Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:33, доклад
Составной частью общего плана предприятия является производственная программа.
Производственная программа это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции.
Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли.
Производственная программа предприятия формируется на основе маркетинговых исследований.
На этапе планирования нового вида изделия устанавливается график постепенного прекращения производства и сбыта устаревшей продукции, в который включаются этапы работ по переориентации предприятия на другой вид изделия, перераспределения ресурсов и перестройки сети сбыта.
При
выборе новой продукции важно
обеспечить устойчивую
конкурентоспособность. Современная теория
конкурентоспособности,
принадлежащая профессору Гарвардского
университета Майклу Портеру, выделяет
три типа конкурентных преимуществ:
1. Более низкие издержки.
2. Дифференциация.
3.
Фокусирование.
Под
более низкими издержками понимается
способность предприятия
Под дифференциацией понимается способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов.
Под фокусированием понимается ориентация усилий предприятия ("фокус") или на какую - то группу потребителей, или на ограниченную часть ассортимента продукции, или на специфический географический рынок.
Управление
производственной программой предприятия
включает: формирование и распределение
производственной программы выпуска
изделий по плановым периодам года
между цехами; расчеты календарно
- плановых нормативов движения производства;
формирование номенклатурно-календарных
планов выпуска изделий по основным цехам;
формирование производственной программы
цеха с распределением по участкам, бригадам.
Формирование
производственной программы
цеха.
Процесс доведения производственной программы до непосредственного исполнителя и управления производством в целом осуществляется по единой схеме и на основе одних и тех же функций управления.
Принятая
и утвержденная производственная программа
предприятия доводится до каждого
производственного звена и
Для сборочных цехов распределяется по плановым периодам года в разрезе изделий, для обрабатывающих в виде номенклатурнокалендарных планов выпуска деталей и сборочных единиц.
Формирование
производственной программы цеха начинается
с ос новного выпуска продукции, изделий
по договорным обязательствам и согласованным
ценам и затем дополнительного выпуска
по договорным ценам с другими предприятиями.
Основной выпуск продукции, т.е. по договорным
обязательствам, контролирует плановодиспетчерский
отдел предприятия, а дополнительный выпуск
контролирует диспетчер цеха.
Сформированная производственная программа предприятия распре деляется по цехам один раз в год. Однако в процессе ее реализации воз можны различного рода корректировки в связи с изменениями номенкла туры, количества, объемов работ.
Качественное
календарное распределение
Календарное распределение обеспечивает полное использование производственной мощности, равномерную загрузку оборудования и рациональное использование рабочего времени.
При распределении выпуска изделий по плановым периодам года необходимо выполнить следующие основные требования:
-
соблюдение сроков выпуска
-
безусловное выполнение общего
задания по номенклатуре и
объему выпуска продукции в
натуральном и стоимостном
-
обеспечение равномерного или
планомерно возрастающего
-
обеспечение наиболее
-
обеспечение полной
Процедура календарного распределения выпуска изделий сводится к следующему.
1.
В первую очередь
2.
На следующем этапе
3.
Затем распределяется по
4.
В последнюю очередь
После
окончательного распределения номенклатуры
изделий определяется наличие неиспользованных
остатков фондов цеха по стоимости
и трудоемкости в каждом календарном
периоде.
Методы
оптимизации производственной
программы
Для различных целей и на различных стадиях разработки и корректировки производственной программы могут быть использованы модели оптимизации различного типа: оптимизационные, детерминированные, имитационные, матричные, статистические, графические.
На
практике самое широкое и эффективное
применение получили оптимизационные
модели, позволяющие выявить максимум
(или минимум) критерия оптимизации
производственной программы при
четко за данных ограничениях. Эта модель
имеет вид:
Основной
целью применения такой модели является
всестороннее обоснование и правильный
выбор критерия оптимизации. Чаще всего
критерием оптимизации
Критерием
оптимизации производственной программы
для цехов, участков могут быть показатели:
минимум простоев оборудования, минимум
брака, минимум отходов и т.д.
На
стадии перспективного и среднесрочного
прогнозирования
Детерминированные модели применяются в виде набора количественно измеряемых факторов, влияющих на результативный показатель.
Детерминированные
модели могут быть двух видов: аддитивные
и мультипликативные.
Аддитивные
модели имеют вид сумм некоторых
величин:
Для использования таких моделей необходимо решить главный вопрос обоснование факторов, вводимых в модель. При этом их число должно быть ограничено, а влияние существенно. Цель применения таких моделей найти наиболее экономичные пути достижения заданного уровня объема производственной программы.
Имитационная модель позволяет воспроизвести и сопоставить варианты решений и хода производства.
Имитационная модель является наиболее сложной и требует применения широкого математического аппарата, включая оптимизационные, детерминированные, матричные модели.
Имитационная модель часто применяется в сложных ситуациях, например, требуется создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке.
Такие
модели широко применяются в перспективном,
текущем и оперативном
Широкое
распространение в
Графическая модель позволяет воспроизвести методы согласования производственных процессов, найти резервы повышения производства, определить наиболее предпочтительные варианты сокращения производственного цикла.
Сетевой график состоит из двух элементов: работ и событий. События представляют собой начало или окончание каждого вида работ, которые четко фиксируются в начальной и конечной стадиях.
Начальным
(исходным) событием называется момент
начала первых работ, связанных с
подготовкой и реализацией
Таким образом, сетевой график отражает логическую последовательность событий, ведущих к поставленной цели.
На
графике события обозначаются кружками
с указанными в них номерами, а
выполняемая работа стрелкой, соединяющей
последовательно связанные
Продолжительность работы обозначается не длиной стрелки, а числом единиц времени, которое указывается над стрелкой (это может быть число дней или месяцев). Под стрелкой указываются затраты на проведение работы (тенге, чел. дни).
Сетевой график позволяет наиболее рационально построить план работы, установить строгую последовательность и очередность для выполнения всех операций и действий. С помощью сетевого графика можно точно определить сроки свершения каждого события и срок достижения результата.
Сетевой график составляется на каждый тип нового изделия.
С помощью сетевого графика можно показать полный путь движения к цели, в виде цепочки взаимосвязанных работ и событий, включающий затраты времени и средств на него, а также представить другие возможные варианты действий.
Таким образом, сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления мероприятий, установить строгую очередность операций, их сроки, организовать контроль.
Рассмотрим пример построения сетевого графика.
События:
1. Отделу маркетинга выдали задания на маркетинговые исследования;
2. Проанализировать нормативно-методическую документацию предприятия и разработать концепцию маркетинга с ориентацией деятельности на потребителя, выходом на конкурентоспособную продукцию высокого качества.
3. Изучить сегментацию потенциальных рынков и планирование рекламы.
4. Изучить последовательное перемещение товаров от изготовителя через посредников к конечному потребителю. Разработать проекты нормативных критериев для оценки конкурентных позиций на каждом сегменте рынка.
5. Разработать проект предложений по контролю над каналами сбыта конечной продукции и деятельностью поставщиков.
6. Разработать проект построения "кривой спроса" с помощью рыночного теста товаров, т.е. продажи ограниченных партий по различным ценам с фиксацией объемов продаж.