Современные тенденции
мировой экономики свидетельствуют о том, что
постиндустриальное развитие общества будет сопровождаться всё большим
распределением прав абсолютной частной собственности и всё большим
разнообразием комбинаций прав между
субъектами экономических отношений,
участвующих в производстве, распределении,
обмене и потреблении экономических благ.
Научно-техническая революция определила
усиливающуюся тенденцию к повышению
роли государственной собственности.
Эта форма существенно отличается от частной
собственности тем, что её непосредственным
субъектом является государство. Но в основном
нынешней рыночной экономике присущи
коллективные, корпоративные, смешанные формы
собственности. В достаточно типичной
капиталистической экономике рыночного
типа 10-15% средств производства находятся
в индивидуально-частной собственности,
60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной,
15-25% - в государственной.
2.3. Многоукладность
современной экономики
При восприятии форм
собственности с точки зрения
практической экономики как инструмента
решения общехозяйственных задач, а не
самодовлеющих общественных интересов,
вопрос о превосходстве той или иной форм
собственности несколько некорректен.
Для экономики важно не выделение и развитие
отдельной форм собственности, какой бы эффективной
она не казалась, а создание и поддержание подвижной в своих рамках
системы, включающей целый спектр организаций предпринимательской
деятельности, основанной на различных
формах собственности. Многообразие современных
потребностей в обществе может быть достаточно
полноценно и эффективно удовлетворено
лишь на основе совокупности форм собственности
и возникающей на их основе структуре
отношений и мотиваций. Современная экономика
– это многоукладная экономика.
Вопрос о месте
и роли каждой формы собственности
в развитой рыночной экономике находит
свое решение в наилучшем сочетании различных
форм собственности, отвечающем требованию
эффективности экономики.
Проникновение передовых
технологий в большинство отраслей экономики
привело к формированию более сложных
производственных отношений, требующих
отказа от административного регулирования.
В то же время разгосударствление
экономики не единственная тенденция
в современном экономическом мире. Существуют
закономерности участия государства в экономике. Опыт
развитых стран со смешанной экономикой демонстрирует
чередование прямого и косвенного участия
государства в отдельной отрасли применительно
к различным её стадиям развития, наличие
фаз национализации и приватизации, углубления
и ослабления государственного вмешательства
в экономику, её государственного регулирования.
Как свидетельствует хозяйственный
опыт развитых стран, государственная
собственность развивается, прежде всего,
в тех отраслях и сферах, которые ей оставляет частный капитал,
то есть где невозможно получение средней
нормы прибыли (нижнего предела доходности
капитала). Этим частично объясняется более низкая
эффективность государственной формы
собственности по сравнению с другими
формами в рыночной экономике. Прежде
всего, это отрасли, где отдача либо невелика,
либо наступает через длительное время – капиталоемкие и
малоприбыльные отрасли производственной и
социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт,
связь, образование, здравоохранение,
охрана окружающей среды.
Поэтому в западной
Европе становление таких отраслей,
как информатика, космическая связь, атомная энергетика, модернизация
и реконструкция железнодорожного, воздушного
транспорта, металлургической, добывающей
промышленности, осуществлялась в значительной мере за счет бюджетного
финансирования.
Границы распределения
государственной формы собственности
в рыночной экономике подвижны, что обусловлено
приватизационной политикой государства.
Государство призвано
заботиться, прежде всего, не о расширении собственного
сектора, а о гармоничном развитии производительных
сил и о достижении необходимого соответствия,
равновесия в структуре форм собственности
и хозяйственной деятельности. Во главу
угла при этом ставится задача стабилизации
экономики, роста социально-экономической эффективности.
Динамичность в
сочетании форм собственности проявляется,
например, в том, что по мере накопления капитала такой “традиционный” для развития
государственной формы собственности признак, как высокая капиталоёмкость
(потребность в больших капиталовложениях), престает быть
барьером для частного капитала, ориентирующегося
на стабильность рынка сбыта.
Наблюдается преобразование
таких традиционно-государственных отраслей, как
энергетика и транспорт, в акционерные
формы.
В свете указанных
особенностей развития государственной
формы собственности и связанного
с ней государственного предпринимательства,
соседствующих с политикой приватизации,
становится понятным возникновение смешанных
форм собственности. В то же время создание акционерных
государственных предприятий, контрольный
пакет акций в которых принадлежит государству,
создание в рамках государственных холдингов
смешанных дочерних компаний свидетельствуют о возможности и перспективности не
только сосуществования, но и взаимодействия
разных форм собственности.
Объектами индивидуальной,
частной собственности становятся в первую
очередь отрасли, производства, которые
требуют высокого уровня предпринимательской
активности, мобильности, предприимчивости и способны
приносить высокую прибыль. В то же время
частная инициатива необходима там, где
надо ближе стоять к потребителю, учитывать
его непрерывно изменяющиеся потребности.
В мелком бизнесе, в сфере услуг частная
собственность легче пускает корни, быстрее
прививается по сравнению с государственной,
которая не отличается высокой эффективностью
из-за громоздкой своей организации, что
не позволяет ей быстро и гибко ориентироваться в зависимости от перемены интересов
потребителя.
Анализируя место
и роль негосударственных форм собственности
в рыночной экономике, приходится смещать
акценты из области рассмотрения форм
и отношений собственности в сторону форм
организации предпринимательской деятельности.
