Формирование рыночной инфраструктуры в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

После длительного господства административно-командной системы в экономике многих стран на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Высокая степень государственности в экономике; отсутствие частного сектора; длительное существование нерыночной экономики, искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства настолько усугубляли развитие, что неуклонно вело к социально-политическому кризису.
Цель переходного периода - это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией, где преобладает частная собственность, конкурентная среда, эффективное государство, с надежной защитой прав собственности и экономическим ростом; эффективная система социальной защиты, открытая конкурентоспособная экономика на мировом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
1.1. Характеристика рыночной экономики и инфраструктуры.
1.2. Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений.
1.3. Сущность и функции рыночной инфраструктуры. Классификация.
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
2.1. Биржи и их роль в рыночной экономике. Задачи, функции, принципы и цели.
2.2. Финансово-кредитная система. Банки, их функции и операции.
2.3. Аудиторские институты, торгово-промышленные палаты, консалтинговые фирмы как элементы инфраструктуры рыночной экономики.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ.
3.1. Панорама рыночных преобразований в Украине.
3.2. Основные проблемы развития рыночной инфраструктуры.
3.3. Проблемы государства управления в развитии рыночной инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД..docx

— 67.11 Кб (Скачать)

Аудиторские фирмы предоставляют  услуги четырёх категорий.

Услуги по засвидетельствованию: это любые услуги, при оказании которых аудиторская фирма выдаёт письменное заключение с выражением мнения, касающегося надёжности определённого  утверждения, ответственность за которое  несёт другая сторона. Существует три  вида услуг по засвидетельствованию: аудит завершенной финансовой отчётности,  отборные проверки завершенной финансовой отчётности и  другие услуги по засвидетельствованию.

                                                16

Налоговые услуги: аудиторские  фирмы подготавливают налоговые  декларации для клиентов. Кроме того аудиторские фирмы оказывают  услуги по консультациям налогообложения.

Консультационные услуги для администрации: диапазон услуг  от простых предложений по улучшению  бухгалтерской системы клиента, до усовершенствования маркетинговой  стратегии, а также в проведении консультаций по другим направлениям финансовой деятельности.

Бухгалтерские услуги –  ревизия бухгалтерских книг, документов, отчётности[ http://www.ref.by/refs/13/2314/1.html].

2.В соответствии с законами  Торгово-промышленная палата (ТПП)  являются негосударственной, некоммерческой  общественной организацией, объединяющей  предпринимателей и предприятия  независимо от формы собственности  и организационно-правовой формы.  ТПП создаются в целях содействия  развития экономики, формированию  промышленной, финансовой инфраструктуры, основными задачами, которых являются: защита интересов  предприятий  и предпринимателей по вопросам хозяйственной деятельности; развитие всех видов предпринимательской деятельности с учётом экономических интересов; организация взаимодействия между предприятиями в целях наилучшего решения вопросов межхозяйственных связей между ними;  развитие подготовки кадров для предпринимательской деятельности; развитие экспорта товаров; оказание помощи предпринимателям в проведение операций на внешнем рынке;  урегулирование споров между предприятиями.

В настоящее время система  ТПП включает: самую главную палату,  региональные и местные ТПП, представляющие различные города и регионы страны. Стратегическое направление ТПП  - это создание благоприятных условий  для предпринимательства и взаимоотношений  предпринимателей и государства.

В ТПП  сформирована единая информационная система,

                                                 17

представляющая собой  структуру связи всех региональных палат. В структуру палаты входят различные объединения. С ТПП  организационно связаны 2 суда, постоянно  действующих:  международный коммерческий арбитражный суд,   морская  арбитражная комиссия. Высшим руководящим  органом ТПП является съезд, проводимый не реже 1 раза за 3 года. На съезде собирается правление ТПП, президент палаты, и ревизионная комиссия, а для  текущего руководства деятельностью  ТПП избирается президиум палаты. В структуре ТПП имеется несколько  комитетов, сформированных по видам  предпринимательской деятельности. Потенциал системы ТПП позволяет  рассматривать систему как конструктивную силу создания и функционирование сбалансированной рыночной инфраструктуры. [http://www.ucci.org.ua/ru/about.shtml].

3.Колсалтинг – деятельность  по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому  кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической,  экспертной деятельности. Цель –  помочь в достижении заявленных  целей. Основная задача – помочь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы. Существует  два направления консалтинговых  услуг - это   любая форма  оказания помощи, при которой  консультант не отвечает за  выполнение задачи, но помогает  ответственным за её выполнение  и   консультирование  по контракту  с помощью квалифицируемых лиц при решении определённых вопросов в организациях.

