Формирование рыночной инфраструктуры в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

После длительного господства административно-командной системы в экономике многих стран на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Высокая степень государственности в экономике; отсутствие частного сектора; длительное существование нерыночной экономики, искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства настолько усугубляли развитие, что неуклонно вело к социально-политическому кризису.
Цель переходного периода - это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией, где преобладает частная собственность, конкурентная среда, эффективное государство, с надежной защитой прав собственности и экономическим ростом; эффективная система социальной защиты, открытая конкурентоспособная экономика на мировом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
1.1. Характеристика рыночной экономики и инфраструктуры.
1.2. Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений.
1.3. Сущность и функции рыночной инфраструктуры. Классификация.
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
2.1. Биржи и их роль в рыночной экономике. Задачи, функции, принципы и цели.
2.2. Финансово-кредитная система. Банки, их функции и операции.
2.3. Аудиторские институты, торгово-промышленные палаты, консалтинговые фирмы как элементы инфраструктуры рыночной экономики.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ.
3.1. Панорама рыночных преобразований в Украине.
3.2. Основные проблемы развития рыночной инфраструктуры.
3.3. Проблемы государства управления в развитии рыночной инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД..docx

— 67.11 Кб (Скачать)

Образцом экономических  преобразований украинская власть взяла  схему жизни США, но стандарты  американской жизни не вписались  в кризисную ситуацию Украины[finansystam.ru].

Попытки рыночных преобразований отдельных сторон хозяйственной  деятельности, к сожалению, не приводили  к желательному результату. Не было соответствующего опыта и подготовки специалистов для функционирования в условиях рыночных реформ, в результате чего отсутствовала эффективно действующая  инфраструктура, которая смогла бы: обеспечить  аккумулирование капитала  в производственную и

                                            23

социальную сферы;  оказать содействие рациональному размещению финансовых ресурсов и  дать   возможность эффективно управлять хозяйственной деятельностью; конкурентно оценить стоимость производственных ресурсов.

Несовершенная система учета  прав собственности на имущество  вместе с отсутствием общенациональных рынков основных ресурсов производства  делала  украинскую продукцию неконкурентной, а украинские предприятия - убыточными.

Рыночная инфраструктура в Украине формировалась бессистемно. С помощью различных международных  организаций в Украине старались  вживить рыночные инфраструктуры, которые  не учитывали в полной мере украинское законодательство и национальные особенности. Украина, как и другие постсоциалистические страны, стала “экспериментальным полигоном” относительно “скрещивания”  континентального и англосаксонского права.

В 1993 году в Украине  функционировало  свыше  60-ти  товарных  бирж. К  началу  2001 г. количество бирж превысило 300, причем доминируют товарные биржи, и их количество явно превышает умные  потребности. В Украине в годы НЭПА насчитывалось всего 15 товарных бирж, которые полностью справлялись  со своими заданиями. Такое количество бирж обусловлено низким уровнем  развития  оптовой торговли, малым  уставным капиталом и универсальностью, низким уровню специализации[ukrstat.qov.ua].

Рынок капитала – это  кредитный и фондовый рынок. Теоретически эти рынки – сформированные сегменты финансового сектора, включающие в  себя все элементы инфраструктуры, присущие рынкам развитых стран мира. Но на практике это совокупность институтов, каждый из которых был заинтересован  в получении выгод только в  пределах своей финансовой единицы, но никак не в пределах всего рынка.

                                               24

Банковская система Украины  основана после принятия Верховной  Радой Украины в марте 1991г. законов  Украины "О банках и банковской деятельности", "О Национальном банке Украины", которые существенно  переработаны и приняты в 2001г. Деятельность фондовой биржи в Украине регламентировалась Законом Украины от 18.06.91 г. "О ценных бумагах и фондовой бирже", другими законодательными актами Украины, уставом и правилами фондовой биржи. Её работа не была востребована до начала приватизации.

Рынок ценных бумаг Украины отстает  в своём развитии, так как не происходило качественных сдвигов, и по этой причине они не выполняют своих функций привлечения, перераспределения капитала и направление его в реальный сектор, что сдерживает экономическое развитие.

Особенностью украинского  рынка ценных бумаг и отечественных  банков является низкая капитализация. По данным рейтингового агентства «Standart and Роогs», капитализация фондового рынка Украины составила в 2000 году лишь 1,85 млрд. дол. США. По этому показателю Украина уступает таким небольшим странам, как Словении (2,2 млрд. дол. США) и Хорватии (2,57 млрд. дол. США). Капитализация фондового рынка составляет всего лишь 0,4% от совокупного мирового ВВП, в то время, как США - 21,1%, Японии - 7%, Германии - 4,5%, России - 2,6% , а собственный капитал, активы отдельного крупного банка США или Японии эквивалентны аналогичным показателям всей банковской системы Украины. Всё это обусловливается раздробленностью и неустроенностью становления и развития рынка капиталов.

