Генезис исторических форм собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало рассмотрение понятия, природы и исторического развития форм собственности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- определить юридическое и экономическое содержание понятия собственности;
- рассмотреть отношения собственности;
- выяснить вопрос о закреплении, фиксации и регулировании отношений людей к вещам;
- определить понятие форм собственности;
- рассмотреть процесс исторического развития форм собственности;
- оценить последние результаты данного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ 4
1.1. Понятие собственность, его юридическое и экономическое
содержание 4
1.2. Отношения собственности 7
1.3. Права собственности 9
2. ГЕНЕЗИС ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ 12
2.1. Понятие форм собственности 12
2.2. Исторические формы собственности 14
2.3. Многоукладность современной экономики 17
2.4. Приватизация и разгосударствление 21
2.5. Критерии эффективности преобразований собственности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

Современные тенденции  мировой экономики  свидетельствуют  о  том,  что постиндустриальное  развитие  общества будет  сопровождаться  всё  большим распределением  прав  абсолютной  частной  собственности   и   всё   большим разнообразием комбинаций прав между субъектами экономических отношений, участвующих в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Научно-техническая революция определила усиливающуюся тенденцию к повышению роли государственной собственности. Эта форма существенно отличается от частной собственности тем, что её непосредственным субъектом является государство. Но  в основном нынешней рыночной экономике присущи коллективные, корпоративные, смешанные  формы собственности. В достаточно типичной капиталистической  экономике рыночного типа 10-15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15-25% - в государственной.

2.3. Многоукладность  современной экономики

При восприятии форм собственности с точки зрения практической экономики  как   инструмента решения общехозяйственных задач, а не самодовлеющих общественных интересов, вопрос о превосходстве  той или иной форм собственности несколько некорректен. Для экономики важно  не  выделение и развитие отдельной форм собственности, какой бы  эффективной она не казалась, а создание и поддержание  подвижной  в  своих  рамках системы, включающей целый спектр организаций   предпринимательской деятельности, основанной на различных формах  собственности. Многообразие современных потребностей в обществе может  быть достаточно полноценно и эффективно удовлетворено лишь на основе совокупности форм собственности и возникающей на их основе структуре отношений и мотиваций. Современная экономика – это многоукладная экономика.

Вопрос о месте  и роли каждой формы собственности  в развитой  рыночной экономике находит свое решение в наилучшем сочетании  различных форм собственности, отвечающем требованию эффективности  экономики.        

Проникновение передовых  технологий в большинство отраслей  экономики привело к формированию более сложных производственных  отношений,  требующих отказа от административного регулирования.       

В то же время разгосударствление экономики не единственная  тенденция в современном экономическом мире. Существуют закономерности    участия государства  в  экономике.  Опыт развитых стран со  смешанной  экономикой демонстрирует чередование прямого и косвенного участия государства  в  отдельной  отрасли применительно к различным её стадиям развития, наличие фаз национализации и приватизации, углубления и ослабления государственного вмешательства в экономику, её государственного регулирования.

Как  свидетельствует  хозяйственный опыт развитых стран, государственная собственность развивается, прежде всего, в тех  отраслях и сферах, которые  ей  оставляет  частный  капитал, то есть где невозможно получение средней нормы прибыли (нижнего предела доходности капитала).  Этим  частично  объясняется  более  низкая эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими формами в рыночной экономике. Прежде всего, это отрасли, где отдача либо невелика, либо  наступает  через  длительное  время   –   капиталоемкие   и малоприбыльные отрасли  производственной  и социальной инфраструктуры: энергетика,   транспорт, связь, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды.       

Поэтому в западной Европе становление таких отраслей, как  информатика, космическая  связь,  атомная  энергетика, модернизация и   реконструкция железнодорожного, воздушного транспорта,   металлургической, добывающей промышленности, осуществлялась в  значительной  мере  за  счет  бюджетного финансирования.

Границы распределения  государственной формы собственности  в  рыночной экономике подвижны, что обусловлено приватизационной политикой  государства.

Государство призвано заботиться, прежде всего, не о расширении  собственного сектора, а о гармоничном развитии производительных сил и о  достижении необходимого соответствия, равновесия в структуре форм  собственности и хозяйственной деятельности. Во главу угла при этом   ставится задача стабилизации экономики, роста социально-экономической   эффективности.

Динамичность в  сочетании форм собственности проявляется, например,  в том, что по мере накопления  капитала  такой  “традиционный”  для  развития государственной формы собственности  признак,  как  высокая  капиталоёмкость (потребность в  больших  капиталовложениях),  престает  быть барьером для частного капитала, ориентирующегося на стабильность   рынка  сбыта.

Наблюдается преобразование таких традиционно-государственных  отраслей,  как энергетика и транспорт, в акционерные формы.

В свете указанных  особенностей развития государственной  формы собственности и связанного с ней государственного предпринимательства, соседствующих с политикой приватизации, становится понятным  возникновение смешанных форм собственности. В то же время создание   акционерных государственных предприятий, контрольный пакет акций в которых  принадлежит государству, создание в рамках государственных холдингов смешанных дочерних компаний свидетельствуют  о  возможности  и  перспективности  не только сосуществования, но и взаимодействия разных форм собственности.

Объектами индивидуальной, частной собственности становятся  в  первую очередь  отрасли, производства, которые требуют высокого уровня предпринимательской активности,  мобильности,  предприимчивости  и  способны приносить высокую прибыль. В то же время частная инициатива необходима там, где надо ближе стоять к потребителю, учитывать его  непрерывно  изменяющиеся потребности. В мелком бизнесе, в сфере  услуг  частная собственность легче пускает корни, быстрее прививается по сравнению с государственной, которая не отличается высокой эффективностью из-за громоздкой своей организации, что не позволяет ей быстро  и  гибко  ориентироваться  в  зависимости  от   перемены  интересов потребителя.

