Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:14, курсовая работа
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности.
Введение
Основные научные школы о государстве и управлении
1.1. Сущность государственного управления
1.2. Основные школы государственного управления
1.3. Концепция управления Ф.Герцберга
1.4. Развитие теории государственного управления в Великобритании
1.5. Американская научная школа государственного управления
Структура президентского института РФ
Понятийный аппарат
Заключение
Список использованной литературы
2. Структура президентского института Рф
Рис.1. Институт президенства в РФ
Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
При создании института президентства в России использовался опыт зарубежных стран.
Институт президентства четко вписан в структуру законодательной власти России, что выражается во взаимозависимости динамики и особенностей принятия федеральных законов и поправок к ним по инициативе акторов различных институтов.
Специфика института президентства заключается в том, что сроки принятия законов президента ниже, чем других акторов законодательной инициативы; большее число новых законов принимается по инициативе президента; большая часть из них регулирует политическую сферу.
3. Понятийный аппарат
ВЛАСТЬ — способность и возможность отдельного человека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения. Это общественные отношения между носителем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при которых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и социальным общностям с целью заставить их поступать определенным образом.
Власть возникла одновременно с появлением общества (родовая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она получила в государстве.
В структуре государства власть различается: по иерархическому (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, региональная, местная; по сферам общественной жизни — экономическая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — 1) система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
Органы государства — организационно и хозяйственно обособленные части государственного аппарата, состоящие из государственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование; наличие собственной компетенции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоящих перед органом задач принудительной силой государства.
По охвату территории государственные органы подразделяются на федеральные, органы субъектов федерации, местные органы.
По ветвям власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную нагрузку по правотворческой деятельности несет в себе законодательная власть в лице парламента; частично ею занимается исполнительная власть, создавая подзаконные нормативные акты (постановления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях — судебная. Исполнительной деятельностью занимаются исполнительно-распорядительные (административные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, прокуратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;
2) совокупность исполнительных
(административных) органов власти,
выполняющих повседневную
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - это единство и целостность государства (страны), которое имеет возможность самостоятельно, без вмешательства извне определять свою внешнюю и внутреннюю политику.
ГОСУДАРСТВО — основной
институт политической системы общества,
осуществляющий управление им, охрану
и обеспечение его экономическо
Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство - это государство, где властвует закон.
Заключение
Государственное управление - это те традиции и институты, которые представляют власть в той или иной стране.
В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская школа имеет общую эмпирическую (т.е. опытную) направленность своих исследований, многие ее выдающиеся представители были не только теоретиками, но и практиками. В 20-30-х годах представители течения «школа человеческих отношений» попытались объяснить функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп. Наиболее известными учеными этого направления в США в 20-50-е годы были Мери Паркер Фоллет, Э Мэйо,А.Маслоу.
А. Маслоу разработал иерархию потребностей, согласно которой мотивами поступков людей являются в основном потребности не экономические (как полагали “классики”), а социальные, эгоистические, позволяющие реализовать творческие возможности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, А. Маслоу рекомендовал использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие создание благоприятного психологического климата в коллективе, консультации со служащими и предоставление им более широких возможностей для реализации своего творческого потенциала в работе.
В 50-е годы в США
возникает поведенческий
В английской школе экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Английский политолог Б. Барри разработал концепцию “экономического типа” государственной власти, осуществляемой путем угроз и обещаний. Властные отношения в обществе Б. Барри рассматривает в понятиях выигрышей и потерь. Он полагает, что властные отношения имеют место только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, располагая возможностями добиваться повиновения последней ценой минимальных убытков. Английский философ М. Оукшотт в 50-60-е годы разработал две концепции государственного управления: целевую и гражданскую. По его мнению, эти типы в чистом виде не встречаются нигде, поскольку представляют собой идеальные теоретические конструкции. М. Оукшотт предлагает идею целевого государственного управления, где ценность человека определяется его вкладом в “общее дело”, что означает подчинение индивидуальности корпоратизму. В последнее время в английской школе появились новые подходы и направления. По мнению П. Чекланда, единственный способ изучить целостность - посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения.
Во французской школе гос.
управления классиком считается Анри
Файоль, его “теория администрации” изложена
в книге “Общее и промышленное управление”.
А. Файоль дал классическое определение научному
управлению: “Управлять - значит предвидеть,
организовывать, распоряжаться, координировать
и контролировать; предвидеть, то есть
учитывать грядущее и вырабатывать программу
действия; организовывать, то есть строить
двойной - материальный и социальный -
организм учреждения; распоряжаться, то
есть заставлять персонал надлежаще работать;
координировать, то есть связывать, объединять,
гармонизировать все действия и все усилия;
контролировать, то есть заботиться о
том, чтобы все совершалось согласно установленным
правилам и отданным распоряжениям. ”
А. Файоль сформулировал 14 общих принципов
управления. Это разделение труда, власть,
дисциплина, единство распорядка, единство
руководства, подчинение частных интересов
общим, вознаграждение персонала, централизация,
иерархия, порядок, справедливость, постоянство
состава персонала, инициатива, единение
персонала. Сформулированные Файолем
правила в течение нескольких десятилетий
были общепринятыми. Алэн своей работе
“Элементы доктрины радикалов” дает
анализ системы административно-
Немецкая школа
Список использованной литературы