Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:45, реферат
По приблизительным оценкам экспертов, сегодня в России работают около 100 компаний-франчайзеров и около 5500 франчайзи. Точную цифру не знает никто.
Статистический туман в оценках российского франчайзинга объясняется просто. Несмотря на десятилетнюю историю, этот вид бизнеса у нас не вполне легитимен.
Первая группа – это отечественные и зарубежные ритэйлeрские сети, для которых торговля – единственный вид деятельности. В их число входит, например, компания «Красный Куб», выстраивающая сеть магазинов, торгующих подарками, предметами декора, бытовой техникой. Продажей подарков занимается и сеть магазинов «Bagatell», в которую сегодня входит пять франчайзинговых магазинов.
Российская оптово-розничная
Отечественная сеть магазинов «Евромода», привлекая партнеров к сотрудничеству по франчайзингу, предлагает им готовый проект магазина, скидки на поставляемый товар, рекламную поддержку.
Из зарубежных брэндов, поставивших задачу развиваться в России по франчайзингу, можно назвать крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara, которая принадлежит компании Industria de Diseсo Textil. Осваивает российский рынок французская компания TATI, в фирменных магазинах которой представлены недорогие одежда, косметика и товары для дома. TATI планирует довести сеть своих магазинов у нас до 50, и половина из них будет открыта по франчайзингу. Аналогичную работу проводит в России немецкая компания Olsen, специализирующаяся на продаже женской одежды.
С 1997 года в Москве работает представительство итальянской компании Benetton, владеющей разветвленной сетью магазинов одежды по всему миру. У нее тоже есть свои франчайзинговые технологии, и она успешно применяет их в России, в основном в Москве, где продает 60% всего российского объема своих товаров. Есть франчайзинговые планы и у известного американского производителя одежды Tommy Hilfiger (джинсы, спортивная одежда, аксессуары, обувь, парфюмерия). В России эта компания работает с 2000 года.
ЗАО «Алекс-Грандхай» продвигает на рынке бытовой электроники брэнды американских компаний ALEKS Digital Technology Inc. и GrandHigh International Technology. С этой целью «Алекс-Грандхай» открыл по франчайзингу в разных городах пять салонов по продаже домашних кинотеатров и акустических систем. Поскольку процесс этот только начался, для желающих войти в бизнес предлагаются очень мягкие условия: не требуется ни покупать франшизу, ни выплачивать роялти. Перенимать передовой опыт есть у кого: компания «Эльдорадо» за два года сумела выстроить сеть из более чем 100 франчайзинговых магазинов, торгующих телевидеотоварами и бытовой техникой.
Есть примеры, когда свою франшизу
предлагают и компании из российских
регионов. Более десяти лет в Ульяновске
работает предприятие «Автоснабсервис-
Вторая группа франчайзеров, выстраивающих торговые промтоварные сети, – производители, столкнувшиеся с проблемой оптимизации сбыта собственной продукции. Безусловным лидером в этой области является компания «Лавка жизни», разбросавшая по всей стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Одно из направлений деятельности этой многопрофильной фирмы – производство товаров для здоровья, биологически активных добавок, витаминов, лечебной косметики, которые реализуются через франчайзинговую торговую сеть. Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке жизни» помог хорошо раскрученный брэнд и очень мягкие условия для партнеров.
Успешно расширяют сферу своего влияния обувщики. Компания «Эконика» с 1995 года открыла по франчайзингу 34 обувных салона. У фирмы «Пальмира» 20 франчайзинговых торговых точек.
С 1999 года стала привлекать под свою вывеску независимых продавцов мебели компания «Шатура». Правда, с течением времени тактика у нее изменилась: «Шатура» перешла от «мягкого» варианта сотрудничества к «жесткому», предполагающему подписание всех необходимых документов и соблюдение твердых правил фирменной торговли. Серьезную ставку на франчайзинг как на инструмент, помогающий расширить торговую сеть и оптимизировать систему сбыта, делает и мебельная компания «Феликс».
Появился в этом году франчайзинг даже и в таком бизнесе, как распространение прессы. Агентство «Центропечать», входящее в группу компаний «Логос», начало сдавать свои киоски в аренду с последующим комплексным обслуживанием арендаторов-франчайзи. Это первый пример подобного рода в России.
