Формы и виды предпринимательства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно
противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать
его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в
зависимости происходящих процессов – самому эти процессы определять.
(Й. Шумпетер).

Содержание

Введение....................с.5
1.История возникновения и сущность предпринимательства.......................с.7
2.Формы и виды предпринимательства.......с.15
3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике
Казахстана.........с.29
Заключение.....................с.38
Приложения...................с.39-40
Список использованной литературы..........с.41

Работа содержит 1 файл

Виды и формы.docx

— 194.01 Кб (Скачать)

творчества молодежи при комсомольских  организациях. Их деятельность носила

посреднический характер и была направлена на решение научно-технических

проблем. Конечно, так называемое "комсомольское" предпринимательства не носило

массового характера, однако многие коммерческие структуры получили

первоначальное накопление капитала. Принятие закона "Об индивидуальной трудовой

деятельности граждан в СССР" (1987) частично легализовало индивидуальное

предпринимательство.

     Второй этап формирования предпринимательства можно связать с принятием в

июне 1988г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство

приобрело массовость.

     Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде,

совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях,

развитии малого бизнеса, что позволило  значительно разнообразить

организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой

активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых

суверенных государств после распада  СССР и принятием собственных  законов о

предпринимательстве. Наиболее притягательными  для предпринимательства оказались

те области рынка, в которых  возможно быстрое получение доходов, основанное на

перепродаже, где не требуется крупных  капиталовложений. В основном

предприниматели занимаются торгово- посредническими операциями, скупкой  и

перепродажей различных товаров  как за рубежом, так и в странах  СНГ.

Один из первых законов, действовавших  в Республике Казахстан и регулирующих

предпринимательскую деятельность, назывался "О свободе хозяйственной

деятельности и развитии предпринимательства  в Казахской ССР" (1990).

В законе определялось само понятие  предпринимательства – "это инициативная в

рамках действующего законодательства хозяйственная или иная деятельность за

счет собственных, заемных и  других имуществ и средств с целью  получения для

всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода".

Обратим внимание на основные черты, характеризующие предпринимательство.

     Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров,

работ и услуг, предназначенных  для продажи в рыночных условиях. Во-вторых

, это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по  желанию, воле,

свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает,

чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров  и определяет

условия делового сотрудничества с  ними. В-третьих, предпринимательская

деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных  действий за

счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило  о

предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все

неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной

конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.

И, наконец, закон прямо говорит  о том, что целью предпринимательской

деятельности является получение  доходов. Поэтому формы хозяйствования,

направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи,

хозяйственная взаимопомощь, благотворительная  работы) не считаются

предпринимательством.

Закон допускает различные формы  участия в предпринимательстве: единолично, в

составе семьи, путем привлечения  других лиц и т.д.

Регистрация – начальный и необходимый  этап предпринимательства. Только после

регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать

работников, заказывать на свое имя  печати, бланки и другие фирменные

обозначения, заключать хозяйственные  договоры и выходить на рынок. Об этом

говорится в Положений о порядке  регистрации хозяйствующих субъектов  в РК,

утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г.

Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами

хозяйственной деятельности: производственной и посреднической,

внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать

различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и

начинать  другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее  разрешение

заниматься  всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать  любую, не

запрещенную законом продукцию  содержится непосредственно в статье 3 Закона

"О свободе хозяйственной  деятельности и развитии предпринимательства".

Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на

выполнение тех или иных работ  – лицензии – выдаются министерствами и

ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять

геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых,

лесных и водных ресурсов, выращивание  и реализацию культур, содержащих

наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о

предприятии).

Частное предпринимательство нуждается  в правовой защите. В статье 20 Закона о

свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства  говорится,

что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от

избранной организационной формы  предпринимательской деятельности и форм

собственности. Статьей 30 Закона о  предприятии гарантирована защита имущества

от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства

признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о

предприятии относит сведения, связанные  с производством, технологической

информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего

субъекта, разглашение которых  может нанести ущерб его интересам.

Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные

материалы нельзя делать закрытыми  и включать в состав коммерческой тайны.

Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает  недопустимость сокрытия

загрязнения окружающей среды и  другой негативной деятельности, способной

нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о

которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом

министров Республики Казахстан. Предприниматели  обязаны ежегодно публиковать

краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков,

дебиторской и кредиторской задолженности.

21 июня 1991г. принимается закон  "О хозяйственных товариществах" (в настоящее

время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О

хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О

защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два  закона и стали

долговременной правовой основой  деятельности частных предпринимателей.

Они определяют основные формы и  способы защиты частного предпринимательства  и

его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства

государства в частную предпринимательскую  деятельность, максимальную свободу

частных предпринимателей и ответственность  государственных органов и

должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего

числа, по производству товаров народного  потребления – 11,1, бытового

обслуживания – 7,2%.

Малые предприятия специализировались в основном на торговле и общественном

питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%.

Теми же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей  и

общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9%

[12].

Размещались предприятия стихийно, без учета потребностей. Наибольшее  их

число находилось в промышленно  развитых районах.

Предпринимательство не стало, как  предполагалось, движущей силой

экономического возрождения Казахстана.

Другими словами, постоянный поиск  то проявляющих, то исчезающих общественных

потребностей и непрерывное  приспособление к ним обусловливают  определенные

трудности в системе предпринимательства. Некоторые казахстанские специалисты,

выявив такие трудности и  барьеры, предлагают способы их преодоления, которые

обобщены нами в нами в таблице 1.

