Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:15, контрольная работа
Фундаментальный анализ – это оценка множества внешних и внутренних факторов, существенно влияющих на финансовую и хозяйственную деятельность компании, результаты которой находят отражение в рыночной стоимости ее ценных бумаг. Таких факторов великое множество. Это и деятельность конкурентов, и политическая ситуация в стране, и эффективность менеджмента, и неукоснительное соблюдение прав акционеров общества, и финансовое положение компании.
1. Понятие фундаментального анализа
2. Уровни фундаментального анализа
3. Фундаментальный анализ рынка ценных бумаг на макроуровне
4. Фундаментальный анализ на уровне отрасли
5. Фундаментальный анализ на микроуровне
Министерство образования и науки
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально – педагогический университет»
Институт менеджмента и экономической безопасности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Рынок ценных бумаг»
Тема: «Фундаментальный анализ ценных бумаг»
Студент: Никонов А.А.
Екатеринбург
2012 г.
Содержание
1. Понятие фундаментального анализа
2. Уровни фундаментального анализа
3. Фундаментальный анализ рынка ценных бумаг на макроуровне
4. Фундаментальный анализ на уровне отрасли
5. Фундаментальный анализ на микроуровне
1. Понятие фундаментального анализа
Фундаментальный анализ – это оценка множества внешних и внутренних факторов, существенно влияющих на финансовую и хозяйственную деятельность компании, результаты которой находят отражение в рыночной стоимости ее ценных бумаг. Таких факторов великое множество. Это и деятельность конкурентов, и политическая ситуация в стране, и эффективность менеджмента, и неукоснительное соблюдение прав акционеров общества, и финансовое положение компании.
Главной целью применения фундаментального анализа является определение текущей рыночной стоимости ценной бумаги и последующий ее мониторинг для принятия соответствующих инвестиционных решений.
При проведении фундаментального анализа следует принимать во внимание и оценивать множество факторов, оказывающих существенное влияние на хозяйственную и финансовую деятельности предприятия. Все они отражаются на рыночной стоимости акций компании: общая политическая обстановка; финансовое положение предприятия; эффективность управления компанией; соблюдение прав акционеров; деятельность конкурентов и др.
Для проведения фундаментального анализа сначала нужно собрать и обработать информацию, поскольку необходимо определить стоимость одной акции. Следовательно, для осуществления фундаментального анализа необходима информационная открытость (прозрачность) экономики и доступ к данным компаний, иначе фундаментальный анализ будет неэффективным.
Процесс сбора информации представляет собой выделение и оценку каждого фактора, оказывающего воздействие на спрос и предложение ценных бумаг на рынке:
Основными задачами фундаментального анализа являются:
2. Уровни фундаментального анализа
Различают три уровня фундаментального анализа ценных бумаг. Во-первых, он может проводиться в масштабах государственной или мировой экономики, учитывая тенденции ее развития для оценки текущего или будущего положения тех или иных ценных бумаг на фондовой бирже. Во-вторых, возможен фундаментальный анализ на уровне индустрии, когда отправной точкой для прогнозов становится ситуация в отрасли, которую представляет компания-эмитент. И, в-третьих, достаточно часто фундаментальный анализ проводится на уровне отдельно взятой компании. При расширенном подходе учитываются все приведенные аспекты, причем как по схеме «сверху – вниз», то есть от масштабного экономического анализа к оценке положения в конкретной компании, так и по обратной: от «микроуровня» к «макроуровню».
Основополагающими подходами при проведении фундаментального анализа являются:
Традиционный - подход "сверху вниз": начинается с макроэкономического анализа, затем следует анализ состояния отрасли, а потом переходят к микроэкономическому анализу (анализу состояния компании). Именно на основе полученной тенденции для экономики в целом инвестор выбирает подходящие отрасли, а затем - компании из этих отраслей, поскольку глобальная тенденция может отразиться на них благоприятно. В данном случае от общих условий, например конъюнктуры, исследователь переходит к индивидуальным деталям, например к особенностям отдельных компаний. Например, при низкой инфляции имеет смысл вложить средства в бумаги компаний сектора розничной торговли ввиду вероятного роста платежеспособного спроса населения. Затем следует ознакомиться с динамикой курсов ценных бумаг сетей универсальных магазинов или иных крупных компаний розничной торговли и выбрать наиболее подходящую;
Альтернативный - подход "снизу вверх": действия в обратном направлении. Конкретные акции, показывающие нестандартные результаты, выбираются до начала изучения глобальных тенденций экономики. Компании - эмитенты акций оцениваются на основе специализированных отчетов, котировок или личного впечатления (знакомства) от услуг или продуктов данной компании. Основная идея данного подхода - отдельные компании могут показывать хорошие результаты, даже когда отрасль в целом находится в затруднительном положении. Особый класс инвесторов пытаются поймать момент, когда цены акций уже достигли дна, но еще не начали расти. В целом при использовании данного подхода вывод, сделанный на основе одной компании, распространяется на всю экономику.
