Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:38, курсовая работа
В этой курсовой работе я попытаюсь рассмотреть франчайзинг как экономическое понятие, о его недостатках и преимуществах, о его появлении и развитии в России, выявить отличительные черты российских систем от иностранных. Кроме того, будет рассмотрен вопрос правового регулирования франчайзинга. Приведены мнения экспертов и специалистов по вопросам развития этого метода ведения бизнеса.
Введение
Глава 1. Франчайзинг как понятие в экономической теории
Что такое франчайзинг?
Классификация франчайзинга и франшиз
Преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
Глава 2. Франчайзинг в России
2.1. Развитие франчайзинга в России и его современное состояние
2.2. Франчайзинг в российском законодательстве
2.3. Отличие российских и иностранных франчайзинговых систем
2.4. Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Библиография
Франчайзинг
имеет ряд положительных
Сама
суть франчайзинга предусматривает
мощную систему обучения малому бизнесу.
Ни в одном университете предприниматель
не получит такого качественного практического
обучения со стороны опытных, заинтересованных
в успехе своих "учеников" преподавателей,
как в учебных центрах франчайзоров.
Международный франчайзинг влечет за
собой инвестирование значительных иностранных
капиталов в российскую экономику.
Развитие франчайзинга в стране:
- повышает общую культуру предпринимательских отношений;
- способствует созданию новых рабочих мест;
-
способствует приобретению
- создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;
-
привлекает значительные
Глава 2. Франчайзинг в России
2.1. Развитие франчайзинга в России и его современное состояние
На Экономическом форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного мира. Указанные компании расценивают Россию как огромный постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 15 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как "Baskin Robbins", "English First", "Carlo Pazolini", "Kodak", "Sbarro" "Subway", "Xerox" и др. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как "Мастерфайбр", "Эконика-обувь", "Ароматный мир", "Копейка", "Офиспринтсервис" и др. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия.
Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией "Баскин Роббинс", до сих пор успешно развивающейся здесь по схеме франчайзинга. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: "Дока-Хлеб" и "Дока-Пицца". Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.
На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.
Тем
не менее, к сожалению, можно констатировать,
что темпы развития франчайзинга в России
относительно невелики по сравнению с
развитыми странами. Что же мешает развитию
российского франчайзинга, а также широкому
выходу зарубежных франшизных компаний
на российский рынок?
В числе специфических, негативных явлений,
препятствующих эффективному формированию
российского рынка франчайзинга, потенциально
огромного и представляющего собой "не
паханое поле", можно назвать следующие
элементы реальной общей предпринимательской
практики:
- несовершенство законодательства,
-
отсутствие в
- практика ухода от налогов и обыденность применения "теневых" операций,
-
практика невыполнения
-
излишняя бюрократическая
О
современном состоянии
Структура рынка франшиз, сложившаяся в настоящее время в России, представляет собой следующую картину: 47% - торговля непродовольственными товарами, 4 % - торговля продуктами питания, 13% - общественное питание, 30% - услуги и 6 % - прочее.
Розничная
торговля занимает 51%. Количество сетей,
а также число участников внутри
сетей имеют тенденцию роста.
Это объясняется рядом
Наибольшая активность в формировании программ франчайзига наблюдается в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. 48% составляет сектор одежды. Это связано с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды, например, рост спроса и увеличение объемов продаж, закрытие рынков и ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличие механизмов контроля за работой участников сети.
Доля сектора услуг, использующих концепцию франчайзинга, по сравнению с 2006 годом несколько возросла, что положительно характеризует общую ситуацию франчайзинга в России.
К слову, франчайзинг в России начал развиваться значительно позже, чем в США и в Европе. Основных причин две: во-первых, такая форма развития и взаимодействия была невозможна в социалистической системе хозяйствования, во-вторых к 90-ым годам прошлого века был практически уничтожен институт товарных знаков.
Итак, франчайзинг (с учетом специфики самих моделей отношений) позволяет более быстрыми темпами совершенствовать технологии торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Контроль над каналами распределения в совокупности с другими параметрами системного управления естественно увеличивают возможности выхода на другие территории. В настоящее время мы наблюдаем две позитивные тенденции: во-первых, высокий уровень активности франчайзеров по освоению территории, во-вторых, в отличие от предыдущих лет стало увеличиваться количество франчайзеров, не относящихся к Московскому региону, их количество в 2007 году составило 22% от заявленных систем. Развитие франчайзинга на той или иной территории означает достаточно быстрое формирование конкурентной среды. Соответственно получают выгоды потребители и инвесторы, расширяются возможности экономического развития.
