Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями. Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 7
2. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 16
3. ЗАКОННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. 19
4. ПРАВОПОРЯДОК КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 26
5. ЗАКОННОСТЬ И СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И ДЕМОКРАТИЯ.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование общественных отношений.docx

— 47.72 Кб (Скачать)

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение  субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами  права и достигло целей правового  регулирования. 

Структура правопорядка —это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. 

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные  нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении  правопорядок отражает реализованные  элементы системы права. В этой связи  в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более зобные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права. 

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что  складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком  охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается  вправовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. 

Общественный порядок  представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая  складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов. 

В правовом государстве  все элементы общественного порядка  взаимодействуют между собой  и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми  мерами. Другие элементы общественного  порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции. 

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом. 

Гарантии законности и правопорядка. В правовом государстве  существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни  и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. 

К материальным гарантиям  относится такая экономическая  структура общества, в рамках которой  устанавливаются эквивалентные  отношения между производителями  и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке. 

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы  общества, которые поддерживают и  воспроизводят общественную жизнь  на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного  развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения  и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной  политической системы общества, в  интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый  режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации  или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства. 

К юридическим гарантиям  относится деятельность государственных  органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной  власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные  органы, издавая соответствующие  нормативно-правовые акты, предусматривающие  юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка. 

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая  обстановка, в которой реализуются  юридические права и обязанности  участников правоотношений; уровень  их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов  и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования  участвуют все звенья политической системы общества, в том числе  благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно  здоровое общество—это общество, функционирующее  на основе законов, в условиях стабильного  правопорядка. 

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют  между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

5. ЗАКОННОСТЬ И  СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И ДЕМОКРАТИЯ  

Законность есть реализация свободы человека, смоделированная  в нормах права. Предусмотренные  ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы  и обязанности становятся реальностью  общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном  случае они оказываются лишь благими  намерениями законодательной власти. 

Законность—это  сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые  действия, не запрещенные правовыми  нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями  общественного развития, мера которой  получает выражение в законе. 

Правопорядок есть результат действия законности, реализованной  свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический  образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка: 

—в деятельности государства осуществляется принцип  разделения властей; 

—в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом  и другие принципы права; 

—интересы субъектов  права находятся под надежной охраной государства; 

—государство отвечает перед своими гражданами за нарушение  их законных интересов; 

—граждане, в свою очередь, несут ответственность  перед государством за совершенные  правонарушения. 

В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют  в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Таким образом можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует. 

Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет. 

Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения. Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объективной необходимостью, тем более, что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произвола со стороны государства. 

Так же следует сказать, что право, выражая общественную волю, т.е. совокупность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, исключает возможность существования  различных вариантов интерпретации его норм, стараясь по возможности в наибольшей степени их детализировать, чтобы исключить возможность их различного толкования. При этом все возникающие нюансы решаются посредством толкования содержания правовых норм компетентными органами, в которых работают квалифицированные юристы.  

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие  и могут или должны руководствоваться  ею. 

Закрепленные в  актах государства правовые нормы  носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в  особом, достаточно сложном порядке. 

Важно так же то, что  нормы права формулируются компетентными  высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом. 

Таким образом право можно выделить, как особый, приоритетный регулятор, характеризующийся рядом признаков, отличающих его от других видов социальных норм и делающих его на данный момент наиболее социально значимым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.

2.     Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения / Советское государство и право. – 1999. – N 5

3.     Ильин  И.А. Порядок или беспорядок? М., 1917.

4.     Кудрявцев  В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

5.     Лукашева  Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

6.     Общая  теория права и государства. // под ред. В.В. Лазарева. М., 1997.

7.     Общая  теория права. / под ред. В.К. Бабаева. Н-н, 1993.

8.     Плахов  В.Д. Социальные нормы. Философские  обоснования общей теории. М., 1985.

9.     Теория  права и государства. / под ред. М.Н. Марченко. 1996.

10. Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений. // Советское государство и право. 1964. №7.

11. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.// Общая теория права ( курс лекций). Н-н. 1993.

Информация о работе Формы монополий и их эволюция