Формы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности.

Содержание

Введение
Основные научные школы о государстве и управлении
1.1. Сущность государственного управления
1.2. Основные школы государственного управления
1.3. Концепция управления Ф.Герцберга
1.4. Развитие теории государственного управления в Великобритании
1.5. Американская научная школа государственного управления
Структура президентского института РФ
Понятийный аппарат
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФОРМЫ_гос_управления.doc

— 170.50 Кб (Скачать)




Содержание

Введение

3

1.

Основные научные школы  о государстве и управлении

5

 

1.1.

Сущность государственного управления

5

 

1.2.

Основные школы государственного управления

6

 

1.3.

Концепция управления Ф.Герцберга

10

 

1.4.

Развитие теории государственного управления в Великобритании

12

 

1.5.

Американская научная школа государственного управления

14

2.

Структура президентского института РФ

19

3.

Понятийный аппарат

21

Заключение

23

Список использованной литературы

26

       
       
       

 

Введение

 

Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности.

Так, на долю государственной  власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и  общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственной управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранную функцию.  

Новый государственный  менеджмент как концепция и модель государственного управления оформился в 80-е годы. Он явился ответом на кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации, стабильности организации и государственной службы, единства управления, администрирования. Во многом концепция нового государственного менеджмента и соответствующие ей реформы были стимулированы критикой затратного характера политики государства всеобщего благосостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению. Выход из кризиса государственно-административного управления виделся многими на путях переосмысления теории государственного управления на основе предпосылок менеджмента как управления бизнесом в рыночной экономике. Наиболее активно рыночная концепция государственного управления разрабатывается в Великобритании, Соединенных Штатах, Новой Зеландии, Канаде и имеет своих сторонников во Франции, Германии, Северных странах, Японии.

 

 

1. Основные научные школы о государстве и управлении

 

1.1. Сущность государственного управления

Государственное управление - это те традиции и институты, которые представляют власть в той или иной стране. На более конкретном уровне в данное определение входят следующие компоненты: (1) процесс выбора, контроля и смены правительства, (2) способность правительства разрабатывать и реализовать качественную политику, (3) уважение граждан и государства к тем институтам, которые регулируют их экономическое и социальное взаимодействие.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть у нас осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим представляет интерес само соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти. Но прежде выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х годов.

Любая деятельность состоит  из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности.

Так, на долю государственной  власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственной управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранную функцию.  

 

1.2. Основные школы государственного управления

Большинство источников по теории государственного управления предлагает следующую классификацию  научных школ (изложены в алфавитном порядке):

- американскую;

- британскую;

- немецкую;

- французскую.

Американская школа государственного управления является одной из самых передовых направлений административной мысли.

Американская школа  характеризуется весьма обширным спектром управленческих концепций и испытала серьезное междисциплинарное влияние  исследователей.

В то же время обобщение позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих американской школе государственного управления:

- рассматривание сферы  государственного управления в  качестве научной дисциплины (Л.Уайт);

- участие в развитии  теории государственного управления не только теоретиков, но и практиков (В.Вильсон);

- изучение психологических  и мотивационных факторов, имеющих  место в процессе государственного  управления (А.Маслоу);

- прагматичный подход, выражающийся в максимизации  эффективности при минимальной затрате ресурсов (Ф.Тейлор);

- синхронизация административных  и бюджетных процессов (А.Шик);

- формирование отношений  сотрудничества между различными  уровнями государственного управления  в рамках федерального устройства  Соединенных Штатов Америки (М.Гродцинз);

- поиск оптимальных  форм местного самоуправления  и развитие теории децентрализации  (Г.Кауфман);

- конвергенция государственного  и частного менеджмента (Г.Эллисон).

Хочется остановиться подробней  на последней характеристике.

Следует отметить, что идея внедрения механизмов бизнес сектора в государственном управлении витает в воздухе не один год. Однако пока это воспринимается революционно как со стороны власти, так и со стороны народа. Между тем наблюдается нарастание экспертных дискуссий на тему необходимости рассматривания государства как крупной корпорации, внедрения принципов корпоративного управления в практику государственной службы, усиления сервисно-маркетинговой направленности в деятельности государственного аппарата.

В этой связи необходимо отметить, что современная теория бизнес-процесса выделяет три уровня:

- стратегические бизнес-процессы, отражающие управленческие процессы, принятие решений, выработку стратегии  и общее руководство;

- операционные бизнес-процессы, отражающие основную профилирующую деятельность организации;

- обеспечивающие бизнес-процессы, отражающие общие вспомогательные  услуги, такие, как бухгалтерия,  юридическая служба, кадры итд.

