Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:53, реферат
Учет количества труда имеет целью отразить в заработной плате продолжительность труда во времени — часах, днях — и интенсивность (напряженность) труда в единицу времени; учет качества труда — его сложность и квалификацию работника, условия, в которых осуществляется трудовой процесс, в том числе тяжесть, вредность для здоровья, непривлекательность труда. Как фактор (показатель) качества труда учитывается также его значимость на уровне общества (народно-хозяйственная значимость) или более низких уровнях — отраслевом, внутриотраслевом, уровне предприятия или организации.
• принимать участие в
• использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединении, за исключением профессиональных союзов.
* Во исполнение Федерального
закона «О приватизации
Ограничения, связанные с государственной службой, оказывают специфическое воздействие на механизм формирования доходов государственных служащих.
Присвоение квалификационных разрядов
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.
Присваиваются квалификационные разряды государственным служащим по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.*
* Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578 «О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим».
В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусмотрена классификация государственных должностей по пяти группам:
• высшие государственные должности;
• главные государственные
• ведущие государственные
• старшие государственные
• младшие государственные
Порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов для федеральных государственных служащих определен Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578.
Государственным служащим могут быть
присвоены следующие
действительный государственный советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
государственный советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;
советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;
советник государственной
референт государственной
Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации.
Для отдельных видов
Гарантии государственным
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственному служащему гарантируются:
• условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
• денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
• ежегодный оплачиваемый отпуск;
• медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;
• переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
• обязательность получения его
согласия на перевод на другую государственную
должность государственной
• пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
• защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Правовое положение
При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.
Продолжительность повышения квалификации
и переподготовки федеральных государственных
служащих (далее именуются — государстве
Трудоустройство государственных служащих, уволенных из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата и прошедших повышение квалификации или переподготовку, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, если отсутствует возможность трудоустройства в аппаратах федеральных органов государственной власти.
Федеральным законом определено, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он остается в реестре государственных служащих (с указанием — в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
20.2. Труд и его оплата в
системе государственного
Особенности труда государственных служащих
В условиях динамических реформаторских изменений в общественной и экономической жизни важная роль отведена работникам органов государственного управления — государственным служащим, к деятельности которых предъявляются особенно высокие требования.
Деятельность государственных
служащих как специфическая
В деятельности государственного аппарата, основу которого составляют государственные служащие, наиболее ощутимы недостатки и упущения, которые оборачиваются невосполнимыми потерями для общества, организации, конкретного человека.
Управленческий труд в государственном аппарате отличается от труда в других сферах деятельности рядом особенностей:
• высокой долей творческих элементов
и необходимостью во многих ситуациях
принимать нестандартные
• особыми требованиями к волевым качествам для осуществления властных полномочий;
• большой разнородностью информации, необходимой для осуществления функций руководства, и каналов ее получения;
• высокой нервно-эмоциональной напряженностью, увеличивающейся с ростом ответственности;
• высокой ответственностью и компетентностью;
• разнообразием содержания трудовой деятельности.
Конечный результат
Специфические требования к компетенции
и личным качествам государственного
служащего предъявляют
Так, для занятия высших, главных,
ведущих и старших
Основные принципы организации материального стимулирования труда государственных служащих вытекают из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Статьей 17 Закона определена форма материального стимулирования государственных служащих — денежное содержание и его состав.
Из охарактеризованных особенностей труда государственных служащих вытекают основные принципы организации оплаты их труда. Прежде всего речь идет о реальном централизованном регулировании заработной платы, поскольку источники оплаты формируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов.
Основой такого регулирования прежде всего с точки зрения обеспечения единства в оплате равносложного труда руководителей и специалистов (а тем более технических исполнителей) на всех уровнях государственного управления (федеральном, региональном и муниципальном) в последние годы стала единая система оплаты труда, начинающаяся на федеральном уровне и заканчивающаяся на муниципальном уровне. Система материального стимулирования не может не осуществляться для всех уровней государственных служащих — федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.
Из особенностей труда работников
государственного управления вытекает
необходимость и объективная
обусловленность (исходя из их профессионально-
Государство должно обеспечить государственным служащим приемлемый уровень жизни и компенсировать ограничения, связанные с запрещением им заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Денежное содержание федеральных государственных служащих
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании государственных служащих» и от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» денежное содержание федеральных государственных служащих состоит из следующих элементов:
• должностного оклада по занимаемой должности;
• надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин или дипломатический ранг);
• надбавки за особые условия государственной службы;
• надбавки за выслугу лет;
• премий по результатам работы государственного служащего.
В указах Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных служащих предусмотрена дифференциация должностных окладов. В федеральных органах исполнительной власти она осуществляется по двум уровням — федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти. В территориальных органах исполнительной власти, аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации дифференциация окладов предусмотрена в зависимости от численности населения, проживающего на данной территории.
При введении денежного содержания размеры должностных окладов федеральных государственных служащих были установлены с учетом прожиточного минимума по г. Москве с целью обеспечения федеральным государственным служащих нормальных условий жизни.
Всем федеральным государственн
Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы установлена в размере до 20% должностного оклада, а ежемесячная надбавка за выслугу лет — до 30% должностного оклада в зависимости от стажа государственной службы (табл. 20.1).