Франчайзинг в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:45, реферат

Описание работы

По приблизительным оценкам экспертов, сегодня в России работают около 100 компаний-франчайзеров и около 5500 франчайзи. Точную цифру не знает никто.
Статистический туман в оценках российского франчайзинга объясняется просто. Несмотря на десятилетнюю историю, этот вид бизнеса у нас не вполне легитимен.

Работа содержит 1 файл

франч распечатать 2.docx

— 43.74 Кб (Скачать)

Первая группа – это отечественные  и зарубежные ритэйлeрские сети, для которых торговля – единственный вид деятельности. В их число входит, например, компания «Красный Куб», выстраивающая сеть магазинов, торгующих подарками, предметами декора, бытовой техникой. Продажей подарков занимается и сеть магазинов «Bagatell», в которую сегодня входит пять франчайзинговых магазинов.

Российская оптово-розничная компания «Джинсовая Симфония», специализирующая на джинсовой одежде ведущих мировых  производителей, стремится стать  самой крупной сетью по продаже  этой продукции. К этой цели она идет, открывая как собственные, так и  франчайзинговые оптово-розничные центры. Число магазинов «Джинсовой Симфонии» в России и СНГ превышает уже 150.

Отечественная сеть магазинов «Евромода», привлекая партнеров к сотрудничеству по франчайзингу, предлагает им готовый проект магазина, скидки на поставляемый товар, рекламную поддержку.

Из зарубежных брэндов, поставивших задачу развиваться в России по франчайзингу, можно назвать крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara, которая принадлежит компании Industria de Diseсo Textil. Осваивает российский рынок французская компания TATI, в фирменных магазинах которой представлены недорогие одежда, косметика и товары для дома. TATI планирует довести сеть своих магазинов у нас до 50, и половина из них будет открыта по франчайзингу. Аналогичную работу проводит в России немецкая компания Olsen, специализирующаяся на продаже женской одежды.

С 1997 года в Москве работает представительство  итальянской компании Benetton, владеющей разветвленной сетью магазинов одежды по всему миру. У нее тоже есть свои франчайзинговые технологии, и она успешно применяет их в России, в основном в Москве, где продает 60% всего российского объема своих товаров. Есть франчайзинговые планы и у известного американского производителя одежды Tommy Hilfiger (джинсы, спортивная одежда, аксессуары, обувь, парфюмерия). В России эта компания работает с 2000 года.

ЗАО «Алекс-Грандхай» продвигает на рынке бытовой электроники брэнды американских компаний ALEKS Digital Technology Inc. и GrandHigh International Technology. С этой целью «Алекс-Грандхай» открыл по франчайзингу в разных городах пять салонов по продаже домашних кинотеатров и акустических систем. Поскольку процесс этот только начался, для желающих войти в бизнес предлагаются очень мягкие условия: не требуется ни покупать франшизу, ни выплачивать роялти. Перенимать передовой опыт есть у кого: компания «Эльдорадо» за два года сумела выстроить сеть из более чем 100 франчайзинговых магазинов, торгующих телевидеотоварами и бытовой техникой.

Есть примеры, когда свою франшизу предлагают и компании из российских регионов. Более десяти лет в Ульяновске работает предприятие «Автоснабсервис-ФС», продающее запчасти в своих магазинах под вывеской «Все на УАЗ». За эти годы при его содействии в других городах открыто несколько партнерских торговых точек, в которые ульяновцы поставляют запчасти по оптовым ценам.

Вторая группа франчайзеров, выстраивающих торговые промтоварные сети, – производители, столкнувшиеся с проблемой оптимизации сбыта собственной продукции. Безусловным лидером в этой области является компания «Лавка жизни», разбросавшая по всей стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Одно из направлений деятельности этой многопрофильной фирмы – производство товаров для здоровья, биологически активных добавок, витаминов, лечебной косметики, которые реализуются через франчайзинговую торговую сеть. Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке жизни» помог хорошо раскрученный брэнд и очень мягкие условия для партнеров.

Успешно расширяют сферу своего влияния обувщики. Компания «Эконика» с 1995 года открыла по франчайзингу 34 обувных салона. У фирмы «Пальмира» 20 франчайзинговых торговых точек.

С 1999 года стала привлекать под  свою вывеску независимых продавцов  мебели компания «Шатура». Правда, с  течением времени тактика у нее  изменилась: «Шатура» перешла от «мягкого»  варианта сотрудничества к «жесткому», предполагающему подписание всех необходимых  документов и соблюдение твердых  правил фирменной торговли. Серьезную  ставку на франчайзинг как на инструмент, помогающий расширить торговую сеть и оптимизировать систему сбыта, делает и мебельная компания «Феликс».

Появился в этом году франчайзинг даже и в таком бизнесе, как распространение прессы. Агентство «Центропечать», входящее в группу компаний «Логос», начало сдавать свои киоски в аренду с последующим комплексным обслуживанием арендаторов-франчайзи. Это первый пример подобного рода в России.

Широкий размах получил торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Ведущие операторы российского топливного рынка считают расширение сетей АЗС под собственным брэндом важным фактором повышения сбыта нефтепродуктов. Так, ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок. Активно работают в этом направлении ЮКОС, ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть».

Совсем беден портфель франшизных предложений в сфере производства. Молодая компания «Фабрика резиновых покрытий "Мастерфайбр"» относительно недавно стала предлагать франшизу на производство специальных покрытий для детских и спортивных площадок. Франшизу на технологию изготовления сотовых покрытий продает компания «Primex».

