Автор: y*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики антимонопольной политики, а также рассмотрение проведения антимонопольной политики в США, странах Евросоюза и России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть конкуренцию как теоретический аспект;
определить теоретические основы государственной антимонопольной политики;
изучить интсрументы проведения антимонопольной политики в странах ЕС, США и России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Объективная необходимость защиты конкуренции и проведения государственной политики. Теоретические основы государственной антимонопольной политики……………………………………………….5
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в США………………………………………………………….14
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в странах Евросоюза…………………………………………..25
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в России………………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………...…..45
Список использованной литературы…………………………………………...47
1) доля
которого на рынке
2) доля
которого на рынке
Другим наиболее распространенным при осуществлении конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов правонарушением является недобросовестная конкуренция, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции"). Существует непосредственная связь между недобросовестной конкуренцией и ненадлежащей рекламой, которую можно рассматривать как отдельный вид нечестной конкуренции, при наличии признаков недобросовестной конкуренции. Ограничение (предупреждение и пресечение) недобросовестной конкуренции является одним из элементов контроля за качеством конкурентных процессов на товарных и финансовых рынках Российской Федерации. В антимонопольном законодательстве приводится несколько конкретных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 14 Закона о защите конкуренции). Причём, в Законе о защите конкуренции статья называется «Запрет на недобросовестную конкуренцию»:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение
в заблуждение в отношении
характера, способа и места
производства, потребительских свойств,
качества и количества товара
или в отношении его
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа,
обмен или иное введение в
оборот товара, если при этом
незаконно использовались
5) незаконное
получение, использование,
Однако при квалификации
Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики"5.
AMP корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.
Регулярной функцией
Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО)6.
Главным инструментом
Причинами принятия законов,
а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой практике не существует однозначного определения недобросовестной конкуренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);
б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;
в) необходимость зашиты интересов общества от некоторых предпринимателей.
Выделяют антитрестовскую и
Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и диверсификации производства.
Антимонопольное
регулирование - это регулирование
уровня концентрации и монополизации,
стратегии и тактики
Исторически
сложились две системы
В современных условиях главной особенностью
антимонопольного законодательства в
развитых странах является его проолигополистический
характер, т.е. оно направлено на защиту
олигополии. При этом под олигополией
понимается такая организация отрасли
(или локального рынка), при которой ограниченное
число крупных производителей выпускает
значительную или преобладающую часть
отраслевой продукции и тем самым самостоятельно
осуществляет антиконкурентную политику
или вступает в монопольный сговор для
проведения единой рыночной политики.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:
1)активизация
конкурентных рыночных
2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
При характеристике последнего целесообразно обращаться прежде всего к опыту США, поскольку здесь антимонопольное законодательство возникло раньше, чем в других странах, и проводится наиболее последовательно по сравнению с другими странами.
Значительный интерес при этом представляет содержание важнейших антимонопольных законов США: Закон Шермана (1890 г.), Закон Клейтона(1914 г.), Закон Уилера-Ли(1938 г.), Закон Селлера-Кефовера(1950 г.) и др7.
Согласно решению Конгресса США, за судебной властью оставлено право самостоятельно определять применительно к тем или иным конкретным случаям, имеет ли место “существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке”, была ли “попытка монополизации”, использовались ли “нечестные методы ведения конкурентной борьбы” и т.п. Как следствие нередки случаи различной трактовки судами степени нарушения антимонопольного законодательства при весьма схожих внешне ситуациях.
Первым этапом в развитии антимонопольного законодательства США является период с 1890 по 1920 годы. Для этого этапа характерно стремление судебных органов наивозможно четко и бескомпромиссно следовать требованиям первого антимонопольного закона США, т.е. Закона Шермана. Данный закон объявлял: 1)что любое тайное соглашение, объединение в форме треста или иной форме, или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, объявляются незаконными; 2) что любое лицо, которое будет или попытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между штатами или иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления8. Закон определял весьма строгие наказания в случае нарушения его требований, а именно, по решению суда признанные виновными фирмы могли быть ликвидированы или обязывались прекратить те виды деятельности, которые признавались незаконными. Руководство и административный персонал фирм-нарушителей могли быть подвергнуты крупным штрафам или тюремному заключению.
Уже
первые попытки практического
Наряду с принятием закона Клейтона первый этап действия антимонопольного законодательства США знаменуется так же тем, что в 1914 г. был принят закон о Федеральной торговой комиссии, т.е. была создана организация, играющая до сих пор ведущую роль в проведении антимонопольной политики США.
В качестве второго этапа в развитии антимонопольного законодательства в США целесообразно выделять период с 20-х до конца 30-х годов. Этот этап в основном связан с годами самого глубокого в истории США экономического кризиса и Великой депрессии9. Поэтому для данного этапа характерно существенное ослабление антитрестовской деятельности. Более того, в этот период в США был принят ряд законов, которые фактически (хотя и назывались антимонопольными) способствовали усилению монополистических тенденций в американской экономике. Например, в 1933 г. был принят Закон о восстановлении промышленности, который фактически поощрял тайные сговоры между фирмами об установлении единых цен, т.е. способствовал формированию артелей. В 1936 году появился закон Робинсона-Пэтмана, согласно которому поощрялось сохранение даже малоэффективных предприятий путём искусственного поддержания завышенной цены товаров (за счет продажи одних и тех же товаров под разными названиями). Законами Миллера-Тайдингса и Макгайра предпринимателям запрещалось продавать товары по ценам, более низким, чем у других фирм, производящих аналогичную продукцию. Со временем, когда обществу удалось справиться с депрессией, данные законы либо подверглись сильной критике со стороны судов и общественности, либо были объявлены не соответствующими конституции США.
Информация о работе Государственная антимонопольная политика