        Низкий уровень капитализации, недостаточно регулируемый и контролируемый со стороны государства банковский сектор, нерациональное соотношение между универсальными и специализированными банками, ненадёжность и необеспеченность выданных кредитов, разрыв между учетной ставкой НБУ и ставками по кредитам, между ставками по депозитам

                                                           25

и кредитам, не обеспечение законодательно-правовой базой, инфляции ведут к финансовой дестабилизации. Финансовые проблемы банков  связаны также с рискованной кредитной политикой их руководителей в погоне за высокими доходами, не высчитанными затратами на развитие финансов без подъема ее потенциальной доходности. Наиболее важной составляющей активов банков является их кредитный портфель. От уровня и качества кредитного портфеля зависит не только доходность банков, но и эффективность процессов кредитования отраслей национальной экономики[15,с.65-68].

         В период массового создания новых комбанков (1992г. - 1993гг.) основным фактором влияния на ликвидность и платежеспособность банков был общий уставной фонд банковской системы. Он вырос в 350 раз, но в долларовом исчислении по рыночному курсу за эти 2 года упал: $42млн. - на начало 1992г., $75млн.- на конец 1992г; $36,5млн. - на конец 1993г. За последние 1,5 года уставные фонды коммерческих банков в долларовом исчислении увеличились в 54 раза. Вторым серьезным фактором влияния на ликвидность и платежеспособность банков,  проблема несвоевременного возвращения займов, увеличения бюджетной и кредитной задолженности. Увеличивалась угроза потери ликвидности банковской системы Украины. Прибыльность банков в 1996г. упала более чем на 25%, а прибыльность капитала более чем на 36%. Существовала также проблема уплаты дивидендов.

           В результате проведения массовой приватизации, согласно принятого закона «О приватизации государственного имущества», от 04.03.1992г., в Украине имели место такие проблемы, как действенность структуры    управления производством, которые связанны с рассредоточением капитала; оборот большого количества неликвидных ценных бумаг (по состоянию на 1 января 2000г. насчитывалось более 35 тысяч, из них почти 12 тысяч - открытых, что почти в 2 раза больше, чем в США), учет прав собственности на ценные бумаги акционерных предприятий, что делал фондовый рынок неэффективным.

                                                          26

Механизм приватизации именных  сертификатов не давали на свободную  продажу не могли задействовать  институты рынка ценных бумаг. Так  возник «черный» рынок, который не позволял устанавливать справедливую цену на сертификаты. В результате миллионы их владельцев в очередной раз  потеряли доверие к самому процессу приватизации.

Показатели рентабельности инвестиций в ценные бумаги в реальных секторах экономики привели к  стагнации рынка ценных бумаг. Невысокая  рентабельность капиталовложений в  ценные бумаги украинских корпораций - одна из причин оттока капитала с рынка  ценных бумаг, а налоги - причина, которая  понижает эту рентабельность еще  больше. Стагнация украинского рынка  корпоративных ценных бумаг связана  с негативными последствиями  для Украины: снижением объема инвестиций и корпоративных ценных бумаг (собственником, которых является  государство).

Определение котировочной цены, что формируется между спросом  и предложением, при котором заключается  максимальное количество сделок по ценным бумагам, стало возможным для  ликвидных ценных бумаг при появлении  вторичной торговли ценными бумагами инвестиционно-привлекательных предприятий  исключительно на фондовых биржах и  в лизинговых торгово-информационных системах.

Ещё одна важная проблема - корпоративное  управление. Низкая культура в корпоративных  отношениях, которая негативно сказывается  не только на инвестиционном климате, но и на потенциальной прочности  всей экономики, являясь реальной угрозой  замедления темпов ее развития.

Существующая национальная депозитарная система не отвечает требованиям  современного международного рынка  капитала. Она технологически отстает  от отечественной платежной системы  и тормозит обращение финансовых инструментов. В Украине отсутствует  депозитарный учет, единый фондовый центр, что почти невозможным становится прозрачность рынка.

