Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:14, курсовая работа
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности.
Введение
Основные научные школы о государстве и управлении
1.1. Сущность государственного управления
1.2. Основные школы государственного управления
1.3. Концепция управления Ф.Герцберга
1.4. Развитие теории государственного управления в Великобритании
1.5. Американская научная школа государственного управления
Структура президентского института РФ
Понятийный аппарат
Заключение
Список использованной литературы
Содержание | |||
Введение |
3 | ||
1. |
Основные научные школы о государстве и управлении |
5 | |
1.1. |
Сущность государственного управления |
5 | |
1.2. |
Основные школы |
6 | |
1.3. |
Концепция управления Ф.Герцберга |
10 | |
1.4. |
Развитие теории государственного управления в Великобритании |
12 | |
1.5. |
Американская научная школа государственного управления |
14 | |
2. |
Структура президентского института РФ |
19 | |
3. |
Понятийный аппарат |
21 | |
Заключение |
23 | ||
Список использованной литературы |
26 | ||
Введение
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности.
Так, на долю государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственной управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранную функцию.
Новый государственный
менеджмент как концепция и модель
государственного управления оформился в 80-е годы. Он явился ответом
на кризисные явления в государственном
управлении, построенном на принципах
бюрократии, иерархической организации,
централизации, стабильности организации
и государственной службы, единства управления,
администрирования. Во многом концепция
нового государственного менеджмента
и соответствующие ей реформы были стимулированы
критикой затратного характера политики
государства всеобщего благосостояния
и резким падением доверия населения к
государственному управлению. Выход из
кризиса государственно-
1. Основные научные школы о государстве и управлении
1.1. Сущность государственного управления
Государственное управление - это те традиции и институты, которые представляют власть в той или иной стране. На более конкретном уровне в данное определение входят следующие компоненты: (1) процесс выбора, контроля и смены правительства, (2) способность правительства разрабатывать и реализовать качественную политику, (3) уважение граждан и государства к тем институтам, которые регулируют их экономическое и социальное взаимодействие.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть у нас осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим представляет интерес само соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти. Но прежде выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х годов.
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности.
Так, на долю государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственной управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранную функцию.
1.2. Основные школы государственного управления
Большинство источников по теории государственного управления предлагает следующую классификацию научных школ (изложены в алфавитном порядке):
- американскую;
- британскую;
- немецкую;
- французскую.
Американская школа государственного управления является одной из самых передовых направлений административной мысли.
Американская школа
характеризуется весьма обширным спектром
управленческих концепций и испытала
серьезное междисциплинарное
В то же время обобщение позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих американской школе государственного управления:
- рассматривание сферы государственного управления в качестве научной дисциплины (Л.Уайт);
- участие в развитии теории государственного управления не только теоретиков, но и практиков (В.Вильсон);
- изучение психологических
и мотивационных факторов, имеющих
место в процессе
- прагматичный подход, выражающийся в максимизации эффективности при минимальной затрате ресурсов (Ф.Тейлор);
- синхронизация
- формирование отношений
сотрудничества между
- поиск оптимальных
форм местного самоуправления
и развитие теории
- конвергенция государственного
и частного менеджмента (Г.
Хочется остановиться подробней на последней характеристике.
Следует отметить, что идея внедрения механизмов бизнес сектора в государственном управлении витает в воздухе не один год. Однако пока это воспринимается революционно как со стороны власти, так и со стороны народа. Между тем наблюдается нарастание экспертных дискуссий на тему необходимости рассматривания государства как крупной корпорации, внедрения принципов корпоративного управления в практику государственной службы, усиления сервисно-маркетинговой направленности в деятельности государственного аппарата.
В этой связи необходимо отметить, что современная теория бизнес-процесса выделяет три уровня:
- стратегические бизнес-
- операционные бизнес-процессы, отражающие основную профилирующую деятельность организации;
- обеспечивающие бизнес-
Почему бы нам не определять
категории государственных
Британская школа
Обобщение ее основных этапов развития позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих британской школе государственного управления:
- институциональный подход (И.Берлин);
- социологический поход,
выражающийся в акцентировании
внимания на вопросах
- исследование проблем
легитимности и авторитета
- ответственность в
государственном управлении
- экономический подход,
выражающийся в рассмотрении
государственного управления
- концепции гражданского и целевого государственного управления (М.Оукшотт);
- рассмотрение управленческой
деятельности как
- кибернетический подход,
выражающийся в рассмотрении
государственного управления
Немецкая школа
Обобщение ее основных положений позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих немецкой школе государственного управления:
- рассмотрение государственного
управления как воплощение «
- основой предмета теории государственного управления является человеческая природа (Х.Кун);
- государственный аппарат
сложился путем стабилизации
порядка и правил, здесь же, можно
отметить разделение
- идеальное государственное управление характеризуется: жесткими бюрократическими принципами, аристократичностью и элитарностью государственных служащих, а также демократической легитимацией власти (М.Вебер);
- государственное управление,
прежде всего, направлено на го
- структурно-функциональный
подход, выражающийся в предложении
постоянного анализа
- конфликтологический
подход, выражающийся в рассмотрении
государственного управления
Французская школа государственного управления оказалась под воздействием институционального направления.
Обобщение ее основных концепций позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих французской школе государственного управления:
- государство рассматривается как институт, в котором воплощается власть (М.Дюверже);
- поиск связи между
эффективностью
- аутсорсинг – в
целях повышения эффективности
государственного управления
- выработка и внедрение научных принципов организации управления (А.Файоль).
В целом, рассмотренные
выше научные школы государственного
управления оказали наибольшее воздействие
на становление современной
Теория и практика государственного управления в указанных государствах складывались под влиянием национальных особенностей развития политических систем, экономического уклада и культурных традиций.
На современном этапе мир находится на пороге очередного витка административной реформы, поэтому нам крайне важно переосмыслить наработанный международный опыт и перенять все самое лучшее из передовой практики государственного управления.
1.3. Концепция управления Ф.Герцберга
Концепция управления Ф.Герцберга основана на исследовании мотивов поведения людей в процессе управления. Он провел серию исследований, предположив, что труд, приносящий служащему удовлетворение, способствует его психическому здоровью. Его концепция получила название мотивационной гигиены.
Данные концепции свидетельству