Функции и значение конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Психология конкурентного поведения во многом различна в зависимости от того, является ли участником конкурентной борьбы государство, регион, отрасль, крупная фирма, малый предприниматель или отдельный человек, личность. Кроме того, психология участников конкуренции видоизменяется в соответствии с их целеустремлениями, мотивами конкурентных действий. В итоге в экономике, в разных сферах жизнедеятельности наблюдается обширный спектр психологических проявлений конкурентности, конкурентных действий.

Содержание

Введение
Глава1. Конкуренция 4
1.1 понятие конкуренции 4
1.2 виды конкуренции 6

Глава 2. Правила конкурентного поведения 14
2.1 Индивидуальная конкуренция 14
2.2 Национальная конкуренция 15

Глава 3. Функции и значение конкуренции 17
3.1 Функции конкуренции 17
3.2 Значение конкуренции 18
4. Заключение 20
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

1орп.docx

— 61.98 Кб (Скачать)

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.[7]

          

2.2. Национальная конкуренция.

 Широко распространено представление  о том, что в рыночном соперничестве  принимают участие только отдельные  продавцы товаров. Но на самом  деле на рыночной арене часто  разыгрывается «война всех против всех». Такая национальная конкуренция имеет следующие особенности.

Прежде всего в ней участвует  так называемая «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком  числе собственников товаров  и денег, которое может — через  массовый спрос и массовое предложение — воздействовать на уровень рыночной цены. В странах с большой численностью населения критическая масса достигает 10—15 млн мелких товаровладельцев.

Национальная конкуренция отличается еще и тем, что всеобщее конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.

Другой фронт развертывается среди  покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.

Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов  и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении  уровня цены. Первая из них стремится  продать свои изделия подороже, а  вторая — купить вещи по наименьшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая армия выиграет сражение?..

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену Преследуя общие интересы, победители в течение определенного времени не конкурируют друг с другом, но затем вступают во взаимную борьбу за свои частные интересы.

Какие законы рынка приводят в движение изменяющиеся цены?

Известно, что если массовый спрос  на какой-то товар возрастает, то его рыночная цена повышается.

Однако удорожание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену.

Обострившаяся конкуренция среди  покупателей ведет к распаду  их единства. Достигнутая ранее высокая  рыночная цена по спросу начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.

Когда расширяется массовое предложение  товаров, то, естественно, рыночная цена понижается. Но удешевление продукта наносит ущерб интересам продавцов. Поэтому один за другим они начинают свертывать сбыт своей продукции, чтобы повысить цену Усиливающаяся конкуренция среди продавцов приводит к распаду их сплоченной армии. Установившаяся ранее низкая рыночная цена по предложению постепенно повышается до уровня равновесной цены.[7]

Итак, национальная конкуренция является внутренним двигателем рыночного саморегулирования, которое закономерно воздействует на три явления:

  • во-первых, она влияет на цены, предлагаемые продавцами и покупателями
  • во-вторых, устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка
  • в-третьих, приводит общую рыночную цену к точке равновесия

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

Глава 3. Функции и значение конкуренции.

 

 

3.1. Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.[9, c .93]

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.[6,п.5.4]

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

- предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени  патентная защита (20 лет) и зарегистрированные  промышленные образцы, а также  образцы промышленной эстетики.[6, п. 5.3.]

 

3.2. Значение конкуренции

Теперь нам следует  более подробно остановиться на вопросе  значения конкуренции в современной  экономической системе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов  и покупателей. Равноправие создается  и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать  определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Если, например, вас  не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает  одно из главных условий, необходимых  для эффективного выполнения ценой  координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а  значит, можно утверждать, что конкуренция  является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает  как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

В-четвертых, конкуренция  создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.[6, п.5.3]

Предприятия ведут ценовую и  неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

 

 

 

          4. Заключение

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

Чрезмерная монополизация, появление  конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны  государства может привести к  созданию так сказать "государства  в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной  на мировом рынке, утрачиваются стимулы  нахождения более эффективных решений  функционирования в экономике и  др.

Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны  между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного  комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в  отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские  работы, открытия, т.к. если все время  пользоваться чужим, похищенным, то при  этом теряется некоторый собственный  потенциал развития, что в итоге  ведет к регрессу.[8, c.92]

Информация о работе Функции и значение конкуренции