Обычно при построении прогнозов используют метод "сверху вниз", поскольку в этом случае меньше вероятность допущения ошибок. Однако на практике часто применяется и сочетание двух подходов. Подходы не являются взаимоисключающими. Схематически взаимосвязь областей фундаментального анализа можно представить следующим образом:
Структура фундаментального анализа ценных бумаг
Области фундаментального анализа:
1. Анализ макроэкономических факторов:
2.Анализ отраслевых факторов:
3. Анализ микроэкономических факторов:
Логичнее фундаментальный
анализ начинать с исследования среды,
в которой протекает
Вслед за общеэкономическим анализом проводится исследование конкретных, выбранных заранее отраслей экономики, которые представляют определенный интерес. Фактически отраслевой анализ - переходный момент к анализу компаний, поскольку на этом этапе выявляются бесперспективные для дальнейшего рассмотрения отрасли. Однако это не означает, что в подобных отраслях совершенно отсутствует предприятие, способное привлечь к себе внимание, выделившись, например, своей специфической продукцией или гибкой структурой, требующей меньших издержек. В рамках отраслевого анализа предпринимается попытка проанализировать влияние динамики процента, валютного курса, уровня заработной платы и т.п. на отдельные отрасли. Так, спад конъюнктуры на внешнем рынке отражается на отраслях с традиционно высокой долей экспорта сильнее, чем на отраслях, ориентирующихся на внутренний рынок. То же можно сказать и об отраслях, которые из-за ассортимента своей продукции быстрее реагируют на конъюнктурные воздействия, чем другие отрасли.
После выявления перспективных промышленных групп проводится исследование только выбранных компаний в сочетании с разработкой определенных балансовых и курсовых показателей. С помощью анализа отдельной компании и сопоставления курсов акций можно сделать предположение о вероятной тенденции курса отдельной акции.
Для инвестора, применяющего фундаментальный анализ, наиболее рациональным является традиционный подход: начиная с общего и постепенно переходя к частному. Так как, если переходить от частного к общему, можно попасть в ситуацию, когда выбранная компания-эмитент с выгодными финансовыми показателями находится в неперспективной отрасли, которая через несколько лет может прийти в упадок.
Согласно традиционному подходу фундаментальный анализ проводится на нескольких этапах, спускаясь сверху вниз. Первый уровень – анализ мировой экономики, второй уровень – анализ экономики страны, третий уровень – анализ отраслей промышленности и секторов услуг, четвертый заключительный этап – это анализ инвестиционной привлекательности компании. Каждые этапы имеют свои определенные особенности.
3. Фундаментальный анализ рынка ценных бумаг на макроуровне
Одним из главных факторов определяющих динамику доходов фирмы является макроэкономическая ситуация на рынке. Быстрорастущая экономика привлекательна для фирм, так как существуют возможности для увеличения доходов. Состояние экономики страны во многом определяет ее инвестиционную привлекательность на международном рынке. Состояние макроэкономики описывается рядом ключевых показателей, таких как ВВП, инфляция, ставка процента, безработица, бюджетный дефицит.
Существует немало макроэкономических индикаторов, с помощью которых можно с той или иной степенью достоверности охарактеризовать состояние экономики. Рассмотрим только показатели первой группы важности.
Учетные ставки можно назвать зеркалом большой экономики. Любое их изменение, как правило, приводит рынки в движение. Процентную ставку устанавливает центральный банк страны; это та ставка, под которую центральные банки стран дают кредит крупнейшим кредитным банкам. Все остальные ставки в стране (например, ставка, под которую банки выдают кредиты своим клиентам) определяются в конечном итоге процентной ставкой центрального банка. Можно сказать, что процентная ставка определяет стоимость денег внутри страны.
Изменение процентной ставки - это инструмент, с помощью которого центральный банк регулирует уровень инфляции в стране. При превышении инфляцией допустимого уровня в стране начинается процесс повышения процентных ставок, инфляция снижается, но высокие процентные ставки отрицательно сказываются на экономике, так как кредиты дороги и находится не много желающих брать их для развития производства, создания новых предприятий и т.д. Тогда начинается обратный процесс - снижение процентной ставки. Процесс этот циклический, длительность цикла зависит от состояния экономики страны.