Формы консультирования осуществляются в режиме проектирования, когда консультант  самостоятельно или совместно с  заказчиком разрабатывает конкретный проект и организовывает внедрение  на предприятии; в режиме обучения, когда консультант проводит специальное  обучение руководителей и специалистов предприятия к освоению нововведений;  в режиме управления, когда консультант  работает вместе с руководителем  и помогает ему принимать конкретные решения [10.41-70].

                                                   18

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ.

3.1 Панорама рыночных преобразований в Украине.

В 1991г., когда Украина обрела независимость, ситуация в ней была значительно сложнее, чем в начале реформ в Польше, Венгрии и других странах Центральной Европы. Экономики  Украины как единой целостной  системы не существовало. Производственный потенциал, который располагался на территории Украины, был частью единого  комплекса бывшего СССР. Он не был  сориентирован на удовлетворение экономических  и социальных потребностей украинского  народа, обслуживал экономические, военные, политические и социальные нужды  всего Советского Союза.

Экономика Украины была жестко централизованной, большинство пропорций  производства, распределения и потребления  планировались из Москвы. Специалистов, готовых к работе в условиях рыночной экономики, не было. К тому же, во второй половине 80-х годов на хозяйственных  объектах Украины произошел ряд  техногенных аварий, крупнейшей из которых оказалась катастрофа в  апреле 1986 г. на Чернобыльской атомной  электростанции. Последствия этой беды еще не один год оказывало негативное влияние на национальную экономику.[ new-ekonomika.ru].

Объективные причины, осложняющие  переход Украины к рынку, дополнялись  многочисленными субъективными. В  правительственных программах перехода к рыночной экономике не отмечалось, какую рыночную систему Украина  намерена создать. Например, рыночное хозяйство США отличается от хозяйств европейских стран или Японии[estnauki.ru – переходная экономика Украины].

Полный отход государства  от управления экономикой был существенной ошибкой. История свидетельствует, что всегда в экстремальных условиях – войны, стихийных бедствий, кризисов, социальных потрясений – государство  усиливало свой контроль за экономикой. В Украине произошло наоборот: государство утратило контроль

                                                    19

за развитием стратегических отраслей,  за использованием материальных и финансовых ресурсов, за производством  и зарплатой, за движением цен, тарифов, процентной ставки, за денежным обращением. Это углубило кризис, усилило стихию рыночных институтов и имущественное  расслоение населения на бедных и  богатых.

Рекомендации и требования международных экономических и  финансовых институтов фактически углубляли  кризис, уничтожая собственное производство и внутренний рынок Украины. По настоянию  Международного Валютного Фонда  и Всемирного банка  либерализация  цен и повышение платы за коммунальные услуги при росте задолженности  по зарплате и пенсиям привело  к стремительному обнищанию народа.

Чубайсовская ваучеризация превратила процесс приватизации на «прихватизации». Собственниками объектов национальной экономики, которая создавалась  потом и кровью украинского народа, вмиг стали ловкие мошенники и  криминальные элементы. Если Рокфеллеры и Форды шли к своему первому  миллиарду долларов веками, то «новые украинцы», которые величают себя национальной элитой, получили свои миллиарды в  результате криминального перераспределения  всего лишь за несколько лет.

Период с 1992 по 1999 годы многие исследователи-экономисты расценивают  как социально-экономическую катастрофу на пороге XXI века в мирных условиях, невиданную по глубине и продолжительности.

В период с 1991 по 1999 годы произошел  глубокий перелом в социально-экономическом  развитии страны, характеризующийся  быстрым и резким падением всех макроэкономических показателей. По сравнению с 1990 годом  объем ВВП Украины в долларовом выражении сократился в 1999 году более  чем в 5 раз, объем промышленного  производства — почти в 6 раз, денежные доходы населения — более чем  в 7 раз, банковские вклады более чем  в 78 раз. В целом за период с 1990 по 1999 годы объем ВВП Украины в  долларовом выражении снизился на 80,5%. (таблица динамика основных

                                               20

показателей 1990-1997гг.  (см. таблицу 3.1.2.)

Сопоставляя показатели социально-экономического развития Украины со странами Восточной  Европы, где реформирование экономики  проходило более успешно, наиболее близкими к Украине были Польша, Чехия и Румыния. Украина почти  в 1,7 раза опережала Польшу, почти  в 2,8 раза — Чехию и Румынию  по уровню ВВП и в 1,2-1,3 раза — по среднемесячной зарплате на душу населения. Однако, в период с 1992 по 1996 год Украина  утратила все свои позиции, далеко уступив  их своим восточно-европейским соседям. Так, ВВП Польши в 1996 году превысил ВВП  Украины почти в 2 раза, а среднемесячная зарплата в Польше уже в 1993 году была почти в 11 раз больше, чем в  Украине.

