Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:50, курсовая работа
Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями. Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства.
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 7
2. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 16
3. ЗАКОННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. 19
4. ПРАВОПОРЯДОК КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 26
5. ЗАКОННОСТЬ И СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И ДЕМОКРАТИЯ.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35
авовое регулирование общественных отношений
Объем работы: 32 с., в том числе 7 прил.
Ключевые слова: законность,
правовопрядок, правовое регулирование,
общественные отношения
Правовое регулирование
представляет собой сложный и
многообразный процесс, осуществляемый
с помощью определенных средств
юридического воздействия на общественные
отношения.
В данной курсовой работе
рассматриваются основные аспекты
правового регулирования
При написании работы
использовался анализ учебно-методической
литературы, научных публикаций и
статей по сути вопроса.
В рамках данного
вопроса рассмотрено какая роль отведена
праву среди других социальных регуляторов,
как различные социальные нормы соотносятся
и взаимодействуют между собой, какие
существуют тенденции их развития и преобразования.
Проблема является
актуальной поскольку в процессе исторического
развития и эволюции общественных отношений,
то есть усложнения их элементной структуры,
а так же появления их новых разновидностей
неизбежно возникает вопрос о значимости
в тот или иной период времени применительно
к конкретным обстоятельствам тех или
иных социальных регуляторов.
В работе освещены следующие вопросы:
- нормативное регулирование и виды социальных норм
- понятие механизма правового регулирования и его элементы
- законность и
правопорядок, как результат правового
регулирования общественных
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 7
2. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 16
3. ЗАКОННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. 19
4. ПРАВОПОРЯДОК КАК
ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
5. ЗАКОННОСТЬ И
СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, в условиях,
когда уже выработана концепция
правового государства, с присущими
ему существенными признаками и
особенностями. Построение правового
государства является одной из важнейших
перспективных задач, так как
именно оно является, в современном
понимании идеальной формой политической
организации общества. Но вместе с
тем никогда не существовало и
не существует общепризнанного понимания
правового государства. Объясняется
это действием самых различных факторов,
таких как: особенности исторического
и культурного развития, демократические,
политические и правовые традиции, своеобразие
политической и правовой систем, различия
в правопонимании и осмыслении права,
как универсального социального регулятора
общественных отношений и связей.[1] Вместе
с тем идея правового государства всегда
понималась на дуализме Государства и
Права. Но одновременно она опиралась
на общефилософское представление о праве
как о высшей ценности, обладающей своим
собственным содержанием.[2]
Разновидностью теории
правового государства является
концепция "господства права". Примечательно,
что теория "господства права"
и концепция правового
Но все же, чтобы
объективно определить в какой степени
существующее положение приближено к
истине, следует разобраться в том, какое
место в современном обществе занимает
право (в его позитивном, т.е. юридическом
смысле).
В рамках данного
вопроса следует разобраться
в том, какая же роль отведена праву
среди других социальных регуляторов,
как различные социальные нормы
соотносятся и взаимодействуют
между собой, какие существуют тенденции
их развития и преобразования.
Проблема является
актуальной поскольку в процессе исторического
развития и эволюции общественных отношений,
то есть усложнения их элементной структуры,
а так же появления их новых разновидностей
неизбежно возникает вопрос о значимости
в тот или иной период времени применительно
к конкретным обстоятельствам тех или
иных социальных регуляторов. Вследствие
этого возникают вопросы о необходимости
совершенствования нормативной базы общества,
о приведении ее в соответствие с требованиями
новых условий жизни, а при историческом
отмирании тех или иных общественных отношений,
а так же при их изменении - об устранении
не соответствующих действительности
норм или их элементов, с целью предотвращения
возможности путаницы и противоречий.
Эту проблему в своих
работах затрагивали такие
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
В повседневной жизни
каждого человека нередко возникает
вопрос, как правильно поступить
в той или иной ситуациях на
работе, в общественных местах, дома,
в семье, или, иначе говоря, как
согласовать свои поступки с интересами
государства, других людей. Ответ на
вопрос о допустимом, желаемом и
должном поведении в
В современной общественной
науке обоснован взгляд на общество
как на целостный социальный организм.
Отсюда следует, что весьма важным качеством
общества является организованность,
упорядоченность образующих социальную
жизнь общественных отношений, а
значит, и объективная необходимость
их социального регулирования, которое
характеризуется рядом
Существование и
развитие социального регулирования,
его место и функции в
Инфраструктура - это
не просто структура социального
регулирования в обществе, не просто
его подразделенность на виды, звенья,
а сложившееся объективно обусловленное
построение этой структуры, выраженное
в устойчивой модели нормативно-организационных
форм регулирования, причем такой модели,
узловые звенья которой опираются на определенные,
тоже устойчивые организационные формы...
В соответствии с этим инфраструктура
социального регулирования предстает
главным образом в виде организационного
"базиса", или "скелета", особого
построения нормативно-организационных
форм, от которых непосредственно зависит
и развитие, и само функционирование этого
регулирования.
Следует строго разделять
идеальную и фактическую
Индивидуальное - упорядочение
поведения людей при помощи разовых,
персональных регулирующих акций, решений
данного вопроса, относящихся только
к строго определенному случаю, к
конкретным лицам.
Нормативное - упорядочение
поведения людей при помощи общих
правил, т. е. известных моделей, образцов,
эталонов поведения, которые распостроняются
на все случаи данного рода и которым должны
подчиняться все лица, попавшие в нормативно
регламентированную ситуацию.
Индивидуальное - это
простейшее социальное регулирование.
Оно имеет известные
Весьма существенно,
что нормативное регулирование
затрагивает область
Разумеется, нормативное
регулирование имеет и свои минусы,
в особенности в случаях, когда
оно становится орудием политической
власти авторитарного типа, авторитарной
идеологии. Да и с точки зрения
регулятивных особенностей оно само
по себе не обеспечивает того, что достигается
при индивидуальном, разовом решении
жизненных проблем: учета конкретной,
индивидуальной ситуации, неповторимых
особенностей данного случая.
Этим и объясняется
потребность, которая остро ощущается
в ходе общественно-исторического
развития, - заполнить в необходимой
мере нормативное регулирование, в
том числе, правовое, индивидуальным.
Однако это не должно заслонять громадных
социальных преимуществ нормативного
регулирования, формирование которого
имело переломное, этапное значение
в развитии регулятивных механизмов,
свойственных обществу как социальной
системе, кода и складывается устойчивая
инфраструктура регулирования.[4]
Если говорить о
системе нормативного регулирования
как об автономном, объективно существующем
явлении, то ее можно определить как
всю совокупность норм, посредством
которых осуществляется регуляция
поведения людей в обществе, их
отношений между собой в рамках
объединений, коллективов, между собой
в рамках объединений, коллективов,
а так же взаимоотношений с
природой, регулируемых посредством
социально-технических норм. Поведение,
деятельность людей, отношения, в которые
они вступают, являются объектом регулирования
различных норм. Так права и обязанности
члена садоводческого общества закреплены
в уставе данного общества, относящегося
к так называемым корпоративным нормам.
Взаимоотношения между студентами учебной
группы подлежат моральной оценке. Участникам
свадебного торжества надлежит вести
себя соответственно существующим народным
обычаям и обрядам. Действия человека,
управляющего автомобилем, находятся
под "юрисдикцией" правовых норм.[5]
Однако, следует помнить,
что система нормативного регулирования
не совпадает полностью с юридической
надстройкой. Юридическая надстройка
- это совокупность всех правовых явлений,
определяемых в конечном итоге экономическим
базисом общества. Так же, расшифровывая
приведенное выше определение системы
нормативного регулирования, следует
отметить, что система социальных норм
выступает лишь частью системы нормативного
регулирования, так как в обществе действует
два вида норм: социально-технические
и собственно социальные. Это наиболее
общее деление всех действующих в обществе
норм имеет как бы первичное, исходное
значение.