Формы международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие :
- выявить факторы,определяющие интеграционные процессы;
- рассмотреть формы международной экономической интеграции;
- определить цели и последствия интеграции;
- проанализировать экономические интеграции в некоторых регионах мира.

Содержание

Введение____________________________________________________3-4

1. Сущность и формы международной экономической интеграции:

1.1. Сущность и уровни интеграции____________________________5-8

1.2 .Фор¬мы международной экономической ин¬те¬гра¬ции_____________9-10

1.2. Цели и последствия интеграции____________________________11-12

1.4.Теории международной экономической интеграции_____________13-16

2. Главные интеграционные группировки мира____________________17

2.1 Перестройка по-западноевропейски__________________________18-27

2.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе________28-29

2. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе__30-32

2. 4. Интеграция в Латинской Америке___________________________33-34

Заключение__________________________________________________35

Список литературы___________________________________________36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Экономический союз возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы и одновременно идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

Валютный союз - форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

Ø  согласованное (совместное) плавание национальных валют;

Ø  установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц;

Ø  создание единой региональной валюты;

Ø  формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

Этот  союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической  интеграции прошел все указанные  этапы.

Полная экономическая интеграция - единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы, которая проводится в условиях общей налоговой системы, наличия единых стандартов, единого трудового законодательства и т.д. 
 
 
 
 
 

1.3. Цели и последствия интеграции 

Цели  международной экономической интеграции зависят от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.

Европейский союз - высшая на данный период времени  форма интеграции — имеет целью  создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Развитие  экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое сближение стран  в региональных рамках создает благоприятные  условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая  их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Это также способствует распространению передовой технологии.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет  его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членов ЕС.  

Однако  взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров. Нельзя не отметить, что олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.

Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Теории международной экономической интеграции

В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного  механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.

Представители раннего неолиберализма (1950—1960гг.) - швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.

Однако  развитие международной экономической  интеграции формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма –  американский ученый Бела Баласса считал, экономическая интеграция ведет к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.

В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого — американские экономисты Сидней Рольф и Юджин  Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.

Представители структурализма— шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.

В 70-х  гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого — американский экономист Ричард Купер и др. — в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон.

Разновидностью  неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также  отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном.

Значительную  роль в развитии теории международной  экономической интеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран.

В настоящее  время в связи с расширением  ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции. Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Главные интеграционные группировки мира

Интеграционные  процессы не происходят спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны  государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить:

§  в Западной Европе - ЕС,

§  в Северной Америке - НАФТА,

§  в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН,

§  в Евразии — СНГ.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.Перестройка по-западноевропейски

Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов, посредством  которых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваются накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы «саморегулирования» общества со временен начинают терять гибкость, окостеневать. Если этот процесс проходит критическую точку, после которой он становится необратимым, общественная система рушится. Именно в таком направлении развивался классический западноевропейский капитализм второй половины XIX и первых десятилетий XX в. Слишком слабым предостережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России. И только страшный опыт гитлеризма и сталинизма, Второй мировой войны вызвал подлинный переворот в общественном сознании европейцев, это тоже было своего рода шокотерапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимо искать в самом европейском обществе.

Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма, национальной нетерпимости. Общественное сознание приняло, не сразу и не без труда, идею социального консенсуса, достигаемого посредством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и психологический климат дозволил осуществить глубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в послевоенный период, главным образом с конца 40-х по начало 70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестройки общества.

Главные составляющие перестройки по-западноевропейски  таковы:

§  переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционерной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденциям, развитием теории и практики управления производством (менеджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием системы государственного (макроэкономического) регулирования;

Информация о работе Формы международной экономической интеграции