Компания «Вимм-Билль-Данн» предлагает сторонним фирмам проект по использованию собственных торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100% Gold», а так же их логотипа и запатентованных изображений для производства новых серий продуктов. Есть и примеры успешного воплощения этого проекта. Фирма «Альтервест» выпускает мороженое «J7»; «Лава Тойс» производит мягкие игрушки, а компания «Звезда» – настольные игры под брэндом «Рыжий Ап». Фабрика «Волшебница» наладила выпуск шоколада «Рыжий Ап».

Иностранцы в России

Существует ряд западных компаний, которые уже начинают предлагать свои франшизы на отечественном рынке, но пока не имеют опыта открытия франчайзинговых фирм в России.

Это компания Ace Hardware Corporation, владеющая известной во всем мире сетью магазинов товаров для дома ACE, компания Crestcom International, занимающаяся подготовкой управленческих кадров, специалистов по продажам и работников офиса, фирма FasTracKids International, владеющая уникальной технологией обучения детей младшего возраста, компания Mail Boxes – крупнейшая международная сеть розничных центров почтового обслуживания.

Компания Gymboree Corporation ищет российского партнера, заинтересованного в приобретении мастер-франшизы на создание в России сети образовательно-развлекательных центров досуга для родителей и детей младшего возраста.

 

  1. Примерный договор коммерческой концессии (договор франчайзинга)

 

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР

коммерческой концессии (франчайзинг)

г. _______ "____"______20__ г.

___________________________

(наименование предприятия-правообладателя)

именуемое в дальнейшем "Правообладатель", в лице

___________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании (устава, положения) с одной стороны, и

_________________________________________________,

(наименование предприятия-пользователя)

именуемое в дальнейшем "Пользователь", в лице

____________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ___________, (устава, положения) с другой стороны, заключили настоящий договор  о нижеследующем.

 

I. Предмет договора

1.1. Согласно настоящему договору  Правообладатель обязуется предоставить  Пользователю за вознаграждение  на указанный в договоре срок  право использовать в предпринимательской  деятельности

Пользователя комплекс принадлежащих  Правообладателю исключительных  прав, а именно: право на фирменное  наименование и коммерческое обозначение  Правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак и знак обслуживания.

1.2. Пользователь вправе использовать  принадлежащий  Правообладателю  комплекс исключительных прав  на __________________________________________________________________

(указать территорию)

1.3. Срок действия настоящего  договора: _______________________.

1.4. Вознаграждение за пользование  комплексом исключительных  прав  составляет: ____________________ и выплачивается  в форме _____________________________________________________________

(фиксированных разовых или периодических  платежей, отчислений от выручки,  наценки на оптовую цену товаров,  передаваемых Правообладателем  для перепродажи и др.)

в следующие сроки:____________________________

 

II. Обязанности Сторон

2.1. Правообладатель обязан:

а) передать Пользователю техническую  и коммерческую  документацию, предоставить иную информацию, необходимую Пользователю для осуществления прав, предоставленных  ему по настоящему договору, а также  проинструктировать Пользователя и  его работников по вопросам, связанным  с осуществлением этих прав;

 б) выдать Пользователю в  следующие сроки: __________, следующие  лицензии: _____________обеспечив их оформление в установленном порядке;

в) обеспечить регистрацию настоящего договора в установленном порядке;

г) оказывать Пользователю постоянное техническое и консультативное  содействие, включая содействие в  обучении и повышении квалификации работников;

д) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Пользователем на основании настоящего договора;

е) не предоставлять другим лицам  комплекс исключительных прав, аналогичных  настоящему договору, для их использования  на закрепленной за Пользователем согласно подпункту 1.2. территории, а также  воздерживаться от собственной аналогичной  деятельности на этой территории.

2.2. С учетом характера и особенностей  деятельности, осуществляемой Пользователем  по настоящему договору, Пользователь  обязуется:

а) использовать при осуществлении  предусмотренной настоящим договором  деятельности фирменное наименование, коммерческое обозначение Правообладателя, иные права следующим образом:

____________________________________________

б) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе настоящего договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных  товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых  непосредственно Правообладателем;

в) соблюдать инструкции и указания Правообладателя, направленные на обеспечение  соответствия характера, способов и  условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется Правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых Пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

г) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые  они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно  у Правообладателя;

д) не разглашать секреты производства Правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

 е) предоставить следующее  количество субконцессий: _____________

ж) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное  наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или  иное средство индивидуализации в силу настоящего договора;

з) не конкурировать с Правообладателем на территории, на которую распространяется действие настоящего договора.

III. Ответственность Правообладателя  по требованиям, предъявляемым  к Пользователю 

3.1. Правообладатель несет субсидиарную  ответственность по предъявляемым  к Пользователю требованиям о  несоответствии качества товаров  (работ, услуг), продаваемых (выполняемых,  оказываемых) Пользователем по  настоящему договору.

3.2. По требованиям, предъявляемым  к Пользователю как к изготовителю  продукции (товаров) Правообладателя,  Правообладатель отвечает солидарно  с Пользователем.

IV. Право Пользователя заключить  настоящий договор на новый  срок

4.1. Пользователь, надлежащим образом  исполняющий свои обязанности,  имеет по истечении срока настоящего  договора право на его заключение  на новый срок на тех же  условиях.

4.2. Правообладатель вправе отказать  в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока настоящего договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие который будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал настоящий договор.

Информация о работе Франчайзинг в РФ