Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:38, курсовая работа
В этой курсовой работе я попытаюсь рассмотреть франчайзинг как экономическое понятие, о его недостатках и преимуществах, о его появлении и развитии в России, выявить отличительные черты российских систем от иностранных. Кроме того, будет рассмотрен вопрос правового регулирования франчайзинга. Приведены мнения экспертов и специалистов по вопросам развития этого метода ведения бизнеса.
Введение
Глава 1. Франчайзинг как понятие в экономической теории
Что такое франчайзинг?
Классификация франчайзинга и франшиз
Преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
Глава 2. Франчайзинг в России
2.1. Развитие франчайзинга в России и его современное состояние
2.2. Франчайзинг в российском законодательстве
2.3. Отличие российских и иностранных франчайзинговых систем
2.4. Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Библиография
Между
тем робкие попытки заполнения правового
вакуума в данной сфере проявляются.
Так, в декабре прошлого года были
приняты поправки в 54-ю главу ГК,
отменяющие с 1 января 2008 года двойную
регистрацию договоров коммерческой
концессии в патентном ведомстве и налоговых
органах. В нынешнем году они будут регистрироваться
только в Роспатенте. Тем не менее эти
шаги не вызвали радости у ряда экспертов:
этих изменений недостаточно, регистрация
договоров все равно будет требовать больших
временных затрат и не позволит рынку
развиваться высокими темпами. Коммерческие
концессии, конечно, можно назвать прототипом
франчайзинга, но они не соответствуют
идее франчайзинга. Именно поэтому эксперты
считают, что нужно легализовать франчайзинг
в России, разработать и принять закон
о франчайзинге. Тогда и не будет в разы
отличаться заявленное и реально работающее
число франшиз.
2.3. Отличие российских и иностранных франчайзинговых систем
На международный рынок франшиза может выйти только тогда, когда она полностью сформирована и неоднократно апробирована. Важно еще и то, что четко отработаны и определены критерии качества и система контроля. Теперь надо представить себе, что франчайзер рискует выйти на совершенно чужой рынок. Он довольно мало знает местные условия рынка, в том числе вопросы законодательства, зачастую он не может и не хочет содержать здесь целый штат какого-либо своего подразделения, чтобы, так сказать, лучше узнать местный рынок. Так и почти для любого иностранного франчайзера есть всего два пути освоения местного рынка. Первый - найти стратегического партнера с делегированием ему части или всех своих прав и полномочий и во всем положиться на него - по такому пути идут почти все иностранные франчайзеры и второй путь - попытаться работать напрямую и заключать прямые договоры. Например, английская компания SFC, которая активно заполняет регионы России и страны СНГ. В общем, и тот и другой путь заставляет иностранных франчайзеров довольно осторожно относится к своим партнерам в России. Они испытывают законный страх за свою систему, репутацию, качество и другие составляющие своего бизнеса и франшизы. Поэтому, желающему приобрести иностранную систему, надо понимать, что его франчайзер принесет пачку документов и не будет вступать ни в какие переговоры. Вы или принимаете всю франшизу со всеми ее условиями без оговорок или нет. Никаких переговоров. Эти франшизы имеют место на нашем рынке. Как правило, такие франшизы - это сильные бренды, и находятся предприниматели, которым важен бренд с уже заранее лояльными к нему клиентами и гарантией качества. Надо отметить еще одну появившуюся тенденцию - в последнее время становится все более заметной. Все чаще отмечаются случаи когда не иностранный франчайзер ищет партнера на территории России, а сами российские предприниматели являются инициаторами покупки той или иной иностранной франшизы.
Однако в последнее время растет и число российских франчайзеров, имеющих свой успешный бизнес и желающих развивать его путем построения франчайзинговых систем. Почему возникают такие франшизы? Казалось бы, они не обладают таким сильным, зачастую транснациональным брендом. Но начнем с того, что они не всегда были таковыми, но чем-то же они привлекли своих инвесторов. А привлекли они в первую очередь идеей, "фишкой" и удобной и выгодной системой ведения бизнеса, которая предлагалась инвесторам.
