Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:33, доклад
Составной частью общего плана предприятия является производственная программа.
Производственная программа это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции.
Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли.
Производственная программа предприятия формируется на основе маркетинговых исследований.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Этапы формирования производственной программы
Составной частью общего плана предприятия является производственная программа.
Производственная программа это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции.
Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли.
Производственная
программа предприятия
Предприятие
ведет маркетинговые
Номенклатура
и ассортимент продукции
Номенклатура
продукции это перечень различных
изделий в программе
Ассортимент
продукции представляет расширенный
(по сравнению с номенклатурой) набор
разновидностей продукции определенного
наименования, различающейся технико-
Каждое
предприятие выпускает
С позиции производителей, чем уже ассортимент, тем проще ассортиментная структура производимой продукции, тем лучше и проще организация и технология производства, тем ниже производственные затраты, и выше, при прочих равных условиях, рентабельность. То же самое относится и к обновлению ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
Потребитель же, напротив, заинтересован в расширении ассортимента продукции, в его постоянном обновлении.
Понятия
оптимизированного
Планирование
выпуска продукции это
Программа (план) маркетинга это оценочная характеристика тех средств, планируемые к использованию в производстве в течение определенного периода. Маркетинг начинается с потребителя и заканчивается потребителем. Учет требований потребителя при разработке производственной программы показан на рис. 1.
Итак, в условиях рыночной экономики производственная программа предприятия должна ориентироваться на потребителя и исходить из результатов маркетинговых исследований.
Отдел
маркетинга проводит комплексное изучение
рынков, их проблем и перспектив;
изучает спрос товарного
При разработке конкретной производственной программы учитываются сроки и объем поставок продукции на рынок, максимальную, равномерную загрузку производственных мощностей, платежеспособный спрос населения.
Формирование производственной программы состоит из нескольких этапов.
На
первом этапе вся продукция
На втором этапе дается оценка параметров (показателей), зависящих от назначения и конъюнктуры, например; вида, надежности в работе, экономичности, безопасности, эффективности, соответствия моде, дизайну и т.д.
Величина параметров заносится в таблицу в той последовательности, по которой оценивает рынок.
Оценка
качества продукции принимается
за эталон, которому
присваивается величина, равная единице.
Эксперты оценивают качество вы пущенной
продукции и выставляют соответствующую
оценку.
На третьем этапе определяется степень спроса продукции на рынке. Существуют четыре степени спроса: неограниченный, ограниченный, эпизодический, нулевой.
Спрос – это экономическая категория, характерная для товарной – рыночного хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.
Для
определения объема спроса на рынке
заполняется ранговая таблица (см. табл.
2).
На
четвертом этапе оценивается
продукция по степени конкурентоспособности.
Эксперты по совокупности факторов оценивают
продукцию и результаты заносят
в соответствующую таблицу. (см. табл.
3)
В рыночной системе действует объективный закон конкуренции, способствующий неуклонному снижению цены однородных объектов, не допущению на рынок и до потребителя некачественной продукции.
Опыт
показывает, что конкурентоспособную
продукцию выпускают стабильно
те конкурентоспособные
Конкурентоспособность
товара (продукции) это способность
Конкурентоспособность определяется двумя главными критериями: качеством продукции и ценой. Чем выше уровень качества и ниже цена, тем выше конкурентоспособность продукции. Потребитель, безусловно, заинтересован в повышении уровня качества и в снижении цены. При определенном уровне качества продукции он дает высокую оценку более низкой цене, а не наоборот. Производитель, чтобы повысить шанс реализовать свою продукцию также оказывается заинтересованным в повышении ее качества и снижении цены. Чем выше конкурентоспособность продукции, тем больше объем продаж, прибыль. Неконкурентоспособная продукция вообще не имеет шанса быть реализованной. Следовательно, конкурентоспособность удовлетворяет одновременно интересы производителей и потребителей.
При
оценке конкурентоспособности
1) Определяется номенклатура готовой продукции, исходя из действующих производственных мощностей и требований продукции на рынке;
2) Выявляются конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию;
3) Определяются технико-экономических показатели для оценки конкурентоспособности продукции, и выбирается метод расчета;
4) Рассчитывается интегральный общий показатель конкурентоспособности;
5)
Определяется номенклатура продукции
с позиции потребителя и производителя;
6)
Выявляются требования к
В производственную программу включается продукция, у которой интегральный показатель конкурентоспособности выше показателя аналогичного продукта у товаропроизводителя - конкурента. Если интегральный показатель конкурентоспособности данного предприятия ниже, чем у товаропроизводителя - конкурента, то такая продукция не включается в производственную программу, и снимается с производства.
При
условии равенства уровней
Пример.
На предприятии предусмотрено
На
пятом этапе изучаются факторы,
влияющие на конкурентоспособность, и
сопоставляются с параметрами факторов
главных конкурентов. Для этого
составляется таблица (см. табл. 12).
Правильное
определение в плане выпуска
продукции ассортимента, пользующегося
спросом, обеспечивает устойчивое положение
на рынке. Формирование производственной
программы начинается с использования
данных перспективного плана выпуска
продукции, с учетом "портфеля заказов",
изучения конъюнктуры рынка и
сбыта продукции.
Эти
функции формирования производственной
программы выполняют
Здесь большое значение приобретает стратегическое мышление руководителей предприятия, которое позволяет обосновать основное направление развития предприятия, придать ему целенаправленность и гибкость в работе.
Гибкость
в работе должна проявляться в
том, чтобы заранее предусмотреть
возможности дальнейшего
Производственная
программа предприятия
Объем
запаса продукции на складе зависит
от влияния следующих факторов: нестабильности
или колебания рыночного
Размер запаса может колебаться, и его величина зависит от планируемого объема продаж.
В производственной программе необходимо учитывать запасы полуфабрикатов и незавершенного производства. Они необходимы для смягчения негативных последствий неравномерных поставок.
Объем запаса полуфабрикатов и незавершенного производства дол жен приближаться к оптимальному, т.е. обеспечивать ритмичную, бесперебойную работу всех звеньев производства, в то же время не создавая чрезмерных запасов.
Величина
запасов полуфабрикатов и незавершенного
производства определяется по формуле:
Стоимость
изделия, находящегося в процессе а = обработки
на определенной операции(стадии) Стоимость
изделия в готовом виде
При формировании производственной программы применяются натуральные, условно натуральные, трудовые и стоимостные величины (показатели).
Задания
по производству продукции в натуральном
выражении
Установленные
в программе единицы измерения
продукции обязательны для всех
звеньев планирования и управления
производством. Это важно для
выполнения производственной программы
в установленном ассортименте, выполнения
плана кооперированных
В плане программы предприятия предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий; указываются конкретные сроки замены устаревших и производства новых видов изделий.