Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:38, курсовая работа
В этой курсовой работе я попытаюсь рассмотреть франчайзинг как экономическое понятие, о его недостатках и преимуществах, о его появлении и развитии в России, выявить отличительные черты российских систем от иностранных. Кроме того, будет рассмотрен вопрос правового регулирования франчайзинга. Приведены мнения экспертов и специалистов по вопросам развития этого метода ведения бизнеса.
Введение
Глава 1. Франчайзинг как понятие в экономической теории
Что такое франчайзинг?
Классификация франчайзинга и франшиз
Преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
Глава 2. Франчайзинг в России
2.1. Развитие франчайзинга в России и его современное состояние
2.2. Франчайзинг в российском законодательстве
2.3. Отличие российских и иностранных франчайзинговых систем
2.4. Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Библиография
Специальность «Маркетинг»
Учебная
дисциплина: «Экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Франчайзинг
как форма хозяйствования:
преимущества и перспективы
в российской экономике»
Москва. 2008
План
Введение
Глава 1. Франчайзинг как понятие в экономической теории
Глава 2. Франчайзинг в России
2.1. Развитие франчайзинга в России и его современное состояние
2.2. Франчайзинг в российском законодательстве
2.3. Отличие российских и иностранных франчайзинговых систем
2.4. Проблемы франчайзинга
в условиях мирового
Заключение
Библиография
Введение
Франчайзинг на российском рынке набирает обороты, особенно заметной его роль стала с началом нового тысячелетия. Сейчас само понятие, само слово "франчайзинг" не является уже "терра инкогнита" для многих и многих предпринимателей. Россия в силу ряда обстоятельств, проходит тот путь и тот опыт экономического развития, который западный мир проходил десятилетия за очень короткий срок, так сказать, экстерном. Конечно, это было бы невозможно, если бы мы не использовали уже существующий опыт, однако все-таки, используя западные схемы через переходный период, мы придем к нашему отлаженному и понятному механизму российского франчайзинга.
В этой курсовой работе я попытаюсь рассмотреть франчайзинг как экономическое понятие, о его недостатках и преимуществах, о его появлении и развитии в России, выявить отличительные черты российских систем от иностранных. Кроме того, будет рассмотрен вопрос правового регулирования франчайзинга. Приведены мнения экспертов и специалистов по вопросам развития этого метода ведения бизнеса.
В своей работе я использовала современную литературу по экономической теории, пособия по франчазингу и вопросам патента и торговых знаков. Кроме того я обращалась к ресурсам Интернет: сайт Российской ассоциации франчайзинга, различные сайты, содержащие аналитические обзоры рынков, мнения экспертов, прогнозы и обзорные статьи.
Глава 1. Франчайзинг как понятие в экономической теории
1.1. Что такое франчайзинг?
Франчайзинг - это система сетевого бизнеса, состоящая из компании франчайзера, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и множества компаний или индивидуальных предпринимателей, которые купили у франчайзера право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса.
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу
Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзерем. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но вы сможете понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Конечно, западные, в частности, американские франшизы в числе первых появились на нашем рынке. Практически пустой потребительский рынок без каких - либо признаков реальной конкуренции, незанятое население - все это, казалось бы, создавало уникальные условия для развития мировых сетевых брэндов на российском рынке. Но все оказалось не так безоблачно. Емкий российский рынок был не по зубам западным франчайзерам. Что такое франшизная система, франшизная сеть? Это, прежде всего, четкая, прозрачная, максимально единообразная система. Любое предприятие в сети подконтрольно франчайзеру. Каждое предприятие должно быть устроено одинаково, вести бизнес по единым схемам и быть максимально прозрачным. И как это возможно себе даже представить в российских условиях начала и середины 90-х годов прошлого века? Да и инвесторов, особенно грамотных инвесторов, хорошо знающих что такое "франчайзинг", в те времена было совсем немного.
Плюс засилие бюрократии, административный фактор, взятки на любом этапе ведения бизнеса. Добавим к этому еще и российскую ментальность - пренебрежение к понятию интеллектуальной собственности, нежелание полностью подчиняться вышестоящей, тем более, "далекой" силе, постоянное стремление "что-нибудь" "как-нибудь" обойти и "усовершенствовать". Все эти факторы не дали развиться потенциалу западных франчайзеров на российском рынке, а то и вовсе уйти с него, а иных и не начинать на российском рынке франчайзинговые программы. Если же иностранные франчайзинговые системы и пытались построить сеть на территории России, то это ограничивалось поиском некоего стратегического партнера, который полностью отвечал за развитие сети на максимально большой территории. Для этого нужны были большие инвестиции, крупные предприниматели и соответственно все это носило характер "крупного" бизнеса. В 90-х годах прошлого века не произошло того, что вообще присуще франчайзингу во всем мире - слияния во франшизной системе крупного и мелкого (среднего) бизнеса в одной франчайзинговой системе. Все-таки франчайзинг остался епархией крупного предпринимательства.
В
то время же время, то есть в конце прошлого
века, начали свое развитие будущие "мощные"
отечественные бренды, которые после 2000
года вышли на рынок со своими франчайзинговыми
предложениями. Конечно, в первую очередь,
напрашивается пример Росинтер Ресторанс.
Первый ресторан Росинтер Ресторанс открыл
в 1993 году в ГУМе, в 1998 году был открыт уже
первый франчайзинговый ресторан Ростик
С, Елки-Палки - создание бренда 1996 год,
начало франчайзинговой программы в 2003
году, Стардог!С - с 1993 года - Стеф_Холдберг,
КофеТун - 1999 год, франчайзинг - 2004 год,
Якитория - 1999 год, франчайзинг - 2001 год,
TERVOLINA - 1997 год, франчайзинговая программа
- 2003 год, ГОТА - 1997 год, франчайзинговая
программа - 2002 год, FINN FLARE - 1997 год, франчайзинговая
программа - 2004 год; Красный куб - 1996 год,
франчайзинговая программа - 2000 год, ПЕРСОНА
LAB - 1994 год, франчайзинговая программы
- 2003 год и проч.
1.2. Классификация франчайзинга и франшиз
Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения.
В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера.
Как правило, крупные международные франчайзеры используют следующую схему развития франчайзинговой сети в той или иной стране: на первом этапе создается собственное представительство, которое в течение нескольких лет, наряду с изучением рынка, осуществляет основную деятельность с использованием стандартных подходов, тем самым апробируя его в новых условиях и, если это необходимо, адаптируя. Если в результате делается вывод о соответствии бизнес-подхода компании условиям рынка и о готовности местных компаний работать по франшизе, представительство начинает осуществлять поиск и отбор франчайзи, в полной мере обеспечивая поддержку и контроль их деятельности без привлечения головного офиса.
В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:
Производственный франчайзинг
Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.
В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.
Производственный франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).
В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.