Вот
и российские франчайзеры создают
и предлагают своим инвесторам удобную,
готовую систему ведения
Другой вопрос - зачем инвестору вступать в сеть, за которой не стоит сильный бренд? Тут причины у каждого свои, но можно выделить главные. Первое - это деньги. Сильные бренды дорого стоят. Второе - желание большей самостоятельности. Сильные бренды очень жестки в вопросах ведения бизнеса. Третье - даже сильные бренды у нас на рынке предлагают отнюдь не все концепции.
Еще один источник франчазинговых систем появился буквально за последние 2 года - это регионы. Сейчас региональный франчайзинг набирает обороты буквально на глазах. Особенно активны региональные франшизные системы в общепите и розничной торговле.
Все
это, то есть, расширение иностранных
транснациональных, а также построение
отечественных сетей
Сейчас
в России складываются для этого
благоприятные условия - с одной
стороны "подрос" и количественно
и качественно средний класс,
готовый вложить сбережения в собственное
"дело", с другой стороны - рынок франчайзинга
на данный момент уже может предложить
инвесторам довольно много (около 300) вариантов
того, куда и как они могут вложить свои
силы и деньги.
2.4. Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса
Сегодня франчайзинг стал одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения профессиональным сообществом. Мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний – лидеров рынка в своем секторе. Крупные корпорации скупают более мелкие, наблюдаются многочисленные сокращения в разных структурах. Специалисты расходятся во мнениях по поводу дальнейшего развития франчайзинга. Одни считают данную систему выгодным решением для выхода из кризисной ситуации, которое позволит повысить эффективность малого бизнеса. Другие придерживаются того мнения, что в настоящее время франчайзинг лишь усложняет экономическую ситуацию в стране.
На данный момент многие компании отказываются от франчайзинга, потому что не считают выгодным начинать бизнес в условиях мирового кризиса. Но с другой стороны, если мы говорим о франчайзинге мирового уровня и качественного продукта, который проверен временем и востребован, то, как правило, не возникает столь серьезных опасений относительно рентабельности, ни у франчайзеров, ни у франчайзи. На подобные франшизы, всегда был и будет постоянный спрос и предложение..
Что касается малого бизнеса, то можно сказать следующее. Если говорить о компаниях, которые сегодня не готовы заявлять о своей конкурентоспособности, то в условиях кризиса они заинтересованы в покупке франшизы крупной и уверенной в себе компании. Такая покупка поможет «остаться в игре» и позволит причислить себя к мировой корпорации, чья репутация не может сильно пострадать в условиях кризиса. Крупные фирмы также заинтересованы в увеличении своего капитала. Но здесь появляется другая проблема – это отсутствие у большинства предпринимателей потенциальных франчайзи.
К сожалению, во многих сферах бизнеса сейчас происходит серьезное затишье. Поэтому, именно сегодня, надо мобилизовать себя для серьезной работы и будущих успехов, а главное не упустить время. Эксперты выделяют несколько антикризисных инструментов в поддержку франчайзинга. Во-первых, главная ошибка большинства франчайзеров заключается в том, что, продав франшизу, они не считают необходимым следить за поддержанием бизнеса франчайзи, что в итоге приводит к снижению деловой активности франчайзи. На начальном этапе необходимо обучение будущего партнера, введение его в курс дела.
Во-вторых, необходим постоянный контроль со стороны головного офиса, чтобы региональные компании чувствовали себя частью большой корпорации и ответственно подходили к работе. Это позволит добиться высокого уровня профессионализма региональных специалистов и повысит статус центрального офиса.
И третья важный момент, с помощью которого компания будет уверенно держаться на высоте – это юридическая сторона, а именно качественные, подробные договоры. Необходимо тщательно продумывать каждый пункт договора, каждый нюанс. В условиях юридической защищенности франчайзера у компании всегда будет уверенность в процветании бренда.