                                                   27

Накопились диспропорции в развитии различных рынков. Финансовый рынок резко рванул вперед, в результате финансовый сектор в целом вышел  на собственную орбиту развития, оторвавшись  от других сегментов экономики. Значительное отставание рынка труда не только не обеспечивает достаточный платежеспособный спрос, но и тормозит развитие внутреннего  рынка вообще. В результате многих причин до сих пор не сформировалось полноценное единое рыночное пространство страны, что приводит к экономической  обособленности регионов и росту  противоречий между ними.[15,с.101-145].

Острой проблемой   рынка капиталов и экономики  Украины в целом, является наличие  теневого рынка. Процент теневой  экономики по данным Госкомстата  составляет 17-20%. По оценкам экспертов  теневой рынок Украины составляет $60 млрд. Коррупция в судах и  органах власти позволяет вполне законно организовать нелегальные  схемы, что негативно сказывается  на имидже Украины и на не желании  зарубежных инвесторов вкладывать средства в отечественную экономику. Преобладание неорганизованного рынка над  организованным негативно отражается на общей прозрачности операций в  данной сфере финансового сектора  национальной экономики. Недоверие  населения банкам и фондовому  рынку и тем операциям, осуществляемыми  в структурах, приводит к тому, что  основными инвесторами являются инвестиционные компании, банки, но никак  не частные инвесторы.

  Законодательное обеспечение в Украине характеризуется крайне низкой эффективностью, неустойчивостью и частыми пересмотрами.

Одной из причин затруднённого  функционирования рыночной инфраструктуры в нашей стране является то, что  ряд институтов формируется впервые, например, товарные биржи, фондовые биржи. Институты, которые существовали при командно-административной системе, до сих пор претерпевают серьёзные изменения, приспосабливаясь к выполнению функций, свойственных инфраструктуре рыночного типа,

                                              28

например,  банки и страховые  компании. Так, в период бурного роста  страхового бизнеса в Украине  число страховых компаний было более 700, в то время как Германия обходиться количеством, приблизительно равным 100[finansystam.ru].

         3.3.Проблемы государственного управления в развитии рыночной инфраструктуры.

В последнее время в  отечественной литературе проблемам  развития инфраструктуры уделяется  должное внимание. В работах Н. Безклубной, А. Дикого, И. Каракуловой, Опарина, В. Федорова анализировались  проблемы  различных элементов  инфраструктуры, особенности функционирования  рыночной инфраструктуры, закономерности, тенденции и перспективы развития рынка.

Рыночный механизм пока не в состоянии должным образом  удовлетворять коллективные потребности, но в этом вопросе ему на помощь должно приходить государство, которое  должно заботиться о производстве достаточного количества общественных товаров и  услуг. Государство должно корректировать  недостатки, которые присущи рыночному  механизму, с которыми он сам не в  состоянии справиться, или это  решение неэффективно. Государство  должно брать на себя ответственность  за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Обеспечение экономической  свободы – это важнейшая задача государства в сфере рыночной инфраструктуры и в экономике  в целом.

Формирование и развитие рыночной инфраструктуры требует административной и институциональной реформ, которые  бы обеспечили создание рыночных институтов и институций инфраструктурного  комплекса. Законодательная база должна постоянно обновляться.

 Развитие рынков невозможно без реформирования большинства  его составляющих и устранения препятствий, которые мешают этому развитию. Государство должно осуществлять следующие меры:

                                                         29

      1. Увеличение капитализации, ликвидности и прозрачности рынков путем: расширения предложения ценных бумаг с высокими инвестиционными характеристиками; улучшения информационной прозрачности рынков Украины; усовершенствования принципов функционирования рынков и внедрение новых видов инструментов; содействия развития и становления мощных  инвесторов.

2. Усовершенствовать рыночную  инфраструктуру и обеспечить  ее надежное функционирование  путем: модернизации депозитарной системы; консолидации информационной и технологической системы  рынков; повышения требований к рынкам.

3. Налоговое и валютное  стимулирование рынков Украины  путем: усовершенствования и оптимизации режима валютного регулирования операций с ценными бумагами; формирования благоприятного налогового климата для рынков[nallfinanz.com].

            Основной задачей  развития  рыночной инфраструктуры является  создание макроэкономических условий  для стабилизации и развития  производства путем ограничения  темпов инфляции и поддержания  стабильности национальной валюты.

            Ценовая политика Украины должна  содействовать ускорению структурной  перестройки экономики, внедрению  рыночных механизмов, ликвидации  элементов бесхозяйственности, устранению  с рынка неконкурентоспособных  товаропроизводителей, что можно сделать с помощью либерализации цен и государственного контроля над ценами.

Информация о работе Формирование рыночной инфраструктуры в переходный период