Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями. Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 7
2. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 16
3. ЗАКОННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. 19
4. ПРАВОПОРЯДОК КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 26
5. ЗАКОННОСТЬ И СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И ДЕМОКРАТИЯ.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование общественных отношений.docx

— 47.72 Кб (Скачать)

Социальные нормы  в абстрактном значении можно  определить по-разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую  формулировку: социальные нормы - это  правила социально значимого  поведения членов общества.[6] В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.[7]  

Несмотря на очевидные  различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят  из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными  группами и т.д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым  условием жизни общества, средством  общественного управления, организации  и функционирования государства, обеспечения  согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста  благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую ступень  экономического, социально-политического  и духовного развития общества, в  них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и  конкретизируют действия объективных  законов, тенденций общественного  развития, т.е таких законов, которые действуют с естественно -исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. "Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола."[8] В этом свете не совсем ясной остается мысль В.Д. Плахова о том что социальные нормы "путь социологические законы" особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи".[9] Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства (атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны так же с законами естественно - техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации. 

В последующем нормы  права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие "норма" и "правило" употребляются и  воспринимаются в обиходе как  равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма - это правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом.  

В философской и  естественнонаучной литературе под  нормой не только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и  давно бытует в действительности. Применительно к человеческому  поведению можно сказать, что  в качестве социальной нормы выступает  такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма - это проявление и отражение  естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе  и ее свойствам, является оптимальным  либо, по меньшей мере, допустимым для  данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее - патология.[10] Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип основанный как на внутренних побуждениях так и на внешних детерминантах.  

Социальные нормы  весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием  самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они  делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы ( элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие ). 

Юридическая наука  не вдается в столь подробную  и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы  в основном из таких критериев, как  способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это - общепринятая и наиболее распространенная классификация.[11] 

Объединяющим началом  этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и  не действуют изолированно одни от других, в " рафинированном " виде. 

Такова система  социальных регуляторов, принятая в  нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином . К ним можно добавить нормы международного права в той части в которой они не противоречат воле Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации ).[12] 

Говоря о праве  можно обозначить, что право - уникальный высоко значимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов  системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права  среди иных социальных регуляторов  имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

2. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО  ЭЛЕМЕНТЫ  

Правовое регулирование  представляет собой сложный и  многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств  юридического воздействия на общественные отношения. 

Юридическая наука  различает понятия правового  воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку  право уже своим существованием оказывает значительное влияние  на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право  определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие  рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование  общественных отношений. 

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. 

Механизм правового  регулирования—это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. 

Основные структурные  элементы механизма правового регулирования. 

1.Нормы праваустанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что онаопределяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права—это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях. 

В юридической науке  и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативной  основой механизма правового  регулирования, так как в них  сконструирована та модель общественного  отношения, которая соответствует  потребностям и интересам граждан  правового государства. 

Воплощение предписаний  правовых норм в поведении людей  осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования  общественных отношений. 

2.Правоотношение—это  важнейший и необходимый элемент  реальной жизни права. В нем  общие, обезличенные права и  обязанности, закрепленные в нормах  права, превращаются в конкретные  и взаимосвязанные права и  обязанности индивидуальных субъектов  (лиц или организаций), в соответствии  с которыми те должны сообразовывать  свое поведение. 

Правоотношение устанавливает  персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношении. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме,в правоотношение дает механизму правового регулирования “возможность” завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения. 
 

3. Акты реализации  юридических прав и обязанностей—это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие). 

Четкость и эффективность  механизма правового регулирования  общественных отношений зависит  от правильного толкования норм права  и уровня правосознания субъектов  правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных  разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования  общественной жизни. И, безусловно, чем  выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся  в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования. 

Генеральной целью  правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

3. ЗАКОННОСТЬ КАК  СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ  В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ  

Законность —  основа нормальной жизнедеятельности  цивилизованного общества, всех звеньев  его политической системы. Охватывая  своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную  и публичную), законность вносит в  него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов  людей. 

Как устойчивое явление  общественной жизни, законность возникает  и формируется в условиях цивилизованного  общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода  частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия—главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности. 

Требование соблюдать  изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости  соблюдать законы (закон суров, но это закон— dura lex, sed lex).Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии рецептировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений. Формально можно говорить и о законности в феодальном обществе. Так, в период образования централизованных феодальных государств стремление центральной государственной власти обеспечить строгое исполнение издаваемых ею законов было естественно. Петр1следующим образом выразил свою мысль о существе законности в Российском государстве: “Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понежу всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...”  

Информация о работе Формы монополий и их эволюция