И, безусловно, отношения внутри франчайзинговой системы должны быть партнерскими. Региональное представительство – это полноправный участник. Но, тем не менее, на начальном этапе необходима передача франчайзи ключевых навыков для благополучного самостоятельного ведения бизнеса. Лицензиат должен знать все нюансы и тонкости рынка, в условиях конкуренции – это обязательное условие. В противном случае некомпетентность и неслаженность действий может негативно повлиять на работу не только региона, но и центрального офиса.
Кроме того, для компании очень важно сделать правильный выбор франчайзи. Это должны быть люди, подготовленные профессионально, с опытом работы в своей профессиональной области, достигшие успехов в карьерном росте. Для создания своего бизнеса необходимы огромный потенциал, лидерские качества и здоровые амбиции. Большинство покупателей франшизы обладают значительным потенциалом собственного развития, вероятные франчайзи буквально вынашивают свою собственную формулу успеха и развития, а потом с чувством азарта и полного удовлетворения реализуют её в своем бизнесе.
В любой ситуации, для качественного ведения бизнеса и достижения стратегических целей необходимо придерживаться четких правил и действий. Франчайзинг – эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы в условиях мирового финансового кризиса, которую можно рассматривать как один из инструментов выхода из кризиса и развития экономики России.
Заключение
Сейчас очень трудно говорить о развитии франчайзинга в России в целом. Россия – это огромная территория, многонациональная, разнокультурная, с серьезными различиями в понимании путей экономического развития и осуществлении административного регулирования. Серьезные различия существуют в уровне дохода населения, что по существу является определяющим фактором потребительской активности. Разнородна предпринимательская среда, мотивация и понимание форм дальнейшего развития.
При этом в стране до финансового кризиса наблюдалась стабилизация инвестиционного климата, сокращались высокорискованные регионы, разрабатывались региональные программы, выравнивались условия в столицах и пригородных населенных пунктах. Наряду с изменением инвестиционного климата и на фоне нестабильности экономической ситуации происходят заметные изменения на региональных потребительских рынках. Два крупнейших центра Москва и Санкт-Петербург подходят к уровню насыщения. Поэтому интересы более активных представителей рынка начинают смещаться в сторону регионов. Активно продвигаются в регионах торговые сети, наблюдается повышение активности среди франчазеров. Представители бизнеса Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ульяновска, Новосибирска, Красноярска и ряда других крупных городов охотно вступают во франшизные отношения и проводят переговоры с правообладателями. Появляются и растут локальные сети. В целом тенденции можно охарактеризовать как положительные. Конечно, наибольшая предпринимательская активность наблюдается в регинах с наибольшим потенциалом и развитой инфраструктурой.
На фоне общей популярности
франчайзинга в России и признания
его как эффективной формы
развития бизнеса растет интерес
к российскому рынку и
Наряду с возрастающей популярностью франчайзинга в России и увеличением числа франшизных сетей, нелегализованность самого термина «франчайзинг», отсутствие концептуального подхода со стороны государства, неурегулированность правовых, налоговых, административных и других вопросов, критическая нехватка специалистов в области франчайзинга и практически полное игнорирование системы подготовки кадров в этом направлении может повлечь за собой негативные экономические последствия как для отдельных субъектов некоторых территориальных рынков существуют реальные риски, связанные с неоправданными ожиданиями покупателей франшизы, неприемлемость стандартов отдельных франчайзеров, ограничением возможности приобретения более дешевых товаров, ограничением конкуренции, ослаблением позиции организации, не являющихся участниками сети, ограничение возможности местных производителей, ошибками при формировании договорных отношений, и, как следствие, спорами между субъектами рынка и утратой доверия к франчайзингу. Много проблем сохраняется и в отношениях «франчайзер-франчайзи», которые большей частью являются следствием неподготовленности сторон (или одной из сторон) к отношениям в форме франчайзинга и неисполнением условий договоров.