватизационных процессов.
В федеральной Концепции управления государственным имуществом содержится следующий обширный перечень конкретных целей (задач) приватизации:
- создание благоприятной
экономической среды для
- вовлечение в гражданский
оборот максимального
- уменьшение расходов
федерального бюджета на
- привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;
- создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
- существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий, а также заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;
- формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;
- восстановление активного
функционирования фондового
- рациональное пополнение
доходной части бюджета с
Можно заключить, что
возможности для создания и укрепления
собственной экономической
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. централизованной системы управлении произошел посредством «разгосударствления», введение рыночной осуществляется путем расширения частной собственности, во многом хаотического, хотя и предпринимаются попытки имитации экономической структуры западных стран. Однако эффективность происходящих преобразований под большим вопросом, тем более при спаде производства. Очевидно, необходимо четко представлять возможности каждой формы собственности в плане позитивности ее влияния на стимулы к труду, динамику и качество экономического развития, состояние производительных сил и их продуктивности сложной проблематики современных тенденций развития отношений собственности представляется весьма актуальным, особенно в свете нынешней социально-экономической ситуации в стране, поскольку в процессе экономических реформ в России наиболее радикальному изменению подвергаются формы собственности. Демонтаж централизованной системы управлении произошел посредством «разгосударствления», введение рыночной осуществляется путем расширения частной собственности, во многом хаотического, хотя и предпринимаются попытки имитации экономической структуры западных стран. Однако эффективность происходящих преобразований под большим вопросом, тем более при спаде производства. Очевидно, необходимо четко представлять возможности каждой формы собственности в плане позитивности ее влияния на стимулы к труду, динамику и качество экономического развития, состояние производительных сил и их продуктивности.
2. Роль собственности в экономических системах
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
Объективно существующие экономические системы находят своё отражения в теоретических (научных) экономических системах. В советской экономической литературе наиболее известными исследователями экономической системы общества были К. Маркс, Герасимов Н.В., Черняк В.К., Я. Корнаи.
В современный период экономической науки делается упор на системные представление об экономике в учебниках «Экономика» («Экономическая теория») под редакцией Плотницкого, Булатова, Грязновой, Базылева, Лемешевской, Баликоева.
Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.
Во-первых, собственность (в соответствии с формационным подходом) - это основа, фундамент всей экономической системы. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления.
Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.
В-третьих, собственность
есть результат исторического
В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.
В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.
Характерной чертой марксистской трактовки собственности и было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой.
Западные экономисты и юристы чаще видят в собственности отношения человека к вещи.
Одним из признаков деления экономических систем на типы является форма собственности. Так между капитализмом и социализмом часто проводят простое различие: капитализм сравнивают с частной, а социализм с общественной собственностью.
Можно сделать вывод, что собственность является основным звеном экономических отношений, на котором держатся все остальные звенья экономической системы.
3. Современное состояние государственного и муниципального секторов экономики.
В результате осуществления экономических реформ и приватизации в экономике Российской Федерации произошли существенные структурные изменения, в результате которых в большинстве отраслей частный сектор занял превалирующие позиции. Вместе с тем, государственный и муниципальный сектора продолжают занимать ведущие позиции в отраслях естественных монополий, социальной сфере, оборонно-промышленном комплексе.
О масштабах этих секторов
можно судить по показателям занятости
населения. В 2007 году в организациях
государственной и
Государственный сектор экономики, к хозяйствующим субъектам которого Правительство Российской Федерации относит: государственные унитарные предприятия (в том числе казенные); государственные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной собственности и хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики, включал по состоянию на начало 2007 года 85754 субъектов. Из них государственные унитарные предприятия насчитывали 22377 единиц, государственные учреждения – 57116 единиц, хозяйственные общества с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала – 6261. Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики составляют по данным Единого государственного регистра предприятий и организаций около 55% от числа всех предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности.
В состав федерального государственного сектора входило 47615 хозяйствующих субъектов, в том числе: федеральных государственных унитарных предприятий – 9846, государственных учреждений – 37081, открытых акционерных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала – 718.
Доля государственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукции составляет около 15%, причем имеет в последние годы тенденцию к незначительному сокращению (в 2006 году – 15%, в 2008 году прогнозируется 14,4%). В ряде отраслей государственный сектор занимает ведущие позиции: электроэнергетика – 86-88%, оборонно-промышленный комплекс – 51%. Существенный уровень госсектора сохраняется в микробиологической, медицинской и нефтеперерабатывающей промышленности – порядка 20%. Менее 5% производства продукции приходится на нефтедобывающую, угольную, химическую и нефтехимическую, лесную и пищевую промышленность. Хозяйствующие субъекты государственного сектора практически отсутствуют в машиностроении и металлообработке.
В общем объеме выпуска продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными организациями доля государственного сектора составляет около 9%.
На государственный сектор в транспортном комплексе по результатам 2007 года приходилось около 40% общего объема коммерческих перевозок грузов, около 90% общего грузооборота и почти 63% общего объема пассажирооборота транспортных организаций всех форм собственности.
Доля государственного сектора в объеме платных услуг связи населению в последние годы составляет порядка 50%.
Информация о работе Государственная и муниципальная форма собственности