Формирование внешнеторговой политики и ее механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных аспектов экономической деятельности любого государства является его внешнеэкономическая деятельность. Именно такая деятельность и то место, которое занимает государство в мировой торговле, определяют его удельный вес в мировом сообществе, его положение на мировой арене и в итоге авторитет государства. Именно стремление к такому положению заставляет государства создавать наиболее благоприятные условия для участия их хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
Глава 1: Понятие, виды внешнеторговой политики и ее цели……4
1.1. Понятие и цели внешнеторговой политики…………………4
1.2. Виды внешнеторговой политики………………………………..
Глава 2: Регулирование внешнеторговой политики………………….
2.1. Тарифное регулирование внешнеторговой политики……………
2.2. Нетарифное регулирование внешнеторговой политики…………
2.3. Регулирование внешнеторговой политики современной России...
4. Заключение………………………………………………………………
5. Глоссарий…………………………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………
7. Приложение……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по макроэкономике (тети).docx

— 99.12 Кб (Скачать)

Сложный таможенный тариф наиболее часто  используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет  оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более  тесное экономическое сотрудничество. Общее число товарной продукции  в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать  число товаров, облагаемых таможенными  пошлинами.

Группировка товаров в таможенных тарифах  представляет собой важный элемент  внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, государство  может более эффективно тормозить  их импорт или, напротив, создавать  льготы для товаров отдельных  стран. При этом чем более дробной  является структура тарифа, тем эффективнее  он может быть использован в протекционистских  целях.

Следует подчеркнуть, что в рамках варьирования тарифных ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации. Под политикой тарифной эскалации понимают повышение уровня таможенного обложения товаров  по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация позволяет развитым странам активно стимулировать производство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологической отсталости.

Политика  применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных пошлин, ставки которых  зависят от объёма импорта товаров: при импорте в пределах определённых количеств он облагается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при превышении определённого объёма импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров. 
Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограничением. 
В рамках таможенно-тарифной политики также широко используется 
"разрешающая оговорка". Страна, включающая эту оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку, сниженную пошлину, более льготную квоту и ввести дополнительные ограничения ввоза, если импорт иностранных товаров возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному производству. 
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

В процессе унификации определения таможенной стоимости товара важную роль играет ВТО, которая установила Кодекс таможенной стоимости. В соответствии с данным Кодексом разрешается применять  пять различных методов оценки таможенной стоимости: по цене сделки; цене идентичного  товара; цене аналогичного товара; продажной  цене за единицу идентичного или  аналогичного товара, ввезенного в  то же время; расчетной цене товара. На усмотрение стран поставлен вопрос о том, включать ли в таможенную стоимость  товара стоимость фрахта и страхования. Кроме того, дано право таможенным органам затребовать дальнейшую информацию, если имеется сомнение в правильности заявленной стоимости  импортируемых товаров. 
Учитывая, что в зависимости от страны происхождения товара, товары могут облагаться: автономной, конвенционной или преференциальной пошлиной, то в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой становится определение страны происхождения товаров. 
Общее правило для определения страны происхождения товара гласит, что страной происхождения считается и та страна, где товар был произведен или существенно переработан. Страна происхождения товара устанавливается из следующих основных факторов: во-первых, признание товара, не подлежащим переработке. Такие товары признаются происходящими из одной страны и к ним отнесены: полезные ископаемые; животные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции; во-вторых, признание товара существенно переработанным в зависимости от добавленной стоимости. Следует отметить, что в разных странах для признания товара существенно переработанным учитывается разная добавленная стоимость импортного сырья и материалов. Так, в США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость в нем составляет 35% для развивающихся стран и 50% для остальных государств.

    2.2. Нетарифное регулирование  внешнеторговой деятельности

  1. Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны. 
    Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин: 
    • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны; 
    • во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; 
    • в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; 
    • в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения. 
    Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом 
    ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

    1. количественные ограничения импорта и экспорта;

  1. таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
  2. стандарты и требования к качеству товаров;
  3. ограничения, заложенные в механизме платежей;
  4. участие государства во внешнеторговых операциях.

Под количественными  ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные  методы нетарифного регулирования  торгового оборота получили наибольшее распространение в международной  торговле. При этом к ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование  представляет собой ограничение  государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной  практике используются в основном два  вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.

