Государственная антимонопольная политика

Автор: y*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики антимонопольной политики, а также рассмотрение проведения антимонопольной политики в США, странах Евросоюза и России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть конкуренцию как теоретический аспект;
определить теоретические основы государственной антимонопольной политики;
изучить интсрументы проведения антимонопольной политики в странах ЕС, США и России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Объективная необходимость защиты конкуренции и проведения государственной политики. Теоретические основы государственной антимонопольной политики……………………………………………….5
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в США………………………………………………………….14
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в странах Евросоюза…………………………………………..25
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в России………………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………...…..45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

   Важным  для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца29.

   Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так, швейцарская фармацевтическая компания "Мерк, Шарп и Доум Идеа" обратилась в Государственный антимонопольный комитет с заявлением о том, что ее оригинальный препарат производит словенская фирма "КРКА" и распространяет в России под своей торговой маркой. При этом в рекламе она не сообщает о его побочных эффектах и противопоказаниях, что вводит в заблуждение потребителей, создает угрозу их здоровью и наносит ущерб финансовым интересам компании "Мерк". Компании "КРКА" было предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

   В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан30.

   Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее.

   Например, Ассоциация пользователей услуг  транспорта обратилась в ГАК с  заявлением о нарушении закона "О  конкуренции" со стороны МПС, которое  обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, имевших собственный вагонный парк, было отменено.

   Законодательство многое запрещает должностным лицам государственной власти и управления, как-то: заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;  совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

          Кроме того, не разрешается создавать  министерства, госкомитеты и т.п.  для монополизации производства  или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

      Также в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля31. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

      В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями  в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

      Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

      Монополия сопряжена с рядом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя.

Монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли.  

Вместе с  тем проведение антимонопольной  политики сопряжено с рядом объективных  трудностей. Чтобы понять их происхождение  обратимся к рис.3, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC).

           Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление  монополистической структуры, характерен  большой оптимальный размер предприятия,  т.е. минимум средних долгосрочных  издержек, достигается при очень  больших объемах производства  (Q0).

          Обозначим точку минимума на  кривой LATC буквой О, а соответствующий ей уровень издержек Р0. Фирма-монополист, максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства – до Qм. При этом в силу х-неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше (см. точку М и соответствующий ей уровень издержек Рм). Разумеется, эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства.

          Если государственные органы попытаются решить проблему демонополизации путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм, то это будет означать снижение объема выпуска продукции каждой из таких фирм до уровня Qc. Но в соответствии с кривой LATC столь малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек (до Рс).         

              В силу названных причин прямое  дробление фирм-монополистов в  развитых рыночных экономиках  встречается достаточно редко.  Обычная цель антимонопольной  политики – не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений. На рис. 3 желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам.32 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Поводя  итог проделанной работе, хотелось бы еще раз дать определение антимонопольной  политике - это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. Это понятие включает также адвокатирование конкуренции - то есть пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

   Изучив  инструменты государственной антимонопольной  политики на примере нескольких стран, в частности стран ЕС, России и США, можно сказать, что в настоящее время в развитых странах создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в 100 странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики. Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции развития антимонопольной политики: 1) приобретение политикой сетевого (децентрализованного) характера; 2) ужесточение норм в отношении картелей; 3) введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.

      Учитывая  свойство монополий стремиться к  приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности  тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

      Также следует отметить, что самостоятельно рынок не в силах разрешить проблему монополизации. В настоящих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Авторский сайт Павла Романца. Статья «Связь времён» от 18.02.2001
  2. Макро- и микроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова
  3. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г.
  4. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова., 2000 г.
  5. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева.  2000г.
  6. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –1997. - №6. – С. 3-12
 
  1. Кругман П.Р. Международная экономика. Теория и  политика. // Пер. с англ. – М.: Экономич. фак-т МГУ, ЮНИТИ, 1997. – 799 с.
  2. Экономика: справочник. М. Финансы и статистика. 1998 г.
  3. «Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2000г.
  4. Антимонопольная практика поддержки предпринимательства, Г.И. Мартыненко, И.П. Мартыненко. Комментарии к нормативным актам федерального законодательства (Консультант-плюс).
  5. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 02 февраля 2006 г.)
  6. Расширенный экономико-правовой комментарий к Федеральному закону от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" по состоянию на 1 марта 2006 года Л.Н. Борисова, В.А. Ларионова.
  7. http://www.study-economics.ru/ (Учебник по экономике)
  8. http://www.fas.gov.ru (Федеральная Антимонопольная Служба)
  9. http://www.rg.ru/ (Российская газета экономика)
  10. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7

Информация о работе Государственная антимонопольная политика