Анализируя место  и роль негосударственных форм собственности  в рыночной экономике, приходится смещать  акценты из области рассмотрения  форм и отношений собственности в сторону форм организации  предпринимательской деятельности. При анализе хозяйственной   деятельности  фирм  удобнее оперировать понятиями не форм  собственности, а  форм  организации предпринимательской  деятельности,  которые, несомненно, зависят от форм собственности (развитие форм организации предпринимательской деятельности есть отражение  истории  развития форм собственности, развития рынка), но имеют самостоятельное значение и именуются организационно-правовыми формами.

Возникновение  каждой  новой   формы   предпринимательства,   их   эволюция, соответствует определенной ступени развития    производительных   сил   и требований рынка, то есть непосредственно связано с преобразованием форм и отношений собственности.

Простейшими формами  собственности, издавна фигурирующими  на  рынке, являются индивидуальная форма собственности (ремесленничество)  и  семейная.

Они характерны ныне для мелкого бизнеса сферы  услуг и фермерства.

Из-за развития производительных сил общества потребовалось объединение  труда и капитала. С одной стороны, развилась частная  собственность на основе коллективного наемного труда, с другой стороны,  наблюдалось развитие коллективных общих форм собственности.   Последнее направление  более характерно для современной цивилизованной экономики.

Несмотря  на  кажущееся наличие высокого уровня мотивации и заинтересованности  в  результатах труда в условиях коллективной и кооперативной форм собственности, в чистом виде эти формы не получили большого распространения в развитой рыночной экономике. Дело в том, что эффективность данных форм высока лишь в сфере малого бизнеса, малых предприятий, где достаточно  четко прослеживается связь между долей собственности и участием в управлении, в распределении дохода и  получении прибыли.

В акционерной форме  собственности и предпринимательской  деятельности проявилось, пожалуй, наиболее рациональное на  сегодняшний  день сочетание коллективных и индивидуальных интересов. Поэтому  акционерная форма и стала базисной, определяющей в современной рыночной экономике.     

2.4. Приватизация и  разгосударствление

При переоценке структуры  государственного регулирования экономики  и осознании преимуществ многоукладной  экономики многие страны стали на путь перехода от административно-командной  экономики к рынку. Одной  из  главных задач  перехода  к   рынку   является   проведение разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление  представляет собой снятие с государства  функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих  полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности (т.е. принадлежности средств производства и результатов труда).

С точки зрения создания эффективного рыночного механизма  необходимыми являются  некоторые  институциональные   преобразования   – приватизация, демонополизация, проведение разукрупнения   государственных  предприятий, развертывание малой приватизации в сферах торговли и общепита, подготовка  и проведение большой приватизации.

Приватизация подразумевает  смену собственника посредством  передачи или продажи на различных  условиях государственной  собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за её результаты.

Приватизация  –  это  переход  государственной  собственности  в  руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или  возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

В основу выбора способов приватизации положен пример предприятия:  для мелких предприятий с численностью работающих до  200  человек  рекомендована продажа  по   конкурсу   (аукциону).   Для   более   крупных  целесообразно преобразование в акционерные общества.

Процесс приватизации, понимаемый как переход того или  иного  имущества (активов) из государственного  в  частный сектор,  имеет  длинную  историю, сопоставимую  с  историей  самой  собственности.  Современная же природа процесса приватизации сопряжена с наличием двух абсолютно разных  по  своему содержанию типов приватизации.

Первый тип связан со сдвигами в воспроизводственном  механизме  и  с начавшейся во второй половине 70-х годов структурной перестройкой  экономики развитых стран Запада, что потребовало переоценки   сложившейся   ранее структуры государственного регулирования экономики. При этом практически во всех странах Запада произошел серьезный   пересмотр места и роли государственной собственности  и  государственного  предпринимательства  в экономике.

Данные  неоконсервативные  сдвиги  в  идеологии  и  экономической  теории  и политике промышленно развитых  стран были  распространены  в  развивающиеся страны посредством насаждения научной идеологии, а иногда  и  путем прямого давления Запада через условия помощи.  В  итоге  в  80-90-е  годы  свыше  80 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской  Америки  реализовали  различные программы приватизации государственной собственности.

Однако все эти  страны характеризует то, что проведение  приватизации

происходило в рамках уже  существующей  рыночно-конкурентной  среды  при наличии частного сектора и в  ходе поступательного  эволюционного  развития экономики.

Второй тип получил  своё  развитие  позднее,  начавшись  в  1989г.,  в процессе системных преобразований в странах бывшего социалистического лагеря – Восточной и  Центральной  Европы,  но,  прежде  всего  в  России.  В контексте перехода  от  административно-командной   системы   хозяйства   к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах, приватизации отводится особое место, так  как  при  всем  многообразии  подходов  к  роли

собственности  в  любом  обществе,   основополагающим   является   то,   что собственность (точнее права собственности) представляет собой  основу  любой современной системы хозяйства.

2.5. Критерий эффективности  преобразований собственности

Теория эффективного и рационального  распределения ресурсов, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного  (частного) сектора в государственный (общественный), выдвигает  следующее требование: преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из  одного (частного)  сектора  в  другой (общественный)   возможен   и   экономически оправдан, если  потери  от  изъятия  ресурсов  из  частного  сектора меньше дополнительных  выгод  в  государственном  (общественном) секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это  приводит к росту производительности (отдачи) ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми  уточнениями  может  быть применен   универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности (т.е. на любом историческом этапе развития форм собственности).

Информация о работе Генезис исторических форм собственности