При анализе хозяйственной деятельности фирм удобнее
оперировать понятиями не форм собственности,
а форм организации предпринимательской деятельности, которые,
несомненно, зависят от форм собственности
(развитие форм организации предпринимательской
деятельности есть отражение истории развития
форм собственности, развития рынка), но
имеют самостоятельное значение и именуются
организационно-правовыми формами.
Возникновение каждой новой формы предпринимательства, их эволюция,
соответствует определенной ступени развития производительных сил и
требований рынка, то есть непосредственно
связано с преобразованием форм и отношений
собственности.
Простейшими формами
собственности, издавна фигурирующими
на рынке, являются индивидуальная форма
собственности (ремесленничество) и семейная.
Они характерны ныне
для мелкого бизнеса сферы
услуг и фермерства.
Из-за развития производительных
сил общества потребовалось объединение труда
и капитала. С одной стороны, развилась
частная собственность на основе коллективного
наемного труда, с другой стороны, наблюдалось
развитие коллективных общих форм собственности. Последнее
направление более характерно для современной
цивилизованной экономики.
Несмотря на кажущееся
наличие высокого уровня мотивации и заинтересованности в результатах
труда в условиях коллективной и кооперативной
форм собственности, в чистом виде эти
формы не получили большого распространения
в развитой рыночной экономике. Дело в
том, что эффективность данных форм высока
лишь в сфере малого бизнеса, малых предприятий,
где достаточно четко прослеживается связь
между долей собственности и участием
в управлении, в распределении дохода
и получении прибыли.
В акционерной форме
собственности и предпринимательской деятельности
проявилось, пожалуй, наиболее рациональное
на сегодняшний день сочетание коллективных
и индивидуальных интересов. Поэтому акционерная
форма и стала базисной, определяющей
в современной рыночной экономике.
2.4. Приватизация и
разгосударствление
При переоценке структуры
государственного регулирования экономики
и осознании преимуществ многоукладной
экономики многие страны стали на
путь перехода от административно-командной
экономики к рынку. Одной из главных задач перехода к рынку является проведение
разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление
представляет собой снятие с государства
функций прямого хозяйственного
управления, передачу соответствующих полномочий
на уровень предприятий, но без изменения
характера собственности (т.е. принадлежности
средств производства и результатов труда).
С точки зрения создания
эффективного рыночного механизма необходимыми
являются некоторые институциональные преобразования –
приватизация, демонополизация, проведение
разукрупнения государственных предприятий,
развертывание малой приватизации в сферах
торговли и общепита, подготовка и проведение
большой приватизации.
Приватизация подразумевает
смену собственника посредством
передачи или продажи на различных
условиях государственной собственности
экономическим субъектам, которые используют
её в дальнейшем в хозяйственной деятельности,
неся полную имущественную ответственность
за её результаты.
Приватизация – это переход государственной собственности в руки
отдельных граждан, трудовых коллективов,
юридических лиц или возникновение на
базе государственных предприятий различных
смешанных форм собственности.
В основу выбора способов
приватизации положен пример предприятия: для
мелких предприятий с численностью работающих
до 200 человек рекомендована продажа по конкурсу (аукциону). Для более крупных целесообразно
преобразование в акционерные общества.
Процесс приватизации,
понимаемый как переход того или
иного имущества (активов) из государственного в частный сектор, имеет длинную историю,
сопоставимую с историей самой собственности. Современная
же природа процесса приватизации сопряжена
с наличием двух абсолютно разных по своему
содержанию типов приватизации.
Первый тип связан
со сдвигами в воспроизводственном механизме и с
начавшейся во второй половине 70-х годов
структурной перестройкой экономики развитых
стран Запада, что потребовало переоценки сложившейся ранее
структуры государственного регулирования
экономики. При этом практически во всех
странах Запада произошел серьезный пересмотр
места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в
экономике.
Данные неоконсервативные сдвиги в идеологии и экономической теории и
политике промышленно развитых стран были распространены в развивающиеся
страны посредством насаждения научной
идеологии, а иногда и путем прямого давления
Запада через условия помощи. В итоге в 80-90-е годы свыше 80
развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки реализовали различные
программы приватизации государственной
собственности.
Однако все эти
страны характеризует то, что проведение приватизации
происходило в рамках
уже существующей рыночно-конкурентной среды при
наличии частного сектора и в ходе поступательного эволюционного развития
экономики.
Второй тип получил своё развитие позднее, начавшись в 1989г., в
процессе системных преобразований в
странах бывшего социалистического лагеря
– Восточной и Центральной Европы, но, прежде всего в России. В
контексте перехода от административно-командной системы хозяйства к
системе, основанной на рыночно-конкурентных
принципах, приватизации отводится особое
место, так как при всем многообразии подходов к роли
собственности в любом обществе, основополагающим является то, что
собственность (точнее права собственности)
представляет собой основу любой современной
системы хозяйства.
2.5. Критерий эффективности
преобразований собственности
Теория эффективного
и рационального распределения ресурсов,
обосновывая критерии перемещения ресурсов
из негосударственного (частного) сектора
в государственный (общественный), выдвигает следующее
требование: преобразование собственности
путем перемещения средств и ресурсов
из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически
оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше
дополнительных выгод в государственном (общественном)
секторе. Иначе говоря, преобразование
частной собственности в общественную
оправдано лишь в том случае, если это приводит
к росту производительности (отдачи) ресурсов.
Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть
применен универсально ко всем иным формам
собственности и перераспределяемым правам
собственности (т.е. на любом историческом
этапе развития форм собственности).