Государственная антимонопольная политика

Автор: y*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики антимонопольной политики, а также рассмотрение проведения антимонопольной политики в США, странах Евросоюза и России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть конкуренцию как теоретический аспект;
определить теоретические основы государственной антимонопольной политики;
изучить интсрументы проведения антимонопольной политики в странах ЕС, США и России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Объективная необходимость защиты конкуренции и проведения государственной политики. Теоретические основы государственной антимонопольной политики……………………………………………….5
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в США………………………………………………………….14
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в странах Евросоюза…………………………………………..25
Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в России………………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………...…..45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 239.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3 

  1. Объективная необходимость защиты конкуренции  и проведения государственной политики. Теоретические основы государственной  антимонопольной политики……………………………………………….5
  2. Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в США………………………………………………………….14
  3. Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в странах Евросоюза…………………………………………..25
  4. Основные инструменты проведения государственной антимонопольной политики в России………………………………………………………...32

Заключение…………………………………………………………………...…..45

Список  использованной литературы…………………………………………...47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование  монополий оказывает во многом негативное влияние на рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Получается, что цены на товары выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом их рост наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

          Еще одним негативным фактором  наличия монополий является торможение  ими развития научно-технического  прогресса. Ослабляя конкуренцию,  монополия создает экономические  предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

          Монополизация также приводит  к деформации хозяйственных отношений  и процессов. Создается структура,  которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов.

          Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

       Актуальность данной работы заключается в том, что все страны, переходящие к экономике рыночного типа сталкиваются с проблемой монополизации.  Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики. Важно обратить внимание на проведения антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, так как  и в США, и в Западной Европе давно занимаются разработкой этой проблемы и достигли в этом немалых успехов.

      Российский  и зарубежный опыт общественного  развития продемонстрировали необходимость  воздействия государства на экономические  процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В аспекте ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.

      Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики антимонопольной политики, а также рассмотрение проведения антимонопольной политики в США, странах Евросоюза и России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. рассмотреть конкуренцию как теоретический аспект;
    2. определить теоретические основы государственной антимонопольной политики;
    3. изучить интсрументы проведения антимонопольной политики в странах ЕС, США и России.
 
 
 
 

   1. Объективная необходимость защиты конкуренции и проведения государственной политики. Теоретические основы государственной антимонопольной политики. 

      Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.

      Правовые  основы государственного регулирования  конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством, основанным на Конституции РФ и состоящим из Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 02 февраля 2006 г.), Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 02 февраля 2006 г.), иных федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации. Такие отношения регулируются также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение указанных Федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, регулирующие подобные общественные отношения. Отношения, влияющие на конкуренцию на финансовых рынках и связанные с защитой такой конкуренции, могут регулироваться также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной антимонопольной службы и иных органов, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг.

27.07.2006 г. принят  Федеральный закон  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", который заменил Закон о конкуренции на товарных рынках и Закон о конкуренции на финансовых рынках. Данный закон вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, то есть 26 октября 2006 года1.

      Антимонопольное законодательство запрещает достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с органами власти и управления, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке товарных услуг. В контексте Закона о конкуренции под соглашениями, ограничивающими конкуренцию, прежде всего, понимаются гражданско-правовые сделки. Как правило, соглашения, ограничивающие конкуренцию, оформляются договорами простого товарищества, дистрибьюторскими, агентскими соглашениями и так далее. Конкурентные Законы также запрещают согласованные действия.

      В статье 11 указанного Закона указан перечень возможных форм согласованных действий, он более полный, чем в предыдущих законах о конкуренции2:

1) установление  или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышение,  снижение или поддержание цен  на торгах;

3) раздел  товарного рынка по территориальному  принципу, объему продажи или  покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически  или технологически не обоснованный  отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) навязывание  контрагенту условий договора, невыгодных  для него или не относящихся  к предмету договора (необоснованные  требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом  не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) создание  препятствий доступу на товарный  рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установление  условий членства (участия) в профессиональных  и иных объединениях, если такие  условия приводят или могут  привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

      Следовательно, закон к согласованным действиям  относит фактические действия некоторого количества независимых участников рынка, направленные на ограничение конкуренции.

      В новом законе дано новое определение  товара. Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким образом, в законе унифицировано базовое для конкурентного (антимонопольного) законодательства понятие товара.

      Закон также содержит уточненное понятие  товарного рынка с целью учета  специфики большинства современных товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Кроме того, уточнено понятие хозяйствующих субъектов3.

      Следовательно, законодатель создает единую систему  правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства. Закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Монополистическая деятельность в данном законе характеризуется как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Понятие доминирующего положения на товарном рынке определено в ст.5 закона: «Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

Информация о работе Государственная антимонопольная политика