Формирование национальной модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

В данной работе определены цели национальной экономики, указаны этапы её формирования, отмечены принципы и тенденции формирования национальной экономики Казахстана

Работа содержит 1 файл

Экономика каждой страны является воспроизводящейся системой.docx

— 145.20 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

65 336

76 634

85 232

99 372

142 330

174 418

204 699

219 679

293 520

1

34 219

38 460

38 928

44 309

59 350

72 478

89 823

98 264

120 930

2

16 700

20 783

25 048

29 214

45 901

55 650

59 855

63 616

82 479

3

14 417

17 391

21 256

25 849

37 079

46 290

55 021

55 021

71 910

%

100

100

100

100

100

100

100

100

100

1

52

50

46

45

42

42

40,9

41,5

41,2

2

26

27

29

29

32

32

27,2

26,9

28,1

3

22

23

25

26

26

26

25

24,4

24,5


 
 
Как показывает анализ, за период 1995–2010 гг. потребительские расходы среднего казахстанца выросли в 17 раз, или на 276 тыс. тенге в год. Объемы всех расходов не только выросли, но и качественно изменились. В то же время доля трат на питание сократилась с 59% до 41,2, удельный вес расходов на непродовольственные товары практически не изменился, доля платных услуг выросла с 14% до 24,5. 
 
Важные сдвиги произошли в структуре питания. Так, в 1997 г. на хлеб и хлебопродукты приходилось 30% расходов на питание, 22% – на мясо, 17% – сахар, чай, кофе, 10% – молочные продукты, 10% – фрукты и овощи, 9% – масло и жиры, 4% – алкогольные продукты.  
 
В 2009 г. эти расходы выглядели следующим образом: 31% – мясо, 20,8% – хлеб и хлебобулочные, 15,2% – фрукты и овощи, 12,1% – молочные, 8,2% – сахар, чай, кофе, 5,4% – масло и жиры, 4,6% – безалкогольные и 2,9% – алкогольные напитки.  
 
Хлеб и хлебобулочные изделия уступили первенство мясу в рейтинге семейных трат на питание. Существенно выросла доля расходов на фрукты и овощи. Так, в 2009 г. покупки цитрусовых составили 53,3 тыс. т, бананов – 46,6 тыс. т. Вместе с тем расходы снизились на сахар, чай, кофе, а также на алкогольные напитки. При этом в группе алкогольных напитков снижается доля крепких и растет удельный вес легких, в основном пива. 
 
Обращает внимание, что при кризисных явлениях доля затрат на питание возрастает. Люди экономят на непродовольственных товарах и на платных услугах. 
 
Качественные изменения произошли и в группе непродовольственных товаров. В 1997 г. 49% расходов домохозяйств приходилось на одежду, обувь, 12% – на товары для дома, 9% – на товары для ремонта жилища, 9% – на товары для отдыха, образования и культуры, 8% – на транспортные средства, бензин, запчасти, 7% – на предметы личного обихода и гигиены. 
 
В 2009 г. затраты на одежду, обувь существенно снизились – до 34,6%. В то же время траты домохозяйств на приобретение товаров для дома, включая товары длительного пользования, выросли до 21,5%, на предметы личного обихода и гигиены – до 13,4%, на транспортные средства, запчасти и бензин – до 10,1%, на лекарства, медикаменты – до 6,5%, а на товары для ремонта жилища и топливо сократились до 2,9%.  
 
Значительно выросли расходы на приобретение легковых автомобилей. Только за 2000/10 гг. продажи легковых автомобилей, в том числе для личного пользования, составили 971,8 млрд. тенге, из них новых – 864,2 млрд. тенге, подержанных – 107,6 млрд. Количество этого вида транспорта в стране выросло на 1,6 млн. ед.: с 1,03 млн. в 1995 г. до 2,6 млн. в 2009 г. Практически каждая вторая семья имеет личный автомобиль.

Продажи легковых автомобилей в РК (млн. тенге)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Новые

9 079,3

19 006

21 510

45 612

68 020

73 361

11 339

18 257

Подержанные

768,3

1 021,2

3 216,7

4 544,8

8 815,8

7 599,9

22 044

21 520


Продолжение таблицы

 

2008

2009

2010

Новые

135 502

87 305

108 655

Подержанные

7 172,2

12 183,6

18 818


 

 

Рост доходов повлек появление  новых и расширение прежних потребностей. Особенно заметны траты на технологические  нужды – компьютеры, сотовые телефоны, аудиовидеотехнику. Продажи персональных компьютеров выросли с 2,5 млрд. тенге  в 2000 г. до 98,2 млрд. тенге в 2010 г. Приобретение аудиовидеотехники и кассет превысило 6 млрд. тенге.  
 
В семейных бюджетах все больше денег выделяется на отдых и культурное развитие. На покупки туристических путевок в 2010 г. потрачено 19,4 млрд. тенге против 2,4 млрд. в 2003 г. Число посещений кино выросло за 15 лет в 4 раза, с 2,5 млн. чел. в 1995 г. до 10,1 млн. в 2010 г. Затраты населения на кинопосещения превысили 8 млрд. тенге. Более 6,4 тыс. концертов, поставленных по всей стране, прослушало 2,9 млн. чел., 11,7 тыс. театральных спектаклей посетило 2,01 млн. чел.  
 
В структуре платных услуг в 1997 г. более 55% приходилось на коммунальные услуги, содержание жилья и ремонт, 26% – на услуги транспорта и связи, 7% – на услуги образования, 4% – на услуги здравоохранения. В 2009 г. на коммунальные услуги пришлось 37,6%, на услуги транспорта и связи – 31,2%, на услуги образования – 13%, услуги здравоохранения – 4,4%. Как видно из этих данных, коммунальные услуги хотя и продолжают занимать первое место в этих расходах, но уже не доминируют. Выросли расходы на услуги транспорта. Но наиболее значительный рост пришелся на рост платных услуг образования, почти в 2 раза.  
 
Сформировавшаяся и развивающаяся потребительская экономика страны становится важным фактором развития и стимулом для производства, катализатором зарождения новых отраслей и производств. 
 
Очевидно, что не все задачи за 20 лет решены. Сохраняются безработица, разрыв в доходах между богатыми и бедными, региональные различия. Однако также очевидно, что за годы независимости построена другая страна, занимающая достойное место в мире, решившая множество проблем и определившая новое качество жизни своего населения. Время – важный фактор. Если таких результатов Казахстан достиг всего за 20 лет, то в будущем при сохранении и приумножении созданного потенциала страна, несомненно, может выйти на более высокие вершины.


Информация о работе Формирование национальной модели экономики