Функции и значение конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Психология конкурентного поведения во многом различна в зависимости от того, является ли участником конкурентной борьбы государство, регион, отрасль, крупная фирма, малый предприниматель или отдельный человек, личность. Кроме того, психология участников конкуренции видоизменяется в соответствии с их целеустремлениями, мотивами конкурентных действий. В итоге в экономике, в разных сферах жизнедеятельности наблюдается обширный спектр психологических проявлений конкурентности, конкурентных действий.

Содержание

Введение
Глава1. Конкуренция 4
1.1 понятие конкуренции 4
1.2 виды конкуренции 6

Глава 2. Правила конкурентного поведения 14
2.1 Индивидуальная конкуренция 14
2.2 Национальная конкуренция 15

Глава 3. Функции и значение конкуренции 17
3.1 Функции конкуренции 17
3.2 Значение конкуренции 18
4. Заключение 20
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

1орп.docx

— 61.98 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Содержание

 

 

Введение

Глава1. Конкуренция                                                                                         4                                                                        

1.1 понятие конкуренции                                                                                     4

1.2 виды конкуренции                                                                                         6

 

Глава 2. Правила  конкурентного поведения                                              14

2.1 Индивидуальная конкуренция                                                                    14

2.2 Национальная конкуренция                                                                        15

 

Глава 3. Функции  и значение конкуренции                                               17

3.1 Функции конкуренции                                                                                 17

3.2 Значение конкуренции                                                                                 18

4. Заключение                                                                                                         20

5. Список литературы                                                                                           21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Состязательность в экономике  тесно связана с понятием «конкуренция». Конкуренция - по Адаму Смиту - поведенческая  категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке  за более выгодные продажи и покупки  соответственно. 

Проблема конкуренции, состязательности и соперничества стала актуальна  уже в древние времена, не спадает  актуальность данного вопроса и  сегодня. Дело в том, что совершенная (идеальная) конкуренция в реальных условиях невозможна, т.к. на ситуацию на рынке воздействует слишком большое  количество внешних и внутренних факторов. Поэтому каждый участник рынка в зависимости от своего положения на рынке стремится  повысить или понизить конкурентную среду. При этом в каждый момент времени, опять-таки, в зависимости от условий, субъект рыночных отношений может  отстаивать ту или иную позицию, наиболее выгодную ему. 

Состязательность на реальных рынках часто сталкивается со многими проблемами, которые нарушают сам принцип  состязательности, согласно которому все рыночные субъекты в идеале должны быть поставлены в равные условия, что  приведет к высокому качеству услуг, приемлемым ценам – то есть будут  соблюдаться права потребителей. Для соблюдения принципа состязательности в различных странах мира создаются  и функционируют различные органы, не является исключением и Российская Федерация.[6] 
 
           Психология конкурентного поведения во многом различна в зависимости от того, является ли участником конкурентной борьбы государство, регион, отрасль, крупная фирма, малый предприниматель или отдельный человек, личность. Кроме того, психология участников конкуренции видоизменяется в соответствии с их целеустремлениями, мотивами конкурентных действий. В итоге в экономике, в разных сферах жизнедеятельности наблюдается обширный спектр психологических проявлений конкурентности, конкурентных действий. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Глава 1.Конкуренция

 

1.1 Понятие конкуренции

 

Конкуренция - термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция - это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.[1]

Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная  конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном  разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе  этот процесс обуславливает появление  монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что  она в принципе не в состоянии  сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия  сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального  развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. [6]Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой(в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.[4]

В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных  единиц, имеющих свои особенности: у  ведущих монополий- это сила, у  мелких фирм- гибкость, у специализированных компаний- приспособленность к особым сегментам(’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов- преимущества первооткрывателей. В  конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь  для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Деятельность любой хозяйственной  единицы в условиях конкуренции  подвергается двойному контролю. С  одной стороны- это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой- это внешний опосредствованный  контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов  через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы  определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам  того или иного конкурента.[1]

Конкуренция- это самый эффективный  и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных  затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно  толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и  потребителя, на улучшение качества.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды конкуренции

Существуют несколько  видов конкуренции. Рассмотрим классификацию  видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

 

Виды конкуренции  по масштабам развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

  • индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
  • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции  по характеру развития

 

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

 

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере  услуг, при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не поддается перераспределению  с одного рынка на другой (транспортировка  скоропортящихся продуктов с  одного рынка на другой).

 

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие  на потребителя через рекламу, СТИС, ПР,  мерчендайзинг, обслуживание клиентов.[2]

  • Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:
  • конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;
  • конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
  • конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.
  • Поскольку конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.
  • В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:
  • желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество способов вложения потребителем денежных средств;
  • функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге;
  • межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности:
  • межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, цель которого — создать имитацию потребительского выбора.

 

Виды конкуренции  в зависимости от выполнения предпосылок  конкурентного равновесия рынка

Можно выделить совершенную  и несовершенную конкуренции.

 

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

 

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.[4]

 

Виды конкуренции  в зависимости от соотношения  спроса и предложения(товаров, услуг)

Можно выделить следующие  виды конкуренции (разновидности совершенной  и несовершенной конкуренции):

  • чистая;
  • олигополистическая:
  • монополистическая.

Чистая  конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации  и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая  продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Факторы, влияющие на уровень  и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки  сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся  в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние  транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного  фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние  на уровень конкурентоспособности  субъектов рынка и выбор стратегий  на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие  степень переработки сырья и  требования к качеству) ориентируются  на местных производителей, повышая  уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень  важен: потребители строительных и  отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности  местных производителей, гак как  высокие требования к качеству продукции  делают фактор транспортной составляющей менее важным.[2]

Информация о работе Функции и значение конкуренции