Формы монополий и их эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями. Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 7
2. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 16
3. ЗАКОННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. 19
4. ПРАВОПОРЯДОК КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 26
5. ЗАКОННОСТЬ И СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И ДЕМОКРАТИЯ.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование общественных отношений.docx

— 47.72 Кб (Скачать)

авовое регулирование общественных отношений

Объем работы: 32 с., в том числе 7 прил.

Ключевые слова: законность, правовопрядок, правовое регулирование, общественные отношения 

Правовое регулирование  представляет собой сложный и  многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств  юридического воздействия на общественные отношения. 

В данной курсовой работе рассматриваются основные аспекты  правового регулирования общественных отношений. 

При написании работы использовался анализ учебно-методической литературы, научных публикаций и  статей по сути вопроса. 

В рамках данного  вопроса рассмотрено какая роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования. 

Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов.  

В работе освещены следующие  вопросы:

- нормативное регулирование  и виды социальных норм

- понятие механизма  правового регулирования и его  элементы

- законность и  правопорядок, как результат правового  регулирования общественных отношений.  

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 7  

2. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО  ЭЛЕМЕНТЫ 16

3. ЗАКОННОСТЬ КАК  СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ  В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. 19

4. ПРАВОПОРЯДОК КАК  ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 26

5. ЗАКОННОСТЬ И  СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И ДЕМОКРАТИЯ.. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

ВВЕДЕНИЕ 

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция  правового государства, с присущими  ему существенными признаками и  особенностями. Построение правового  государства является одной из важнейших  перспективных задач, так как  именно оно является, в современном  понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с  тем никогда не существовало и  не существует общепризнанного понимания  правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей.[1] Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.[2] 

Разновидностью теории правового государства является концепция "господства права". Примечательно, что теория "господства права" и концепция правового государства  питались, в общем-то, из одного духовного  источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет  ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение общественных отношений мыслилось только посредством  позитивных законов. В русле этого  право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как, воплощение определенного правопорядка.[3] 

Но все же, чтобы  объективно определить в какой степени существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право (в его позитивном, т.е. юридическом смысле). 

В рамках данного  вопроса следует разобраться  в том, какая же роль отведена праву  среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы  соотносятся и взаимодействуют  между собой, какие существуют тенденции  их развития и преобразования. 

Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий. 

Эту проблему в своих  работах затрагивали такие ученые как Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец В.С., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.

1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ  

В повседневной жизни  каждого человека нередко возникает  вопрос, как правильно поступить  в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как  согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и  должном поведении в подавляющем  большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме  аккумулируется опыт многих поколений  людей. 

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством  общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а  значит, и объективная необходимость  их социального регулирования, которое  характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных  требованиями данной общественной системы.  

Существование и  развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом  закономерностей. Во-первых, каждое исторически  конкретное общество объективно требует  строго определенной меры социального  регулирования, иначе неизбежны  отрицательные последствия для  социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера , выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития. Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования , усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры. 

Инфраструктура - это  не просто структура социального  регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования. 

Следует строго разделять  идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая - это такая модель основных организационно-нормативных  форм социальных регуляторов, которая  объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для  обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно -организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное. 

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений  данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к  конкретным лицам. 

Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих  правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распостроняются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию. 

Индивидуальное - это  простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших  отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых  актах и процессах производства , обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола. 

Весьма существенно, что нормативное регулирование  затрагивает область общественного  сознания, связывается с ним, связывается  с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это  масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное  в том или ином виде. 

Разумеется, нормативное  регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда  оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается  при индивидуальном, разовом решении  жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. 

Этим и объясняется  потребность, которая остро ощущается  в ходе общественно-исторического  развития, - заполнить в необходимой  мере нормативное регулирование, в  том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных  социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.[4] 

Если говорить о  системе нормативного регулирования  как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как  всю совокупность норм, посредством  которых осуществляется регуляция  поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой  в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с  природой, регулируемых посредством  социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм.[5]  

Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.  

Информация о работе Формы монополий и их эволюция