Глобальная  квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных  единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. 
Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная  квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования: во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период; во-вторых, индивидуальная квота формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе; в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет 
Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции. 
По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты. 
Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка. 
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств. 
При исследовании статических эффектов, возникающих от применения импортной квоты, большинство авторов сходятся во мнении, что она имеет эффекты аналогичные с импортным тарифом, которые представлены на рис.3.1. 
Вместе с тем, в отличие от импортного тарифа, где эффект дохода перераспределяется в виде таможенной пошлины в доход государства, при количественном ограничении эффект дохода от импортной квоты представляет собой ренту, присваиваемую иностранными производителями товара. Данная рента появляется из-за разницы между внутренней и мировой ценой, возникающей в результате применения импортной квоты. Тем не менее у государства имеется механизм перераспределения эффекта дохода и снижения величины ренты, присваиваемой иностранными производителями квотируемых товаров, на основе использования системы распределения лицензий. 
Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

На практике используется большое количество разнообразных  лицензионных форм, при этом основными  видами лицензирования выступают следующие  лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая. 
Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно  действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира. 
Автоматическая лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля. 
Мировой опыт показывает, что распределение лицензий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпочтений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе. 
Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот непосредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределения лицензий. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей. 
Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. 
Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производители, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с местными производителями, либо представляющие крупные, которые способны влиять на политику данного государства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отразиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта товаров у заведомо неэффективных иностранных товаропроизводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае. 
Распределение лицензий на внеценовой основе предполагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, разрабатывать специальные критерии оценки, которые обеспечивали бы объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий. Эффективность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экспертного совета, а также используемого механизма осуществления данной процедуры. 
Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера. 
С точки зрения экономистов, рассматривающих мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стоимости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли. Причем П. Кругман и М. Обстфельд вынуждены признать, что рента, присваиваемая иностранными производителями, составляет перекачку дохода, а не потери эффективности экономики.

Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах. В качестве таких соглашений выступают урегулирования по поливолокну и экспорту текстиля.

Эмбарго представляет собой запрет, который  применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия международных организаций 
(эмбарго ООН по отношению к Ирану), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уровень, введенный странами ЕС) или отдельным государством по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.

Таможенные  и административные импортно-экспортные формальности 
Под таможенными и административными импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и другие.

Из перечисленных  методов нетарифного регулирования  наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

При установлении факта демпинга главная проблема заключается в определении нормальной стоимости товара. В частности, в соответствии с законодательством Европейского Союза, при ввозе товаров из стран с рыночной экономикой, нормальная стоимость товара рассчитывается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. Если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнить внутренние и экспортные цены, нормальная стоимость товара устанавливается по цене экспорта в третью страну или с учетом возникших затрат на производственных и сбытовых операциях. В то же время, для стран с государственно-регулируемой экономикой нормальная стоимость определяется на основе ценовой информации стран с рыночной экономикой, в которых уровни производства близки к условиям производства государственно-регулируемых стран. 
После установления нормальной стоимости производится ценовой анализ и при установлении факта демпинга определяется экономический ущерб, наносимый государству. 
Для осуществления ценового анализа экспортная цена сравнивается с нормальной стоимостью товара. При этом экспортная цена устанавливается: по фактически оплаченной или подлежащей оплате цене за товар, по цене первой продажи товара, по таможенной стоимости и с помощью других методов. Разница между нормальной стоимостью товара и экспортной ценой представляет собой демпинговую маржу, которая является верхней границей антидемпинговой пошлины. 
Вместе с тем, выбор применяемых антидемпинговых санкций непосредственно зависит от величины экономического ущерба, наносимого демпингом. При расчете экономического ущерба устанавливается: доля рынка, занимаемая поставщиком демпингового товара; соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар; влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных производителей. 
Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций (в виде снижения квоты поставки на данный рынок, добровольных ограничений экспорта или антидемпинговой пошлины) выступает в качестве эффективной формы государственного регулирования международной торговли, позволяющей защитить внутренний рынок от нежелательной внешней конкуренции. Причем, как показывает исследование, при существующем порядке расчета нормальной стоимости товара, страны с государственно-регулируемой экономикой не получают возможности активно проникать на внешний рынок за счет более эффективного осуществления процесса производства, ибо их товары сравниваются с аналогами, произведенными в странах с рыночной экономикой. Более того, использование антидемпинговых пошлин сдерживает процесс освоения внешнего рынка и не создает условий для развития нормальной международной конкуренции, поскольку производители новых импортных товаров из-за угрозы обвинения в демпинге не могут реализовывать на международном рынке свою продукцию по более низким ценам для привлечения потребителей и формирования спроса, что имеет место при освоении любого внутреннего рынка. Несмотря на то, что развитые страны активно применяют на практике антидемпинговые пошлины для регулирования внешней торговли, ведущие западные экономисты не поддерживают данные санкции, поскольку, наряду с нечестной конкуренцией, причиной возникновения демпинга могут выступать: различие в эластичности спроса на товар в разных государствах; несовершенная конкуренция на внутреннем рынке страны экспортера; сегментированность внутреннего рынка, позволяющая отгородиться от внешнего, в силу геополитического расположения государства, за счет применения торговых барьеров и по другим причинам. Вместе с тем, данные обстоятельства возникновения демпинга не учитываются при установлении факта демпинга.

Информация о работе Формирование внешнеторговой политики и ее механизмы