Широкий размах получил торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Ведущие операторы российского топливного рынка считают расширение сетей АЗС под собственным брэндом важным фактором повышения сбыта нефтепродуктов. Так, ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок. Активно работают в этом направлении ЮКОС, ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть».
Совсем беден портфель франшизных предложений в сфере производства. Молодая компания «Фабрика резиновых покрытий "Мастерфайбр"» относительно недавно стала предлагать франшизу на производство специальных покрытий для детских и спортивных площадок. Франшизу на технологию изготовления сотовых покрытий продает компания «Primex».
Компания «Вимм-Билль-Данн» предлагает сторонним фирмам проект по использованию собственных торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100% Gold», а так же их логотипа и запатентованных изображений для производства новых серий продуктов. Есть и примеры успешного воплощения этого проекта. Фирма «Альтервест» выпускает мороженое «J7»; «Лава Тойс» производит мягкие игрушки, а компания «Звезда» – настольные игры под брэндом «Рыжий Ап». Фабрика «Волшебница» наладила выпуск шоколада «Рыжий Ап».
Иностранцы в России
Существует ряд западных компаний, которые уже начинают предлагать свои франшизы на отечественном рынке, но пока не имеют опыта открытия франчайзинговых фирм в России.
Это компания Ace Hardware Corporation, владеющая известной во всем мире сетью магазинов товаров для дома ACE, компания Crestcom International, занимающаяся подготовкой управленческих кадров, специалистов по продажам и работников офиса, фирма FasTracKids International, владеющая уникальной технологией обучения детей младшего возраста, компания Mail Boxes – крупнейшая международная сеть розничных центров почтового обслуживания.
Компания Gymboree Corporation ищет российского партнера, заинтересованного в приобретении мастер-франшизы на создание в России сети образовательно-развлекательных центров досуга для родителей и детей младшего возраста.
ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР
коммерческой концессии (франчайзинг)
г. _______ "____"______20__ г.
___________________________
(наименование предприятия-
именуемое в дальнейшем "Правообладатель", в лице
______________________________
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании (устава, положения) с одной стороны, и
______________________________
(наименование предприятия-
именуемое в дальнейшем "Пользователь", в лице
______________________________
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ___________, (устава, положения) с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
I. Предмет договора
1.1. Согласно настоящему договору
Правообладатель обязуется
Пользователя комплекс принадлежащих
Правообладателю
1.2. Пользователь вправе
(указать территорию)
1.3. Срок действия настоящего договора: _______________________.
1.4. Вознаграждение за пользование
комплексом исключительных прав
составляет: ____________________ и выплачивается
в форме ______________________
(фиксированных разовых или
в следующие сроки:______________
II. Обязанности Сторон
2.1. Правообладатель обязан:
а) передать Пользователю техническую и коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую Пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по настоящему договору, а также проинструктировать Пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
б) выдать Пользователю в следующие сроки: __________, следующие лицензии: _____________обеспечив их оформление в установленном порядке;
в) обеспечить регистрацию настоящего договора в установленном порядке;
г) оказывать Пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
д) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Пользователем на основании настоящего договора;
е) не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, аналогичных настоящему договору, для их использования на закрепленной за Пользователем согласно подпункту 1.2. территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.
2.2. С учетом характера и
а) использовать при осуществлении
предусмотренной настоящим
______________________________
б) обеспечивать соответствие качества
производимых им на основе настоящего
договора товаров, выполняемых работ,
оказываемых услуг качеству аналогичных
товаров, работ или услуг, производимых,
выполняемых или оказываемых
непосредственно
в) соблюдать инструкции и указания
Правообладателя, направленные на обеспечение
соответствия характера, способов и
условий использования
г) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у Правообладателя;
д) не разглашать секреты производства Правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
е) предоставить следующее количество субконцессий: _____________
ж) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу настоящего договора;
з) не конкурировать с Правообладателем на территории, на которую распространяется действие настоящего договора.
III. Ответственность
3.1. Правообладатель несет
3.2. По требованиям, предъявляемым
к Пользователю как к
IV. Право Пользователя заключить настоящий договор на новый срок
4.1. Пользователь, надлежащим образом
исполняющий свои обязанности,
имеет по истечении срока
4.2. Правообладатель вправе