Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:07, контрольная работа
Цель работы - полное раскрытие данной темы, определение значимости цены и ее роли в рыночной экономике.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1)Рассмотрение понятие цены и ее роли в рыночной экономике.
2)Выявление видов и структуры цены.
3)Рассмотрение механизмов формирования и функций цен.
Введение 3
Глава 1. Понятие цены.Виды,структура цен. Роль цены в рыночной экономике 4
Понятие цены. Роль цены в рыночной экономике 4
1.2 Виды цен 6
1.3 Структура цены 13
Глава 2. Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике 15
2.1 Функции цен 15
2.2 Факторы рыночного образования 19
2.3 Рыночный механизм формирования цен 20
Заключение 22
Список используемой литературы
4. Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на котором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционе биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов— это цен32ы публичной продажи по
максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаре (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион. Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского хозяйство рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка
массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное, непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.
Во внешней торговле зарубежных стран в современный период на бирже распространяется более чем 50 видов сырьевых товаров, на которые приходится около 15-20% всего экспорта развитых стран.
Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, в то же
время они служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по
обычным договорам, контрактам. Биржевые цены чутко реагируют на изменение.
Цены торгов — это цены особой формы специализированной
торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения
подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в
специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к
определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких
производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее
организаторов. Другими словами, цены торгов опосредуют особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный.
5. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен. Сезонная цена — цена, срок действия которой определен периодом времени.
Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно
определенной шкале.
6. Внутрифирменные цены.
Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы при
реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.
Цель трансфертного
каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать
увеличению прибыли
7. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен:
цена-нетто — цена на месте купли-продажи;
цена-брутто (фактурная цена) — определяется с учетом условий
купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франке» и условия страховки). Дифференциация цен в зависимости от того, кто — продавец или покупатель — берет на себя транспортные расходы, различается по виду "Франко". Термин «Франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.
Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет
покупатель, а франко-склад потребителя — все расходы оплачиваются продавцом.
8. Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные
экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются: по одним товарам (обычно сырьевым) - уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов, по
готовым изделиям — обычно ценами ведущих в мире производителей,
специализирующихся на изготовлении продукции данного вида.
Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия:
1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; 2) сделок, носящих регулярный характер; 3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.
Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия
производства, реализации и потребления определенного вида товара.
1.3 Структура цены
Структура цены зависит от
каналов движения товара и особенностей
налогообложения деятельности, связанной
с его производством и
1)Акциз – это косвенный
налог, которым облагаются
2)Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги, поэтому его иногда называют универсальным акцизом.
Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются:
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Подлежат налогообложению следующие операции:
2. Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике
2.1 Функции цен
Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство, реализацию различных видов товаров, их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение товаров и услуг активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала». Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.
1. «Учетная функция цены,
или функция учета и измерения
затрат общественного труда,
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов. Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек.
Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара. Выполняя данную функцию, цена является одним из главных показателей эффективности общественного производства.
Цена – надежный инструмент для экономических расчетов и проведения анализа при выборе новых видов выпускаемой продукции, ценовой стратегии и т .д.
2. «Стимулирующая функция
цены. Сущность ее выражается
в поощрительном и
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Важное значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса.
Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.
3. «Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
• различными социальными группами населения.
Так, с помощью высоких
розничных цен на предметы роскоши
и престижные товары (ювелирные изделия,
легковые автомобили и др.) обеспечивается
перераспределение с помощью
бюджета денежных средств определенной
части населения с высоким
уровнем доходов для
Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.
4. «Функция сбалансирования
спроса и предложения
В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.
С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.
Информация о работе Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике