Фундаментальный анализ ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Фундаментальный анализ – это оценка множества внешних и внутренних факторов, существенно влияющих на финансовую и хозяйственную деятельность компании, результаты которой находят отражение в рыночной стоимости ее ценных бумаг. Таких факторов великое множество. Это и деятельность конкурентов, и политическая ситуация в стране, и эффективность менеджмента, и неукоснительное соблюдение прав акционеров общества, и финансовое положение компании.

Содержание

1. Понятие фундаментального анализа
2. Уровни фундаментального анализа
3. Фундаментальный анализ рынка ценных бумаг на макроуровне
4. Фундаментальный анализ на уровне отрасли
5. Фундаментальный анализ на микроуровне

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Чем больше процентная ставка по данной валюте по сравнению с  другими валютами (большой процентный дифференциал), тем больше будет  желающих среди иностранных инвесторов купить данную валюту, чтобы разместить средства в депозит под высокую процентную ставку. Высокие процентные ставки делают данную валюту привлекательной в качестве инструмента инвестирования, а значит, спрос на нее на международном валютном рынке повышается, и курс этой валюты растет. Правительству большинства стран выгодно иметь высокие процентные ставки. Исключение составляют экспортно-ориентированные страны (например, Япония) - для них выгодны низкие процентные ставки, ведь низкий уровень процентных ставок стимулирует развитие экономики.

Довольно сильное влияние  на финансовые рынки оказывает неожиданное  изменение процентных ставок (когда  большинство участников торгов, экономисты и аналитики не ожидают подобных действий от руководства центрального банка).

 

ВВП (внутренний валовой  продукт)

ВВП - это денежная стоимость  всех товаров и услуг, произведенных  в стране за определенный период. ВВП  является важнейшим обобщающим индикатором  силы или слабости экономики.

Опережающий рост ВВП  одной страны по сравнению с приростом ВВП другой указывает на преимущество инвестирования в экономику первой. Например, если ВВП Еврозоны растет большими темпами, чем ВВП США, то это в долгосрочной перспективе ведет к укреплению евро относительно американского доллара.

 

Сальдо федерального бюджета

Характеризует соотношение  между доходами государства и  его расходами. При превышении уровня доходов государства над его  расходами образуется положительное  сальдо (профицит). При превышении уровня расходов государства над его  доходами образуется отрицательное сальдо (дефицит). Дефицит и его увеличение ведут к ослаблению валюты.

 

Торговый баланс

Торговый баланс - это  разница между суммой экспорта и  суммой импорта товаров данной страны.

Торговый баланс отражает прежде всего конкурентоспособность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая положительная величина торгового баланса, его положительное сальдо (преобладание экспорта над импортом) означают приток в страну иностранной валюты, что повышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса (дефицит торгового баланса - импорт преобладает над экспортом) означает низкую конкурентоспособность товаров данной страны на внешних рынках; это ведет к росту внешней задолженности и падению курса национальной валюты. Данные выходят ежемесячно.

 

Показатели инфляции: CPI и PPI

Процесс, при котором  цены на товары и услуги постоянно  растут, называется инфляцией. Определенный уровень инфляции является нормальным для экономики и даже свидетельствует о ее здоровье. Значительный рост инфляции, однако, может вызвать серьезные проблемы и привести к экономическому спаду. Современная экономическая теория считает, что оптимальный уровень инфляции должен составлять 2 - 3%. Чтобы получить более своевременные и подробные индикаторы инфляции, большая часть участников рынка использует отчеты по индексу цен на потребительские товары и индексу цен производителей, рассчитываемым Бюро трудовой статистики Министерства труда США.

Индекс цен  производителей (Producer price index - PPI), ранее (до 1978 г.) известный как индекс оптовых цен, отслеживает изменения в продажных ценах различных видов продукции на разных стадиях производства, получаемых производителями данных товаров. Этот индекс включает в себя данные по ценам на различных уровнях оптовой торговли.

Индекс цен  на потребительские товары (Consumer price index - CPI) отслеживает изменение цен товаров и услуг постоянного спроса, входящих в фиксированную потребительскую корзину. CPI считается основным показателем инфляции, так как он отражает изменение стоимости конечной продукции, которая учитывает стоимость рабочей силы, кредитных ресурсов, платежеспособного спроса и других макроэкономических показателей. Как правило, отклонения на 0,2 от ожидавшегося значения бывает достаточно, чтобы вызвать заметную реакцию валютного рынка.

Реакция рынка на выход  данных о показателях CPI и PPI зависит  от текущей экономической ситуации в стране. Например, CPI и PPI оказались  выше ожидаемых, что говорит о  резком увеличении инфляции, и выход этих показателей произошел накануне заседания ФРС по пересмотру процентной ставки. Увеличение инфляции дает основание ожидать повышения процентной ставки, и рынок отреагирует укреплением доллара.

 

Рынок труда

Этот индикатор показывает количество созданных в стране за отчетный месяц новых рабочих мест (проходящих по платежным ведомостям предприятий). Оценка делается на основе опроса около 400 тыс. компаний и 50 тыс. домашних хозяйств. Данные обновляются ежемесячно (первая пятница месяца) и корректируются с учетом сезонных колебаний, чтобы по ежемесячным изменениям параметра была видна текущая тенденция. Считается, что увеличение его значения на 200 тыс. в месяц соответствует увеличению ВВП на 3%.

 

Влияние публикаций новостей на ценовую динамику

Новости, в первую очередь  публикация данных о тех или иных экономических показателях и  иных фундаментальных факторах, а  также собственно новости политического, природного и экономического происхождения  публикуются ведущими информационными агентствами, среди которых: Reuters, Dow Jones, Bloomberg, Financial Times, CNN, CNBC, Telerate и др.

В ожидании публикации запланированной  новости рынок готовится к  ней. Эксперты дают прогнозные оценки значения того или иного индикатора, аналитики составляют прогнозы поведения курсов валют в зависимости от степени совпадения прогнозных показателей с реальными данными.

После публикации реальных значений индикаторов и в зависимости  от этих опубликованных значений происходит то или иное движение курса валют. Если новость опубликована и ожидания экспертов не оправдались (причем существенно), необходимо ждать движения курсов валют, что чаще всего и случается.

 

4. Фундаментальный анализ на уровне отрасли

 

Второй этап фундаментального анализа – анализ отрасли. Задача отраслевого анализа состоит в том, чтобы определить границы анализа при последующем рассмотрении отдельных предприятий. Это осуществляется путем отсеивания отраслей, не представляющих интереса в данном плане. Разумеется, в рамках той или иной отрасли речь постоянно заходит об особой ситуации в отдельных компаниях. Следует подчеркнуть, что отраслевому анализу всегда должен предшествовать общеэкономический (макроэкономический) анализ.

Отраслевой (индустриальный) анализ предполагает изучение законодательного регулирования деятельности отрасли, делового цикла в данной отрасли, ее структуры, конкурентоспособности, уровня издержек, трудовых отношений, длительности производственного цикла, а также осуществление классификации отраслей по отношению к уровню деловой активности и по стадиям развития. В результате осуществляется качественный прогноз развития отрасли.

Когда уже готов макроэкономический анализ, необходимо его спроецировать  на отдельные отрасли экономики. Не все отрасли одинаково чувствительны к текущему бизнес циклу. Так, например, акции компаний занимающихся добычей нефти зависят от цены на нефть, акции компаний цветной металлургии от цен на цветные металлы. Акции данных компаний чувствительны к текущему бизнес циклу, так как именно в периоды расцвета экономики наблюдается усиление конкуренции фирм за ресурсы. Но, к примеру, компании, работающие в сфере розничной торговли, производящие продукты питания, то есть продукты которых неэластичны по спросу менее подвержены колебаниям бизнес циклов. Вторым фактором, определяющим чувствительность компании к бизнес циклу, является операционный леверидж.

Операционный леверидж – это соотношение постоянных и переменных затрат. Компании с  большей долей переменных затрат менее чувствительны к бизнес циклам, так как они могут безболезненно урезать производство тем самым сократив затраты. Компании с большей долей постоянных затрат, не смогут также оперативно сократить затраты вместе с падением продаж и будут вынуждены терпеть убытки, то есть фирмы с высокой долей переменных затрат имеют больший финансовый леверидж, так как малое изменение условий, в которых работает бизнес, оказывает существенное влияние на прибыльность компании.

Другим важным аспектом фундаментального анализа отрасли  является определение стадии ее развития или другими словами жизненный цикл отрасли. Типичный жизненный цикл рынка может быть описан пятью стадиями. Первая стадия так называемый стартап. На этой стадии происходит зарождение новой индустрии, стадия с высоким ростом выручки, рынок не насыщен новым продуктом, прибыль компании отрицательная. Оценка компании базируется целиком на будущем росте. Вторая стадия – бурная экспансия, на этой стадии рынок растет очень быстрыми темпами, выручка компании растет такими же стремительными темпами, компания начинает приносить прибыль, которая полностью реинвестируется. Третья стадия сильный рост – и выручка и прибыль растут, компания уже может выплачивать некую сумму в дивидендах. Но при этом у компании уже появляются конкуренты, входящие в отрасль; фирма обладает какой-то операционной историей, которую можно использовать для оценки бизнеса. Четвертая стадия – зрелость. На зрелом рынке темп роста выручки замедляется, при этом прибыль все еще растет быстрее выручки, так как компания повышает эффективность. На этой стадии фирмы платят наибольшие дивиденды. Оценка такой компании будет уже базироваться на текущих активах, чем на ожидаемом росте. И последняя стадия – снижение, выручка компании падает, прибыль снижается, компании постепенно выходят с рынка. Оценка производится в основном в соответствии с текущими активами.

Отраслевой анализ является рациональным, поскольку, как показывает опыт, экономическое развитие отрасли  не обязательно идет параллельно  с развитием общеэкономической  конъюнктуры. Среди отраслей имеются как определяющие ее развитие, так и развивающиеся вслед за конъюнктурным циклом. Однако наряду с указанными, существуют циклические отрасли, которые развиваются параллельно с конъюнктурой.

К циклическим отраслям относятся:

— автомобильная промышленность, которая опережает развитие конъюнктуры, имеет более резкие, чем экономика в целом, отклонения цикла. Ее развитие зависит в основном от движения процента, динамики покупательной способности и курса доллара;

  • химическая промышленность, у которой цикл развивается почти параллельно конъюнктурному. Но на эту зависимую от сырьевых ресурсов отрасль оказывает воздействие в первую очередь движение цен на нефть. Большое значение для данной отрасли играет не только курс национальной валюты, но и курс доллара вследствие ее сильной экспортной ориентации;
  • электропромышленность — эта отрасль немного отстает от экономического цикла, при этом она имеет более низкую амплитуду цикла, чем экономика в целом. Особое воздействие на нее оказывают инновации и развитие рынка;
  • машиностроение — отрасль, которая развивается вслед за общеэкономическим развитием и зависит от движения валютного курса и процентных ставок, влияющих на инвестиции;
  • строительная промышленность — типичный пример запаздывающей отрасли, которая особенно реагирует на движение процентных ставок и инвестиционную политику органов государственной власти;
  • промышленность потребительских товаров и текстильная промышленность. Являясь опережающими, эти отрасли сильно зависят от индивидуального конечного спроса, особенно влияет на них уровень доходов населения. Наряду с этим важную роль играют цены на материалы и уровень инфляции;

— банки и страховые фирмы  — эта финансовая отрасль опережает  общую конъюнктуру, но сильно зависит  от движения процентных ставок.


Для движения биржевых курсов особое значение наряду с отраслевой прибылью имеют два индикатора, которые как бы подают опережающие сигналы, — поступление отраслевых заказов и объем промышленного производства. Они указывают на ожидаемую динамику товарооборота и прибыли соответствующей отрасли.

Индикаторы поступления  заказов и объема промышленного  производства позволяют сделать  опережающую оценку будущей отраслевой прибыли. При ориентации на товарооборот не следует забывать о компонентах  издержек. В фазе оживления конъюнктуры снижение издержек в расчете на единицу продукции при расширении объема производства не эффективно, так как возникают непропорционально высокие расходы на реализацию относительно небольшого объема продукции при постоянной производственной мощности. Данные условия оказывают негативное воздействие на прибыль, а следовательно, и на биржевые курсы.

Динамика прибыли соответствующей  отрасли является существенным фактором воздействия на движение курса акций. Кроме того, наряду с индикаторами поступления заказов и объема промышленного производства прибыль зависит от движения валютных курсов, особенно доллара, а также от того, ориентируется отрасль на экспорт или на импорт.

 

5. Фундаментальный  анализ на микроуровне

 

Анализ отдельных компаний — это исследование динамики будущих доходов компаний. При этом на передний план выдвигаются вопросы динамики товарооборота или динамики оставшейся после вычета расходов прибыли, а также финансовые вопросы в отношении обеспеченности предприятий собственными и заемными средствами.

Необходимые данные берутся  из отчетов фирм о состоянии дел, о прибылях и убытках. На основании  обобщения и анализа показателей  делаются соответствующие выводы, в  том числе и об оценке отдельных  акций на конкретном рынке.

Любой анализ начинается с обработки данных предприятий за прошедший период для того, чтобы определить, какие существенные изменения произошли в структуре компаний или в их стратегии. При этом нельзя забывать и финансовую сторону. Необходимые сведения лучше взять из отчета о состоянии дел или его отдельных частей, например из баланса или отчета о прибылях, убытках и т.д.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения  деятельности данной компании и родственных  по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др.

Информация о работе Фундаментальный анализ ценных бумаг