По данным Европейского банка  реконструкции и развития, черта  бедности соответствует доходам  менее 4 долларов в день. Мировой банк считает уровнем абсолютной нищеты доход в размере 1 доллара в день. Среднемесячная заработная плата в Украине после 1992 года постоянно находилась именно в этих пределах. Даже если учесть, что около половины ВВП страны производится в теневой сфере, средне-годовой доход на душу населения все равно не выходил за рамки показателей нищеты, характерных для беднейших стран мира.

Экономическая политика всех правительств Украины, которые тесно  сотрудничали с МВФ, была политикой  «вымывания»  капиталов, интеллекта, научно-технического и технологического потенциала. Свыше 600 тыс. ученых выехали  из Украины. Реформы в Украине  долго вели к национальному краху. Об угрозе национальной катастрофы говорил  и Президент Украины в своем  обращении к народным депутатам  Украины 8 июля 1997.

По данным немецкого «Дойчебанка», в 1990 г. Украина по научно-техническим  и производственным потенциалам  занимала 10 место в мире. А аналитическое  управление ЦРУ США ставило Украину  даже на 8 место 

                                                 21

среди самых развитых стран  мира. А теперь мы среди стран  третьего мира.

 После 1992 года население страны перестало играть роль основного внутреннего инвестора экономики. По статистическим данным, капитальные вложения в экономику Украины составили в 1991 году 42,7 млрд. руб., а сумма вкладов населения — 116,1 млрд. руб. В долларовом выражении эти показатели составили соответственно 13,7 и 37,4 млрд. дол. США. А в конце 1992 года те же показатели в долларовом выражении составляли соответственно 10,1 и 1,22 млрд. дол. США. Финансовые ресурсы банковской системы Украины сократились до ничтожного уровня. Суммарный капитал украинских банков по состоянию на 1 января 2000г. составил всего 1,2 млрд. дол. США, или 6 % ВВП, в то время как даже в странах с переходной экономикой этот показатель достигал 40 %. Суммарные активы всей банковской системы Украины в 2000 году составляли всего 0,8% от суммарных активов одного лишь германского банка «Deutsche Ваnk Group».

Включаясь в хозяйственные  процессы происходит  отрицательная  результативность при положительном  балансе внешней торговли: утечка отечественного капитала за рубеж значительно больше, чем приток иностранных инвестиций в экономику. Такая динамика выгодна мировому хозяйству и конкретным зарубежным партнерам компаний, поскольку они получают энерго- и трудоемкие сырьевые, энергетические и другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки и технологий. Инновационный процесс требует целенаправленного финансирования именно новых технологий, инвестиций в производство новых конкурентоспособных научно-емких изделий. Но мировые фирмы не заинтересованы в том, чтобы вскармливать себе мощного украинского конкурента. Пусть он отстает – поставляет сырье и развивает экологически вредные производства. Поэтому инвестирование в научно-технический прогресс должен обеспечиваться собственными источниками финансирования. К сожалению, в Украине ситуация противоположная. Если

                                                   22

в 1992г. чистое накопление основного  капитала в Украине составил 8,3% ВВП, то в 1995г. – 0,5% ВВП, а в 1997г. – 0,27, т.е. уменьшилось в 18 раз всего за 5 лет. При этом доля кредитов по отношению  к ВВП снижалась с 53,4% в 1991г. до 7,8% – в 1995 г. и до 0,4% – в 1998 г.[finansystam.ru].

3.2. Основные проблемы  развития элементов рыночной  инфраструктуры.

На фоне всех преобразований мировой финансовый кризис в сочетании  с политической нестабильностью  сильно повлиял на  экономику  Украины и обострил основные проблемы в промышленности: крупнейшие отечественные компании металлургии, химии, производители строительного сырья и материалов  утратили объемы выручки, так как изменившаяся конъюктура внешних рынков, на которые в основном были сориентированы эти предприятия – экспортеры, не обеспечивали докризисной востребованности и доходности их продукции; моральная и физическая изношенность основного оборудования большинства украинских предприятий в сочетании с высокой энергоемкостью ограничивали способность отечественных предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции; отсутствие у украинских предприятий собственных свободных ресурсов, необходимых для модернизации производства, создавали угрозу их поглощения более устойчивыми в финансовом состоянии международными конкурентами, причем по заниженным ценам.

Информация о работе Формирование рыночной инфраструктуры в переходный период