Формирование внешнеторговой политики и ее механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных аспектов экономической деятельности любого государства является его внешнеэкономическая деятельность. Именно такая деятельность и то место, которое занимает государство в мировой торговле, определяют его удельный вес в мировом сообществе, его положение на мировой арене и в итоге авторитет государства. Именно стремление к такому положению заставляет государства создавать наиболее благоприятные условия для участия их хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
Глава 1: Понятие, виды внешнеторговой политики и ее цели……4
1.1. Понятие и цели внешнеторговой политики…………………4
1.2. Виды внешнеторговой политики………………………………..
Глава 2: Регулирование внешнеторговой политики………………….
2.1. Тарифное регулирование внешнеторговой политики……………
2.2. Нетарифное регулирование внешнеторговой политики…………
2.3. Регулирование внешнеторговой политики современной России...
4. Заключение………………………………………………………………
5. Глоссарий…………………………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………
7. Приложение……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по макроэкономике (тети).docx

— 99.12 Кб (Скачать)

Следует отметить, что развитые страны активно  используют и другие методы нетарифного ограничения экспорта-импорта на основе применения таможенных и административных формальностей. В качестве примера можно привести арест 
Особое место в системе нетарифных ограничений занимает требование о содержании местных компонентов. Условие использования местных полуфабрикатов и узлов - это правило, законодательно устанавливающее долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой товар предназначается для продажи на внутреннем рынке. Учитывая, что в производстве товара участвуют две или более страны, то происхождение продукции определяется в соответствии с критерием 
«достаточной переработки». Переработка считается достаточной при выполнении следующих условий: 
. изменение товарной позиции классификационного кода товара на уровне любого из первых четырех знаков; 
. выполнение перечня необходимых производственных или технологических процессов для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место; 
. соблюдение правила «адвалорной доли», когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного предела в заводской цене поставляемого товара. 
С точки зрения национальных производителей деталей и узлов, требование о содержании местных компонентов обеспечивает защиту, сравнимую с применением импортной пошлины. При этом развитые страны активно используют данный метод нетарифного ограничения с целью избежать перемещения производства в развивающиеся страны, где более дешевая рабочая сила и сырьевые ресурсы. В то же время развивающиеся страны таким образом осуществляют политику импортозамещения и стремятся подняться выше по технологической вертикали и вместо сборочных операций производить промежуточную продукцию. 
Важной особенностью требования о содержании местных компонентов является то, что оно не дает дохода правительству, равно как и не создает квотной ренты для иностранных производителей. Вместе с тем, условие об использовании местных компонентов способствует привлечению прямых иностранных инвестиций. Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что в последнее время увеличивается, в частности, приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны, которые прибегают во внешнеэкономической политике к выдвижению требований о содержании местных компонентов. 
Следует отметить, что иностранные производители, в условиях действия требования о содержании местных компонентов, наличия импортных квот или добровольных ограничений экспорта, оказываются заинтересованными в расширении закупок на внутреннем рынке, так как данное требование не накладывает лимита на импорт. Причем реальная цена товара, при наличии требования о содержании местных компонентов, представляет собой величину стоимости импортируемых ресурсов и стоимость местных полуфабрикатов, произведенных внутри страны. На практике, в ряде случаев, иностранному производителю оказывается невыгодным выполнять требование о содержании местных компонентов. В этой связи стала применяться новая форма международных экономических отношений, которая предполагает заключение государственных соглашений, предусматривающих вместо соблюдения требования о содержании местного компонента осуществлять эквивалентный экспорт местных полуфабрикатов.  
Таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы выступают в качестве скрытой формы протекционизма, поскольку требуют значительного времени оформления, связаны с дополнительными расходами и часто должны содержать информацию, составляющую коммерческую тайну фирмы. 
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

    1. Регулирование внешнеторговой политики современной России.

  Современное состояние экономики России требует  нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.

  Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении  выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам  ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

  Обеспечение активного участия России в международном  разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового  оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению  его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.

  Внешнеторговая  деятельность представляет собой целый  комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

  Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в  последние годы перевыполняет задания  по отчислению доходов в государственный  бюджет

  По  некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего  объема международных экономических  отношений. Современные международные  экономические отношения, характеризующиеся  активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

  Внешнеторговая  политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом.

      ГЛОССАРИЙ 

  Свободная торговля (фритредерство) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

  Протекционизм - система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными.

  Внешнеэкономическая политика — один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения  либо замедления экономического роста  внутри страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон  от 31.07.1998  г. № 146-ФЗ (в ред. от 01.02.2009 г.) // Российская газета. – 1998. – 8 августа.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 01.02.2009 г.) // Российская газета. – 2000. – 12 августа.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон  от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от  01.02.2008 г.) // Российская газета. – 2003. – 4 мая.
  4. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г.) // Российская газета. - 1999. - 25 июля.
  5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г.) // Российская газета. – 2003. - 17 декабря.
  6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от  08.12.2003 г.  № 164-ФЗ  (в ред. от 26.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. -  № 10.
  7. Бублик, В.А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: проблемы теории, законотворчества и правоприменения: Монография / В.А. Бублик. - Екатеринбург, 1999. – С. 43.
  8. Вольвач, Я.В. К вопросу о внешнеэкономической сделке / Я.В. Вольвач // Законодательство и экономика. - 2005. - № 9. – С. 21.
  9. Худяков, А.И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права / А.И. Худяков // Финансовое право. – 2009. - № 3. –С. 22.
  10. Цветков, И.В. К вопросу о квалификации внешнеторговых сделок / Цветков И.В. // Коммерческое право. - 2001. - № 7. – С. 13.
  11. Царев, П.А. От внешнеторговой деятельности государства к интеграции в мировую экономику / П.А. Царев // Внешнеторговое право. -  2009. -  № 1. – С. 21.
  12. Бабин, Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО Коммерческий вестник. - 2007.
  13. Воронин, В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007
  14. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2005.
  15. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С.271
  16. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006
  17. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С.28-41
  18. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2006
  19. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007
  20. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2006
  21. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2007
  22. Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2005
  23. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003
  24. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

  [3] Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 28-41 

      ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение  А 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование внешнеторговой политики и ее механизмы