Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:45, реферат
По приблизительным оценкам экспертов, сегодня в России работают около 100 компаний-франчайзеров и около 5500 франчайзи. Точную цифру не знает никто.
Статистический туман в оценках российского франчайзинга объясняется просто. Несмотря на десятилетнюю историю, этот вид бизнеса у нас не вполне легитимен.
По приблизительным оценкам экспертов, сегодня в России работают около 100 компаний-франчайзеров и около 5500 франчайзи. Точную цифру не знает никто.
Статистический туман в
Наше законодательство, регулирующее проблемы франчайзинга, несовершенно. Поэтому многие наши предприниматели, реально работающие по этим схемам, стараются не позиционировать себя как франчайзеры и франчайзи, – говорит главный менеджер Российской ассоциации развития франчайзинга Валерий Перков. – В связи с этим нет возможности собрать точные данные о состоянии дел в этой сфере.
Около 20-25% небольшого рынка франчайзинговых технологий занимают зарубежные брэнды. С 90-х годов в России по этой системе развивается ряд известных западных компаний: Alphagraphics, Kodak, Subway, Xerox и некоторые другие. Но, по мнению генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации Александра Борисова, это только начало. Большинство всемирно известных зарубежных компаний лишь сегодня начинают всерьез подумывать о том, чтобы торговать в России своими брэндами.
Утешения ради стоит сказать, что франшизы солидных западных фирм стоят очень дорого, а условия работы, которые выдвигают иностранцы, столь жесткие, что на них соглашаются немногие российские фирмы. Тем не менее, по данным американских экспертов, международный франчайзинг уже дал России более $600 млн. инвестиций. Обычно зарубежные брэндодержатели находят в нашей стране надежного партнера, которому продают генеральную франшизу и поручают продвигать ее на российских просторах.
По сравнению с развитыми странами, динамику развития российского франчайзинга нельзя назвать высокой. Существует ряд сдерживающих факторов: уже упомянутые правовые проблемы, сверхбюрократизация административных структур, неэффективность налоговой системы. В сознании самих предпринимателей еще не утвердилось понятие неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является составной частью франчайзинга. А национальная привычка работать «на глазок» и «на авось» порой не дает им строго выполнять все требования старшего партнера по бизнесу.
В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейных бюджетов на питание, одежду, обувь. Поэтому франчайзинг в России наиболее активно ширится в розничной торговле и сфере общественного питания: здесь быстрее оборот денег, получение прибыли и возврат инвестиций.
Общественное питание
Российский франчайзинг в сфере общественного питания начинался с уличного фаст-фуда. Сети мобильных киосков – «Стоп-Топ», «Крошка-картошка», «Теремок – Русские блины» – быстро выросли в Москве и Санкт-Петербурге, а затем устремились и в регионы.
Вслед за мобильным фаст-фудом обратились к франчайзингу и рестораны быстрого обслуживания. Как подсчитали в исследовательской компании Interactive Research Group (IRG), сегодня в одной только Москве работает 71 ресторанная сеть быстрого питания, включающая 168 брэндов. С прошлого года численность предприятий фаст-фуда в столице выросла на 17%. И рынок еще далеко не заполнен, по обороту он может вырасти вдвое.
Франчайзинговый пакет ресторатора обычно заключает в себе завершенный бизнес-формат: марку и дизайн заведения, технологические методы и методы управления, маркетинговую политику и обучение персонала.
Лидером ресторанного франчайзинга в России является компания «Ростик Групп», с 2000 года открывшая по этой схеме уже 23 предприятия быстрого обслуживания «Ростикс». Кроме того, она предлагает франчайзинговую программу для другого ресторанного брэнда – «Патио-Пицца».
«Ростик Групп» три года назад выделилась в самостоятельную структуру из компании «Росинтер Ресторантс», которая, в свою очередь, владеет правами на продвижение по франчайзину ресторанного брэнда T.G.I.Friday`s. В 2001 году «Росинтер Ресторантс» получила эксклюзивные права на франчайзинг ресторанов Benihana of Tokio на территории Европы и в 2003 году открыла первое такое заведение в центре российской столицы.
Уже более 25 лет брэнду немецкого стационарного фаст-фуда Grillmaster. В России по франчайзингу развивается адаптированная под национальный менталитет концепция этого ресторана. А вот сеть Subway не поступилась своими американскими принципами: она не разрешает партнерам отступать от стандартных технологий.
