Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:54, курсовая работа
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие :
- выявить факторы,определяющие интеграционные процессы;
- рассмотреть формы международной экономической интеграции;
- определить цели и последствия интеграции;
- проанализировать экономические интеграции в некоторых регионах мира.
Введение____________________________________________________3-4
1. Сущность и формы международной экономической интеграции:
1.1. Сущность и уровни интеграции____________________________5-8
1.2 .Фор¬мы международной экономической ин¬те¬гра¬ции_____________9-10
1.2. Цели и последствия интеграции____________________________11-12
1.4.Теории международной экономической интеграции_____________13-16
2. Главные интеграционные группировки мира____________________17
2.1 Перестройка по-западноевропейски__________________________18-27
2.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе________28-29
2. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе__30-32
2. 4. Интеграция в Латинской Америке___________________________33-34
Заключение__________________________________________________35
Список литературы___________________________________________36
Первое
из сообществ, ЕОУС, было создано всего
через шесть лет после войны,
и совсем еще свежая память о нацизме
не могла не бросать тень на ФРГ.
Это лишь крайний пример, а в целом
психологические перегородки, обусловленные
национальным эгоцентризмом и давними
предубеждениями против соседей, были
достаточно высоки. Они и поныне тормозят
интеграционные процессы. Тем не менее
пройденные десятилетия заметно изменили
массовую психологию. Опросы, регулярно
проводимые «Европа-рометром» в государствах—членах
ЕС с 1973 г., неизменно показывают высокий
уровень поддержки интеграции: в пределах
70— 80% в среднем по ЕС. В первую очередь
это относится к послевоенным поколениям,
которым гораздо больше свойственно воспринимать
себя не только бельгийцами, итальянцами,
немцами и т. д., но и европейцами. Таков
один из наиболее важных результатов практики
«европейского строительства».
2.2. Особенности
интеграции в Североамериканском регионе
Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.
О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.
Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие — асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.
Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются:
• ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;
• поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
• смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
• либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
• создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.
В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение I состава за счет других латиноамериканских стран.
В апреле
1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на
встрече глав государств и правительств
34 стран Северной, Центральной и Южной
Америки была подписана Декларация Сантьяго
о создании к 2005 г. Панамериканской зоны
свободной торговли с населением 850 млн
человек и общим объемом производимого
ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом,
речь идет о формировании межрегионального
торгово-экономического сообщества.
2. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Особенностью
интеграционных процессов в Азиатско-
В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в кото-Шую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.
Помимо
АСЕАН в Азиатско-
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.
Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.
Развитие
межгосударственного
В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран. Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ-
В основе
формирования торгово-экономических
группировок все чаще лежит общность
религиозно-мировоззренческих и культурных
корней. В июне 1997 г в Стамбуле на встрече
высокопоставленных представителей стран
различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии,
Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта
и Нигерии было решено создать «мусульманскую
восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового
и научно-технического сотрудничества.
2. 4. Интеграция в Латинской Америке
Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.
К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих ; стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.
МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка — исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.
Стремление стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.
В рамках
всех интеграционных группировок Латинской
Америки приняты программы либерализации
внешней торговли; разработаны механизмы
промышленного и финансового сотрудничества,
определены методы регулирования отношений
с иностранными инвесторами и система
зашиты интересов наименее развитых стран.
Заключение
Экономическая интеграция представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК.
В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности
Наиболее
зрелой формой экономической интеграции
является Европейский союз, сформировавшийся
на основе целого ряда договоров и соглашений.
В рамках ЕС не только отменены барьеры
на пути движения товаров, услуг, капитала
и рабочей силы, но и создается экономический,
валютный и политический союз.
Информация о работе Формы международной экономической интеграции