Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:34, реферат
Психология конкурентного поведения во многом различна в зависимости от того, является ли участником конкурентной борьбы государство, регион, отрасль, крупная фирма, малый предприниматель или отдельный человек, личность. Кроме того, психология участников конкуренции видоизменяется в соответствии с их целеустремлениями, мотивами конкурентных действий. В итоге в экономике, в разных сферах жизнедеятельности наблюдается обширный спектр психологических проявлений конкурентности, конкурентных действий.
Введение
Глава1. Конкуренция 4
1.1 понятие конкуренции 4
1.2 виды конкуренции 6
Глава 2. Правила конкурентного поведения 14
2.1 Индивидуальная конкуренция 14
2.2 Национальная конкуренция 15
Глава 3. Функции и значение конкуренции 17
3.1 Функции конкуренции 17
3.2 Значение конкуренции 18
4. Заключение 20
5. Список литературы
Введение
Глава1. Конкуренция
1.1 понятие конкуренции
1.2 виды конкуренции
Глава 2. Правила
конкурентного поведения
2.1 Индивидуальная конкуренция
2.2 Национальная конкуренция
Глава 3. Функции
и значение конкуренции
3.1 Функции конкуренции
3.2 Значение конкуренции
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Состязательность в экономике
тесно связана с понятием «конкуренция».
Конкуренция - по Адаму Смиту - поведенческая
категория, когда индивидуальные продавцы
и покупатели соперничают на рынке
за более выгодные продажи и покупки
соответственно.
Проблема конкуренции, состязательности
и соперничества стала
Состязательность на реальных рынках
часто сталкивается со многими проблемами,
которые нарушают сам принцип
состязательности, согласно которому
все рыночные субъекты в идеале должны
быть поставлены в равные условия, что
приведет к высокому качеству услуг,
приемлемым ценам – то есть будут
соблюдаться права
Психология
конкурентного поведения во многом различна
в зависимости от того, является ли участником
конкурентной борьбы государство, регион,
отрасль, крупная фирма, малый предприниматель
или отдельный человек, личность. Кроме
того, психология участников конкуренции
видоизменяется в соответствии с их целеустремлениями,
мотивами конкурентных действий. В итоге
в экономике, в разных сферах жизнедеятельности
наблюдается обширный спектр психологических
проявлений конкурентности, конкурентных
действий.
Глава 1.Конкуренция
1.1 Понятие конкуренции
Конкуренция - термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция - это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.[1]
Конкуренция содержит в самой себе
противоречие, которое в результате
проявления воспроизводит явления,
отрицающие саму конкуренцию. Свободная
конкуренция ведёт к отбору наиболее
эффективно хозяйствующих единиц, их
укреплению и росту при одновременном
разорении тех, кто отстаёт от
требований рынка. На определённом этапе
этот процесс обуславливает
В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий- это сила, у мелких фирм- гибкость, у специализированных компаний- приспособленность к особым сегментам(’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов- преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Деятельность любой
Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.[2]
1.2 Виды конкуренции
Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.
Виды конкуренции по масштабам развития
По масштабам развития выделяют следующее виды:
Виды конкуренции по характеру развития
По характеру развития
Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мерчендайзинг, обслуживание клиентов.[2]
Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка
Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.
Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.
Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.[4]
Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг)
Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):
Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.
Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).
Факторы, влияющие на уровень
и степень чистой конкуренции: требования
к качеству, степень переработки
сырья, транспортный фактор. При этом
перечисленные факторы