Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - полное раскрытие данной темы, определение значимости цены и ее роли в рыночной экономике.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1)Рассмотрение понятие цены и ее роли в рыночной экономике.
2)Выявление видов и структуры цены.
3)Рассмотрение механизмов формирования и функций цен.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие цены.Виды,структура цен. Роль цены в рыночной экономике 4
Понятие цены. Роль цены в рыночной экономике 4
1.2 Виды цен 6
1.3 Структура цены 13
Глава 2. Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике 15
2.1 Функции цен 15
2.2 Факторы рыночного образования 19
2.3 Рыночный механизм формирования цен 20
Заключение 22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Мамаева О.Д..docx

— 69.67 Кб (Скачать)

5. «Функция цены как  критерия рационального размещения  производства по мере перехода  страны к рыночной экономике  также будет получать все более  полное развитие. Проявляется она  в том, что с помощью механизма  цен для получения более высокой  прибыли осуществляется перелив  капиталов из одного сектора  экономики в другой и внутри  отдельных секторов туда, где  норма прибыли более высокая.  Такой переток капиталов производится  фирмами самостоятельно под воздействием  законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в  какую сферу деятельности, в какую  отрасль или сферу экономики  ему вкладывать свой капитал.  Этому предшествуют глубокие  маркетинговые исследования, т.е.  изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен»5.В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торговопосредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности.

Функции цен еще раз  показывают, что цена – это инструмент регулирования экономических процессов  в сфере производства, обмена, обращения  и реализации продукции. При этом цена всегда воздействует на экономические  интересы.

2.2 Факторы рыночного ценообразования

Рыночная цена товара формируется  под влиянием большого числа факторов. Для выбора цены на товар или услугу сначала нужно выявить и проанализировать ценообразующие факторы.

Основные ценообразующие факторы.

  • спрос и предложение

Цена на рынке подвергается изменениям, прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор имеет едва ли не самую ключевую роль в рыночной экономике.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенное время.

Предложение – количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

  • эластичность спроса

При анализе спроса и предложения  наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменение  в ответ на изменения цены товара или какого-либо другого параметра. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению  факторов, их определяющих, позволяет  эластичность.

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

  • финансово-кредитная сфера

Большое влияние на уровень и  динамику цен оказывает состояние  финансово-кредитной сферы, когда  на цены непосредственно влияют изменения  покупательной способности денежной единицы. В нормально функционирующей  экономике, когда существует достаточный  золотовалютный резерв, соотношение  между суммой цен товаров и  количеством денег в обращении  относительно стабильно.

 

2.3 Рыночный механизм формирования цен

Механизм цен - это формирование и изменение рыночных цен под  влиянием столкнувшихся интересов  покупателей и продавцов, принимающих  решения без принуждения извне. Сегодня в практике товарного производства применяются следующие механизмы формирования цен:

  1. Маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения. При маркетинговом подходе действует стихийно-рыночный механизм формирования затрат. Его экономическое содержание определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли, а также независимостью товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов» и стоимостных показателей (цен) и полным отсутствием воздействий правительства на принятие решений по ценам;
  2. Нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен). Формирование цен при таком механизме осуществляется или нормативным, или параметрическим, или нормативно-параметрическим методом. Нормативный механизм предполагает преимущественно директивное регулирование, основу которого составляет планирование с зачетом достигнутых предприятием результатов, при этом нормативно определяются не только издержки производства и реализации, но и желаемые размеры их снижения;
  3. Механизм комбинированного (смешанного) типа с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода:
  4. Маркетингово-нормативный механизм, действующий на базе маркетингового подхода с использованием нормативных элементов

(с применением методов  расчета цен – полных, прямых  или предельных затрат; на базе  стандартных или нормативных  издержек производства; на базе целевой или нормативной величины прибыли), функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании стоимостных и натуральных показателей, однако предполагает вмешательство правительства в принятие решений по ценам;

  1. Нормативно-маркетинговый механизм формирования цен, возникающий на базе нормативного подхода с элементами маркетингового, предусматривает ослабление функции правительственного регулирования цен и ориентацию на их либерализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Исследование поставленных в контрольной работе вопросов позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Рынок и цена – это категории, обусловленные товарным производством. Так как при этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории.
  2. Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие.
  3. Все цены классифицируются по различным признакам и подразделяются на отдельные виды.
  4. Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, таких как: спрос и предложение, эластичность спроса, государственное регулирование цен и т.д.
  5. Под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов.

Все вышеперечисленное так же позволяет сделать вывод, что уровень цены находится под воздействием спроса и предложения. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонизируя разные экономические интересы производителя и потребителя.

 

 

 

 

 

Список литературы

       1.Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. - 160с.

      2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория:учеб.для студентов,обучающихся по экономическим специальностям-12-е изд.,перераб.-М.:Издательство «Омега-Л», 2010.

     3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы:Учеб.пособие.-4-е изд.,доп. И перераб.-М.:ИНФРА-М,2010.

     4. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.-304с

     5. Экономическая теория: Полный курс: Учебник/Под ред. Т.В.Чечелевой,Изд.2-е,перераб и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.-448с.

     6. Текущий сайт КАДИС – Информационно правовой портал//www.kadis.ru – По состоянию на 11.02.2012.

     7. Текущий сайт «Системы и технологии »//sprbuh.systecs.ru - По состоянию на 14.02.2012.

     8.Текущий сайт «Центр креативных технологий » http://www.inventech.ru - По состоянию на 09.02.2012.

     9.Текущий сайт «Ценообразование » http://pricinginfo.ru – По состоянию на 06.02.2012.

    10. Текущий сайт Российский бизнесс//www.rb.ru – По состоянию на 25.12.2011.

 

 

 

1 Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.

2 Текущий сайт «Системы и технологии »//sprbuh.systecs.ru-По состоянию 14.02.2012.

 

3 Текущий сайт КАДИС – Информационно правовой портал//www.kadis.ru – По состоянию на 11.02.2012.

4 Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. - 160с.

5 Экономическая теория:Полный курс:Учебник/Под ред. Т.В.Чечелевой,Изд.2-е,перераб и доп.-М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.-448с.


Информация о работе Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике