Формы международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие :
- выявить факторы,определяющие интеграционные процессы;
- рассмотреть формы международной экономической интеграции;
- определить цели и последствия интеграции;
- проанализировать экономические интеграции в некоторых регионах мира.

Содержание

Введение____________________________________________________3-4

1. Сущность и формы международной экономической интеграции:

1.1. Сущность и уровни интеграции____________________________5-8

1.2 .Фор¬мы международной экономической ин¬те¬гра¬ции_____________9-10

1.2. Цели и последствия интеграции____________________________11-12

1.4.Теории международной экономической интеграции_____________13-16

2. Главные интеграционные группировки мира____________________17

2.1 Перестройка по-западноевропейски__________________________18-27

2.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе________28-29

2. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе__30-32

2. 4. Интеграция в Латинской Америке___________________________33-34

Заключение__________________________________________________35

Список литературы___________________________________________36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

§   создание и институционализация разветвленной системы регулирования социальных отношений, в первую очередь между трудом и капиталом, переход к социально ориентированной экономической политике и развертывание масштабной социальной политики («государство благосостояния»), переориентация бизнеса с инвестиций в технологию на инвестиции в работника;

§  становление развитой демократии, характеризующейся полным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политическим плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.

Совокупность  происшедших изменений в большинстве  западноевропейских стран настолько значительна, что дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии общества, новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы. У западной общественной системы есть свои проблемы, весьма  непростые.

Один  из потенциальных источников дестабилизации — возникновение общества двух третей. Речь идет о новой технологической революции, которая повлекла за собой очередную структурную перестройку экономики и возрождение массовой безработицы. В итоге наметился новый социальный раскол между большинством населения («две трети»), которое так или иначе приспосабливается к изменениям, и остальной «третью», обреченной порой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную деградацию.

Другая  опасная тенденция заключается  в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис потребительского общества. Суть его в том, что нынешняя система производства и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно приоритетное значение такой нравственной и социальной ценности, как труд, благодаря которой возникла современная западная цивилизация.

Еще один угрожающий феномен заключается  в новом национализме, обращенном прежде всего против иммигрантов, главным образом из стран «третьего мира». Им отдана на откуп почти вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же значительная часть коренного населения видит второсортных людей, «чужаков» и виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает дальнейшее обострение этнических отношений.

Тем не менее общественная система, созданная  в Западной Европе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее саморегуляции являются продуктом длительного исторического развития, они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложились однотипные, близкие по основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. Все это позволяет предположить, что существующая в Западной Европе общественная система по-прежнему будет достаточно надежным фундаментом продолжающегося строительства ЕС.                           

 

Расширение  Евросоюза имеет как плюсы, так  и минусы.  С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.

Партнерство России с ЕС юридически было оформлено  в 1994 г. Соглашением о партнерстве  и сотрудничестве (СПС) признано, что  Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.

Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. было подписано Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств государств, участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.

Евросоюз  является главным торговым партнером  России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5% — с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

В ближайшие  годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и  решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности. Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. 
 
 

ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 

Европейский союз (ЕС) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме южной части острова), Мальту.

·         1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС);

·         1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);

·         1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС);

·         c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизм  интеграции

Анализ  длительного опыта ЕС позволяет  сделать еще один вывод: сообщество продвинулось за счет обеспечения целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется первостепенное внимание.

Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существенно отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:

— сочетание  институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены органов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;

— гибкое разделение компетенций между институтами  ЕС и национальными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т, д.); Сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т. д.); сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т. д.);

— многообразие типов принимаемых решений —  от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключений, имеющих рекомендательный характер;

— примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих договоров.

Источником  права ЕС являются прежде всего три  договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европейском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых государств-членов.

В организационной  структуре ЕС нашел отражение  традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. Б число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Европейский суд; Европейский совет.

Отступая  от порядка, в котором они перечислены, целесообразно начать их характеристику с Европейского совета, созданного в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и правительств по меньшей мере дважды в год, он принимает решения по ключевым вопросам жизни ЕС. Его решения не имеют обязательной силы, однако они дают политические импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми действуют Комиссия и Совет министров.

Совет — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с чем иногда именуется Советом министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют, вместе с основополагающими договорами, право ЕС. Другое отличие состоит в том, что он не имеет постоянного состава; фактически существует множество советов, состав которых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассматриваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т. д.

Уникальным  институтом является Комиссия ЕС (КЕС), имеющая наднациональный характер. Именно на нее приходится львиная доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во всех областях деятельности, переданных на уровень Сообщества. Главное в работе КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они исполняются национальными органами. Комиссия управляет финансами ЕС — бюджетом и структурными фондами.

Европейский парламент (ЕП) — представительный орган, избираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты ЕП избирались национальными парламентами). Европарламент — главный демократический форум народов, объединившихся в ЕС. В отличие от национальных парламентов он не является законодательным органом. Вначале ему отводилась в основном консультативная роль. Со временем функции ЕП были значительно расширены, и ныне он осуществляет широкий контроль за деятельностью Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполнении, участвует в процессах выработки и принятия новых законодательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обязательно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.

Уникальную  роль играет Европейский суд. Он призван  обеспечивать единообразное толкование законодательства ЕС и сто примат над национальными законодательствами в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами. В соответствии с этим он рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами.

Институциональная система ЕС не имеет исторических аналогов. Западные правоведы подчас называют ее «юридическим кошмаром», имея в виду то, что ЕС сочетает в себе черты классической международной организации и государства двух типов — федеративного и конфедеративного. Создавая и на ходу реконструируя эту систему, участники ЕС руководствовались не доктринальным и зачастую даже не политическим, а функциональным подходом, т. е., по сути, тем же здравым смыслом.

Едкие и ничего и никому не спускающие западные журналисты давно избрали своей мишенью «брюссельских еврократов». Действительно, громоздкая бюрократическая машина ЕС, в которой занято 25 тыс. чел., действует со скрипом, и ей свойственны все черты современной бюрократии. Тем не менее сложность этой организационной структуры обусловлена необходимостью согласования интересов как государств, так и различных социальных или профессиональных групп; она создана с учетом асимметричности интеграционных процессов, более развитых или динамичных в одних областях экономической, социальной и политической жизни, неразвитых или замедленных — в других. В итоге эта, казалось бы, немыслимая гибридная система выдержала не одни заморозки, живет и приносит увесистые плоды.

Особо следует сказать о таком «механизме»  интеграции, как мобилизация общественной поддержки строительству объединенной Европы. Ведущую роль в этом сыграли наиболее влиятельные политические партии — социал-демократические, христианско-демократические, либеральные и консервативные, которые, за редким исключением, активно поддерживали курс на интеграцию. Таковы же были позиции большинства профсоюзов, всех предпринимательских объединений, а также подавляющей части средств массовой информации, деятелей науки и культуры. Способствовало этому и само Сообщество, перейдя с 1979 г. на прямые выборы ЕП, начав осуществление программ европеизации школьного и высшего образования, языкового обучения, поощрения контактов молодежи и т. п.

Информация о работе Формы международной экономической интеграции