Ассоциация ресторанов «Веста-Центр-Интернешнл» (владелец генеральных франшиз фаст-фуда по-японски – ресторанов «Якитория» и «Гин-но Таки») в целях соблюдения чистоты брэнда поставляет своим франчайзи продукты и полуфабрикаты прямиком из Страны Восходящего Солнца.
Компания «Бразерс и Ко» – мастер-франчайзер торговой марки итальянского фаст-фуда «Сбарро» в России – открыла в Москве уже 29 одноименных ресторанов. Компания CKE Restaurants Inc из США продает в Россию лицензии на использование по франчайзингу концепции ресторанов быстрого питания Carl's Jr., Hardee's и La Salsa.
Франчайзинговые схемы действуют в сетях кафе, кофеен и концептуальных ресторанов. Старейшина российского франчайзинга – сеть «Баскин-Роббинс» – разрослась за истекшее десятилетие более чем до 100 франчайзинговых и партнерских кафе. ЗАО «Ланч», владеющее сетью трактиров «Елки-Палки», реализует по франчайзингу концепцию русского ресторана. Компания «Галерея Алекс» предлагает потенциальным партнерам приобрести франшизу и стать полноправным членом сети кофеен «Шоколадница». Фирма «Барабу-Кофе», развивающая одноименную сеть кофеен, гарантирует своим франчайзи-партнерам возврат вложенных ими инвестиций через 1-2 года. 85% ее новых партнеров добиваются успеха. Компания «Ветэрра» выкупила у американцев права на продвижение франчайзинга в России ресторанов Ruby Tusday.
Все чаще начинают развитие по франчайзингу региональные брэнды. Новосибирская компания «Подорожник» предлагает партнерам отлаженную систему быстрого питания, включающую в себя розничную сеть и цех по производству полуфабрикатов. Здесь же, в столице Сибири, местные предприниматели в 1996 году открыли первый ресторан быстрого питания «Нью-Йорк Пицца», который имел ошеломляющий успех у посетителей. Сегодня сеть «Нью-Йорк Пицца» насчитывает 11 ресторанов и является самой крупной за Уралом. Вклад франчайзинга в этот успех весом. Предлагает реализовать по франчайзингу собственную концепцию быстрого обслуживания и сеть ресторанов «Центральный двор» из Екатеринбурга.
Даже Украина включилась в это движение: львовские предприниматели предлагают россиянам местные ресторанные брэнды «Пицца Челентано» и «Картошкин Дом».
Самый низкий объем инвестиций из всех франчайзнинговых предприятий быстрого питания требуется для открытия точки под маркой «Горячие крендели»: всего $150-600. За эти деньги франчайзер готов обеспечить своего партнера оборудованием и продукцией для торговли кренделями и поп-корном. Сегодня «Горячие крендели» имеют уже 50 франчайзинговых точек.
Сфера Услуг
В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно, чем в других отраслях. Во-первых, есть объективные причины медленных темпов развития отрасли в целом.
Это, прежде всего, низкая платежеспособность населения. Во-вторых, зарубежные брэнды, прославившие отдельные категории услуг на Западе и в Америке, пока не столь известны в России, как иностранные торговые марки промышленных и продовольственных товаров. Однако и в сфере услуг существуют успешные франчайзинговые проекты.
Ее «франчайзинговым лидером», безусловно, является компания «1С», занимающаяся разработкой и реализацией программного обеспечения для обслуживания предприятий. С 1991 года она организовала по франчайзингу 2450 независимых компаний, которые продают, устанавливают и обслуживают программное обеспечение под брэндом «1С».
Впечатляющих результатов
В области услуг по уборке помещений уникальную франшизу предлагает компания «Кем-Драй Россия». В ее основе – технология американской компании Chem-Dry по газированной химчистке ковровых покрытий и мягкой мебели.
Открыть бизнес в этой области можно также по франшизе компании «Primex». Эта фирма специализируется на разносторонней уборке помещений, чистке мебели, ковров, паркетных, гранитных и мраморных покрытий.
Несмотря на то что рынок медицинских услуг у нас сегодня переполнен предложениями, франшиз в этом бизнесе почти не продается. Проявляет активность в этом секторе услуг нижегородская компания «Кронос», предлагающая франшизу на открытие салонов оптики. Наиболее активно в этом секторе рынка услуг развивается компания «Корус», организовавшая по франчайзингу 24 медицинских центра по лечению волос и кожи головы под товарным знаком «АМД Лаборатории».