Почему бы нам не определять категории государственных служащих по такому научно обоснованному принципу? Процессный подход уже доказал свою состоятельность и эффективность в более динамичной  деловой среде.

Британская школа государственного управления существенно обогатила теоретические основы науки управления.

Обобщение ее основных этапов развития позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих британской школе государственного управления:

- институциональный подход (И.Берлин);

- социологический поход,  выражающийся в акцентировании  внимания на вопросах взаимодействия  власти и общества, отношений господства и подчинения (Э.Берч);

- исследование проблем  легитимности и авторитета власти  в контексте государственного  управления (Р.Роуз);

- ответственность в  государственном управлении перед  общественным мнением и правительства  перед парламентом (Э.Берч);

- экономический подход, выражающийся в рассмотрении  государственного управления как  сферу рациональной деятельности  людей; дихотомия «выигрыш –  потеря» (Б.Барри);

- концепции гражданского  и целевого государственного  управления (М.Оукшотт);

- рассмотрение управленческой  деятельности как перманентного  процесса познания (П.Чекланд);

- кибернетический подход, выражающийся в рассмотрении  государственного управления как  балансирующей системы, которая  способна реагировать на изменения  окружающей среды и соответствовать ее сложности (С.Биэр).

Немецкая школа государственного управления оказала мощное влияние на развитие теории государственного управления через выдвижение фундаментальных философских концепций.

Обобщение ее основных положений позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих немецкой школе государственного управления:

- рассмотрение государственного  управления как воплощение «вечных»  ценностей и сферы реализации  свободы (Э.Форстхофф);

- основой предмета  теории государственного управления является человеческая природа (Х.Кун);

- государственный аппарат  сложился путем стабилизации  порядка и правил, здесь же, можно  отметить разделение нейтрального  административного аппарата от  политических сил (А.Гелен);

- идеальное государственное управление характеризуется: жесткими бюрократическими принципами, аристократичностью и элитарностью государственных служащих, а также демократической легитимацией власти (М.Вебер);

- государственное управление, прежде всего, направлено на государственное регулирование экономики, все группы населения подчиняются общему благу и поддерживают существующий социальный строй (Л.Эрхард);

- структурно-функциональный  подход, выражающийся в предложении  постоянного анализа конкретных  функций управленческих структур с помощью специфического упрощения реальности (Н.Луман);

- конфликтологический  подход, выражающийся в рассмотрении  государственного управления как  процесса распределения ограниченных  социальных благ между группами  влияния, интересы которых противоречат друг другу (Р.Дарендорф).

Французская школа государственного управления оказалась под воздействием институционального направления.

Обобщение ее основных концепций  позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих французской  школе государственного управления:

- государство рассматривается  как институт, в котором воплощается  власть (М.Дюверже);

- поиск связи между  эффективностью государственного  управления и развитием децентрализации,  наделение оппозиции определенными  правами при условии неприкосновенности государственных институтов (П.Авриль);

- аутсорсинг – в  целях повышения эффективности  государственного управления отдельные  специфические функции могут  быть переданы более компетентным  органам в «третьей палате»  парламента (М.Понятковский);

- выработка и внедрение  научных принципов организации  управления (А.Файоль).

В целом, рассмотренные  выше научные школы государственного управления оказали наибольшее воздействие  на становление современной административной науки.

Теория и практика государственного управления в указанных государствах складывались под влиянием национальных особенностей развития политических систем, экономического уклада и культурных традиций.

На современном этапе мир находится на пороге очередного витка административной реформы, поэтому нам крайне важно переосмыслить наработанный международный опыт и перенять все самое лучшее из передовой практики государственного управления.

 

1.3. Концепция управления  Ф.Герцберга

Концепция управления Ф.Герцберга основана на исследовании мотивов поведения людей в процессе управления. Он провел серию исследований, предположив, что труд, приносящий служащему удовлетворение, способствует его психическому здоровью. Его концепция получила название мотивационной гигиены.

Данные концепции свидетельствуют о том, что изучение государственного управления изменилось в сторону исследования социально-психологических взаимоотношений индивидов в процессе управления. Однако постепенно выяснилось, что эти принципы дают положительный эффект лишь в экспериментах, проводимых на малых группах, а по отношению ко всему обществу они не работают. Характер политических и управленческих решений в обществе определяется не психологическим миром отдельных личностей, а наоборот, сами общественные отношения являются определяющими по отношению к социально-психологической структуре личности.

Информация о работе Формы государственного управления