Формирование внешнеторговой политики и ее механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных аспектов экономической деятельности любого государства является его внешнеэкономическая деятельность. Именно такая деятельность и то место, которое занимает государство в мировой торговле, определяют его удельный вес в мировом сообществе, его положение на мировой арене и в итоге авторитет государства. Именно стремление к такому положению заставляет государства создавать наиболее благоприятные условия для участия их хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
Глава 1: Понятие, виды внешнеторговой политики и ее цели……4
1.1. Понятие и цели внешнеторговой политики…………………4
1.2. Виды внешнеторговой политики………………………………..
Глава 2: Регулирование внешнеторговой политики………………….
2.1. Тарифное регулирование внешнеторговой политики……………
2.2. Нетарифное регулирование внешнеторговой политики…………
2.3. Регулирование внешнеторговой политики современной России...
4. Заключение………………………………………………………………
5. Глоссарий…………………………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………
7. Приложение……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по макроэкономике (тети).docx

— 99.12 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..2
  2. Глава 1: Понятие, виды внешнеторговой политики и ее цели……4

    1.1.  Понятие и цели внешнеторговой политики…………………4

    1.2. Виды внешнеторговой политики………………………………..

  1. Глава 2: Регулирование внешнеторговой политики………………….

    2.1. Тарифное  регулирование внешнеторговой политики……………

    2.2. Нетарифное  регулирование внешнеторговой политики…………

           2.3. Регулирование внешнеторговой политики современной России...

      4. Заключение………………………………………………………………

      5. Глоссарий…………………………………………………………………

      6. Список использованной литературы……………………………………

      7. Приложение………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

     Одним из главных аспектов экономической  деятельности любого государства является его внешнеэкономическая деятельность. Именно такая деятельность и то место, которое занимает государство в мировой торговле, определяют его удельный вес в мировом сообществе, его положение на мировой арене и в итоге авторитет государства. Именно стремление к такому положению заставляет государства создавать наиболее благоприятные условия для участия их хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической деятельности.

       Для достижения поставленных целей государства активно участвуют в мероприятиях по созданию наиболее благоприятного правого режима в международном экономическом обороте. Все это ведет к минимизации отличий в праве различных стран и устраняет препятствия на пути развития мирового сотрудничества.

  Внешнеторговая  политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

  Актуальность  курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

  Объектом  данной работы является определение  внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России.

  Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики.

  Задачи  курсовой работы заключаются в следующем, а именно:

  раскрыть  сущность и основные понятия внешнеторговой политики;

  определить  виды политики;

  проанализировать  регулирование внешнеторговой политики;

  охарактеризовать  внешнеторговую политику России на современном  этапе. 
 
 

ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЦЕЛИ

    1. Понятие и цели внешнеторговой политики
 

   Внешнеторговая  политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

   Внешнеторговая  политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике.

  Внешнеторговая  политика - это комплекс мер позволяющих  осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных  рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику

  Внешнеторговая  политика - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

  Внешнеторговая  политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

  Основные  цели внешнеторговой политики:

  изменение степени и способа включения  данной страны в МРТ;

  изменение объема экспорта и импорта;

  изменение структуры внешней торговли;

  обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией..)

  изменение соотношения экспортных и импортных  цен.

    1. Виды внешнеторговой политики
 

   Поскольку хозяйство всех стран в той  или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном  порядке устанавливает определенные правила внешней торговли.

   Существуют  две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.

  Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсовывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.

  Свободная торговля это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

  В зависимости от того входит ли государство  в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:

  1. Автономной (самостоятельной, односторонней);
  2. Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств)
  3. Автономно-конвенционной

  В зоне свободной торговли государства  обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.

  В зависимости от масштабов вмешательства  государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях.

  Свободная торговля (фритредерство) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

  Протекционизм - система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными.

  Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или  вывоз товаров. Они не взимают  импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

  Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и  вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные  условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются  торговые сделки, содержащие пункты о  взаимных обязательствах в области  внешнеторговой политики.

  Сторонники  этой политики утверждают, что сравнительная  эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

  Проведение  политики свободной торговли позволяет  получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

  Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

  Протекционизм система ограничений импорта, когда  вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары

  Он  может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

  Относительно  открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

  Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.

  Средний уровень нетарифных ограничений  рассчитывается как стоимостная доля импорта/экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

  Выделяют  несколько форм протекционизма:

   селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

   отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

   коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

   скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2: РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

    2.1. Тарифное регулирование  внешнеторговой политики 

   Таможенный  тариф представляет собой систематизированный  перечень товаров, подлежащих таможенному  обложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при  вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым признакам и против каждого из товаров указывается  одна или несколько ставок таможенных пошлин. Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

   Простой тариф предусматривает для каждого  товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости  от страны происхождения товара. 
Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение  по каждому товару двух и более  ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки.

Автономные  ставки являются наиболее высокими, вводятся на основе односторонних решений  органов государственной власти и применяются в отношении  товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договора и  соглашения. 
Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора. 
Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами. Следует заметить, что преференциальные ставки могут и не выделяться в отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила пользования тарифом, может быть просто указано, что для перечисленных в особом списке стран минимальная ставка снижается на определённое количество процентов. 
Кроме перечисленных ставок, размер которых устанавливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные. 
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям. 
Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции. 
Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении Данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п. 
Величина ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы Юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).

Информация о работе Формирование внешнеторговой политики и ее механизмы