Не отличаются активностью на рынке франчайзинга и салоны красоты. Франчайзинговые пакеты предлагают в основном развивающиеся у нас зарубежные брэнды: Aldo Coppola, Jacques Dessange, Camille Albane. Единственный российский брэнд на этом рынке, опробовавший на себе эту систему развития, – это «Персона Lab». От других франчайзинговых проектов бизнеса индустрии красоты «Персона Lab» отличается четко сформулированной концепцией.
Американская компания «ВидеБум» решила использовать свой опыт франчайзинга в области развития видеосалонов и в России. Франшизу в той же сфере предлагает и компания «Видеолэнд», также выстраивающая сеть видеопрокатных пунктов.
Компания Chips Away продает франшизу на использование технологий кузовного ремонта легковых автомобилей.
Группа компаний «Климат Строй Сервис» методом франчайзинга развивает партнерскую сеть в регионах. Франчайзи этой компании занимаются продажей, установкой и обслуживанием климатической техники в домах, офисах и производственных помещениях.
Компания DIXIS работает в области дистрибьюции, розничной торговли и оказания сервисных услуг на рынке мобильной связи России. С 2002 года она развивает франчайзинговый проект «DIXIS Салоны Связи». В настоящее время в сеть входит 47 франчайзинговых салонов связи.
Московская компания «Интернет-решения», владеющая виртуальным магазином «Ozon», первая в сфере интернет-торговли решила увеличить свою сеть с помощью франчайзинга. Компания ищет партнеров среди владельцев крупных региональных информационных порталов.
Недавно заявила о себе как о франчайзере компания «Букет конфет». Фирма, используя брэнд и технологии американской «Candy Bouquet», занимается изготовлением оригинальных подарочных букетов из искусственных цветов и конфет.
Как отмечают специалисты, будущее сектора туристических услуг – за сетевыми операторами. Строительство франчайзинговой сети намного дешевле, чем построение сети корпоративной. Поэтому не так давно несколько крупных отечественных туроператоров объявили о своем намерении развиваться по схеме франчайзинга.
В настоящее время действующие франчайзинговые турсети можно пересчитать по пальцам. Это «Натали Турс», «Kuda.ru», молодая компания «Велл». Две известные сети, «Машина времени» и «Магазин горящих путевок», завершили развитие своей франчайзинговой сети.
Около года назад о запуске
По франчайзингу развивается сеть интернет-кафе Cafemax. В области фитнес-услуг лидируют зарубежные брэнды World Class, World's Gym и Gold’s Gym, а также отечественная «Планета Фитнес», выходящая сегодня с программой франчайзинга в регионы.
Крупнейшая сеть дискаунтеров «Пятерочка» (200 магазинов по всей России) первая показала подобный пример расширения бизнеса, открыв в прошлом году в Воронеже франчайзинговый магазин. Сейчас их у «Пятерочки» уже два. Сеть «Копейка», имеющая три франчайзинговых магазина, «смягчила» свою программу франчайзинга, разработав концепцию «Копейки» мини-формата площадью до 400 кв. м, что в два раза меньше стандарта. Это сделано специально для привлечения владельцев одиночных магазинов, располагающих обычно небольшими торговыми площадями. Первые франчайзи этой сети продемонстрировали успешность такой формы сотрудничества, превысив планируемый для них оборот на 30-40%. В настоящее время «Копейка» ведет переговоры еще с тремя компаниями, которым предложила работать под своей вывеской.
Обычно сетевые дискаунтеры обеспечивают своих франчайзи оборудованием на условиях лизинга. Стоимость переоснащения бизнеса под новый брэнд колеблется в пределах от $100 тыс. до 300 тыс., а размер роялти – 1,5-3% от торгового оборота.
Продвигаются в провинциальные города посредством франчайзинга и сетевые супермаркеты. Например, «Перекресток» разработал для своих региональных партнеров собственную модель дискаунтера. Из трех франчайзинговых магазинов этой сети два имеют именно такой эконом-формат. Однако чтобы получить вывеску «Перекресток», парнер-франчайзи обязан потратить на организацию дела $600 тыс. Для регионального бизнеса это очень солидная сумма, что резко сужает круг потенциальных партнеров. Еще дороже стоят франчайзинговые программы другой крупной московской сети – «Седьмой континент». Однако она заявила, что в 2004-2005 годах намерена продвигаться в другие регионы только по франшизе. Заявлял о себе как о потенциальном франчайзере и «Рамстор».
Третий год работает в Москве
интернациональная розничная
Активно используется франчайзинг и в сфере продажи промышленных товаров. Условно франчайзeров, действующих в этом сегменте торговли, можно разделить на две группы.