Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:07, контрольная работа
Цель работы - полное раскрытие данной темы, определение значимости цены и ее роли в рыночной экономике.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1)Рассмотрение понятие цены и ее роли в рыночной экономике.
2)Выявление видов и структуры цены.
3)Рассмотрение механизмов формирования и функций цен.
Введение 3
Глава 1. Понятие цены.Виды,структура цен. Роль цены в рыночной экономике 4
Понятие цены. Роль цены в рыночной экономике 4
1.2 Виды цен 6
1.3 Структура цены 13
Глава 2. Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике 15
2.1 Функции цен 15
2.2 Факторы рыночного образования 19
2.3 Рыночный механизм формирования цен 20
Заключение 22
Список используемой литературы
Введение
1.2 Виды
цен
1.3 Структура
цены
Глава 2. Функции
цен. Механизмы формирования
2.1 Функции цен
2.2 Факторы рыночного образования
2.3 Рыночный механизм
Заключение
Список используемой
Данная работа написана по теме: “ Рыночные цены и механизм их формирования”. Данная тема актуальна потому что, мир меняется, и новые данные по исследуемому вопросу несут насущный характер. Анализ явлений, подразумеваемых тематикой особенно актуален в наши дни. Цена является основным элементом рыночного механизма и важнейшим инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Цена определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев посредников (возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли).
Велика роль цены в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
Цель работы - полное раскрытие данной темы, определение значимости цены и ее роли в рыночной экономике.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1)Рассмотрение понятие цены и ее роли в рыночной экономике.
2)Выявление видов и структуры цены.
3)Рассмотрение механизмов формирования и функций цен.
1.1 Понятие цены. Роль цены в рыночной экономике.
В современных условиях цены
и ценообразование становятся одним
из основных элементов развития рыночной
экономики. Цена – это категория
рынка и, чтобы понять сущность цен,
необходимо их рассматривать в
Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она или не нужна – это подтверждается рынком и только ценой ее реализации на нем.
Поскольку основной движущей силой рыночного хозяйства является конкуренция, то цена, непосредственно связанная с рынком, является инструментом рыночной конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала. И тем самым она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики.
По мнению К. Маркса, цена – это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг), поскольку стоимость любого товара составляет основу цены. Цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, с уменьшением стоимости цена товара снижается и, с ее увеличением повышается.
На рынке согласно этой модели выделяют две основные силы – производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которые соперничают между собой, пытаясь извлечь наибольшую прибыль. Цель продавцов – продать свои товары по более высокой цене и получить большую прибыль, а покупателей – приобрести нужные им товары с большей полезностью по низкой цене. Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.
Рынок можно выразить следующей схемой1 (рис.1):
Рис.1 Структура рынка
Из представленной схемы можно сделать вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонизируя разные экономические интересы производителя и потребителя, приводя в действие спрос и предложение.
Цена товара - это количество
денежных единиц определенной валютной
системы, которое должен заплатить
покупатель продавцу товара. Можно
сформулировать основное правило: чем
эксклюзивнее предмет, тем выше его
цена и, следовательно, меньше людей
захотят его приобрести. Обычно это
называют ограничивающим эффектом цен.
Иными словами, поскольку количество
разных вещей ограничено и их может
не хватить на всех, то в условиях
рыночной экономики товары и услуги
распределяются на основе цен. Их рост
или падение также влияет на поведение
производителей. Увеличение цен привлекает
новых производителей, и наоборот,
снижение цен выталкивает часть
из них с рынка. Такое влияние
цен называется функцией мотивации
производства. Таким образом, цены "поощряют"
производителей товаров и услуг
увеличивать или уменьшать
Каждый человек нуждается в тех или иных благах. Если он не может произвести их сам или если ему выгоднее купить эти блага, то он приходит за ними на рынок.
При этом потребитель должен располагать определенной суммой денег для покупки, т.е. на рынке он сталкивается уже не с потребностями как таковыми, а со спросом. Спрос - это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Реальный или платежеспособный спрос выражается в том, что для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров. Спрос в таком понимании характеризует состояние рынка, а точнее - связь массы товаров, которую люди готовы приобрести, с величинами цен, по которым они могут совершать покупки. Таким образом, величина спроса непосредственно зависит от цены, по которой этот товар можно приобрести.
1.2 Виды цен
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую систему. Реально под одним наименованием «цена» существует множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям ,сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или
мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Цены на услуги населению — особый вид розничной цены. В сфере
обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная).
Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
1. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени
конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и
регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые
производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном
рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена
производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке
покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок.
Цена производства— цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ,
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо
ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут
быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые
(защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
2. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные,
скользящие цены. Эти виды
цен устанавливаются в
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение
всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».
Твердые цены применяются в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки.
Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные
сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения
договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления
продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.)
Скользящие цены
3. По способу получения информации об уровне цены различают
публикуемые и расчетные цены.
Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и
фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных
изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными
коммерческими операциями. Номинальные цены применяется в
качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые сделки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю), т.е. – Базовыми. Базовые цены широко применяются в кредитной практике.
Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.
Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в
прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и
каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы
покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинаются
уторговывание цен при заключении сделок.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после в исполнения заказа.
Информация о работе Функции цен. Механизмы формирования цен в рыночной экономике