2.2. Франчайзинг в российском законодательстве
Как уже отмечалось ранее, официальной статистики по франчайзингу в России сегодня не существует, как не существует и федерального ведомства, регулирующего этот рынок. Из организаций, которые можно назвать близкими к органам государственной власти, исследования в данной сфере проводит лишь подкомитет по франчайзингу комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ) и учрежденная той же ТПП РФ школа профессионального франчайзинга (ШПФ).
Как такового федерального закона о франчайзинге в России нет. Основным законом, который можно с натяжкой отнести к документу, регулирующему рынок франчайзинга в России, специалисты считают гл. 54 Гражданского кодекса РФ (часть II) "Коммерческая концессия" (поскольку концессия является прототипом франчайзинга), которая описывает договор коммерческой концессии, форму и регистрацию данного договора, обязанности правообладателя и пользователя коммерческой концессии и пр.
Следует отметить, что некоторые ведущие специалисты по франчайзингу критикуют сам факт наличия главы 54, считая, что строгие, не всегда оправданные регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты. В отличие от общепринятой мировой практики в 54 главе применена новая терминология: франчайзинг называется "коммерческая концессия", франчайзор - "правообладатель", франчайзи - "пользователь". Это вносит некоторые неудобства в развитии международного франчайзинга.
Конспективно критика некоторых положений главы 54 сводится к следующему:
- Двойная регистрация договоров коммерческой концессии (статья 1028) является ничем не оправданной мерой, так как совершенно непонятно к каким нежелательным последствиям приводит отсутствие регистрации договоров в налоговых инспекциях. Требование регистрации в патентном ведомстве договоров коммерческой концессии абсолютно оправдано, по мнению экспертов. Такой регистрации вполне достаточно, так как все франшизные договора содержат элементы, касающиеся передачи права на использование товарного знака.
-
Статья 1034 "Ответственность
- Положение статьи 1035 о праве франчайзи на заключение нового договора с франчайзором по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит необходимости развития франшизной системы, так как условия через 5 - 10 и более лет могут существенно измениться.
Следует отметить, что приведенные выше недостатки главы 54 ГК РФ хотя и создают некоторые неудобства в развитии франшизных систем в России, но пока на практике не являются существенным препятствием для предпринимателей.
Российская ассоциация франчайзинга разработала предложения по изменениям и дополнениям в главу 54 ГК РФ, которые снимают указанные выше негативные положения. Эти предложения обсуждены и одобрены многими франшизными компаниями, работающими на российском рынке. Все необходимые документы по корректировке главы 54 ГК РФ были обсуждены на парламентских слушаниях и совещаниях в заинтересованных министерствах и ведомствах России. Однако дальнейшее продвижение указанных предложений находится вне компетенции Ассоциации франчайзинга.
Что касается других приведенных причин медленного развития франчайзинга в России, то вселяет надежду, что программа дебюрократизации экономики, налоговая и судебная реформы, мероприятия по поддержке малого предпринимательства должны существенно улучшить предпринимательский климат в России, а это неизбежно положительно скажется на темпах развития российского франчайзинга.
Еще более отдаленное отношение к франчайзингу имеет патентное законодательство, закон о товарных знаках, закон о коммерческой тайне и некоторые другие документы, на которые иногда ссылаются участники рынка. Описанная в ГК система двойной регистрации договоров коммерческой концессии в патентном ведомстве и налоговых органах является громоздкой и по большому счету не соответствует нашему времени.
В результате, по мнению некоторых экспертов, почти все франчайзеры сегодня попросту обходят процедуру регистрации коммерческой концессии. А основным документом, регулирующим отношения франчайзера и франчайзи, является договор между ними, описывающий условия, на которых франчайзи может пользоваться брендом или ноу-хау франчайзера. В настоящее время терминологическая неопределенность не позволяет идентифицировать франчайзинг и формализовать его как объект, определяемый рядом признаков. Любые формы, в том числе свободное регулирование, возможны только в случае наличия объекта, подлежащего регулированию. В большей части поэтому вопрос о правовом регулировании франчайзинга в России до настоящего времени остается открытым.