1. Трудности и барьеры: рекомендуемые  шаги по преодолению

    

Трудности,

барьеры

Предлагаемые способы  преодоления

1.Финансовые:

отсутствие основного  капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств

v Участие в завершающей  стадии приватизации государственной  собственности, в денежной приватизации

v Продажа (возможно в  рассрочку) неиспользуемых приватизированных  помещений, объектов незавершенного  строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации  недвижимости и земли, субъектам  малого предпринимательства на  тендерной основе

v Передача в аренду  с последующим выкупом неиспользуемых  объектов, выявленных по информации  предпринимателя (предусмотреть  меры по совершенствованию законодательства)

v Разработка институциональных  основ для развития лизинга  в Казахстане и

 

его реализация, присоединение  к международной Оттавской конвенции  по лизингу

v Подготовка предложений  по стимулированию целевого использования  приватизированного имущества, полученного  на льготных условиях. В случае  если имущество, полученное на  льготных условиях, не используется, то применение меры лишения  предоставленных ранее льгот  предложением выкупить объект  за деньги, в случае отказа  – переход к процедуре изъятия  (разработка соответствующих законодательных  механизмов)

v Привлечение займов международных  финансовых, экономических, частных  фондов и грантов общественных  и благотворительных организаций  (Всемирного банка, Международного  валютного фонда, Международной  финансовой корпорации, Европейского  банка реконструкций и развития, Азиатского банка развития и  др.) для финансирования проектов  малого бизнеса

v Выработка мер по стимулированию  банков второго уровня в кредитовании  субъектов малого предпринимательства

v Целевое кредитование  из Фонда развития малого предпринимательства  по приоритетным направлениям

v Развитие микрокредитования  малого предпринимательства

v Внедрение механизмов  страхования рисков при финансировании  проектов малого бизнеса

2.Институциональные: недостаточное  развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура

v Внедрение института  предпринимательства в Казахстане

v Разработка Кодекса предпринимателя  Казахстана

v Разработка Кадастра  недвижимости Казахстана

v Создание условий для  расширения сети юридических,  консультационных и аудиторских  фирм

v Поддержка развития коммерческих  банков, специализирующихся на предоставлении  кредитов и займов для малого  бизнеса

v Поддержка и развитие  системы бирж и торговых домов

v Развитие и поддержка  сети гостиничных хозяйств, коммуникационных  служб

v Поддержка и организация  сети бизнес- центров, бизнес- инкубаторов,  информационно- аналитических, информационно-  выставочных, научно- исследовательских  и консультационных центров

3.Образовательные: недостаток  знаний, навыков и опыта управления  бизнесом

v Разработка и внедрение  новых программ обучения основам  бизнеса; углубленные курсы подготовки, адаптация существующих программ  начального и среднего, высшего  образования к новым требованиям;  совершенствование программ ежегодной  переподготовки специалистов

v Повышение эффективности  использования технической помощи  стран-доноров; введение для обучающихся  в рамках технической помощи  контрактной системы и обязательств  по распространению полученных  знаний

v Развитие центров инкубаций  знаний и опыта организаций  и управления бизнесом, инновационных  кластеров

v Открытие в каждом  областном и городском акимате  дежурных консультационных пунктов  для предпринимателей


 

    

   

4. Государственные: бюрократизм,  волокита, коррупция, вымогательство

v Дальнейшее углубление  реформы государственной службы

v Совершенствование работы  Высшего дисциплинарного совета  Республики Казахстан

v Обеспечение строгого  соблюдения и верховенства законов;  введение упрощенной системы  регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур  согласования для субъектов малого  бизнеса

v Достижение прозрачности  работы всех органов государственной  власти, задействованных в сфере  малого и среднего бизнеса  (каждый регистрирующий и контролирующий  орган должен иметь список, а  контролирующий – список необходимых  документов, который вывешивается  в доступном для посетителей  месте); отмена для отдельных государственных  органов прав по оказанию платных  услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан

v Упрощение системы обслуживании  субъектов малого бизнеса в  соответствующих государственных  органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.

v Обеспечение правопорядка  и налаживание взаимодействия  служб МВД по принятию оперативных  мер по заявлениям предпринимателей  на противоправные действия отдельных  лиц и групп, а также по  фактам вымогательства (рэкета) и  шантажа под угрозой применения  силы

v Создание структур по  защите собственности и бизнеса

5. Информационные: недостаточный  уровень отражения проблем и  распространения опыта в СМИ

v Усиление пропаганды  развития малого, среднего бизнеса  в средствах массовой информации  и в сети электронной информации

v Издание специальных  буклетов, брошюр, информационных листков,  дайджестов, создание страничек  бизнеса в сети Интернет

v Организация специальных  циклов передач по радио и  телевидению

v Подготовка газетных  и журнальных публикаций по  актуальным вопросам малого и  среднего бизнеса


 

*Примечание: Материал обобщен на  основе источника заимствования:  Кантарбаева

А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы:

Раритет, 2000.- 200с.

Таким образом, нельзя не заметить, что  беды часто исходят из элементарной

неразвитости рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное

предприятие, предприниматель не всегда учитывает его реальную целесообразность

Информация о работе Формы и виды предпринимательства в Казахстане