Формирование национальной модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

В данной работе определены цели национальной экономики, указаны этапы её формирования, отмечены принципы и тенденции формирования национальной экономики Казахстана

Работа содержит 1 файл

Экономика каждой страны является воспроизводящейся системой.docx

— 145.20 Кб (Скачать)

  Экономика каждой страны является  воспроизводящейся системой. Это  означает, что вопрос о внутренних  источниках её простого и расширенного  воспроизводства - центральный вопрос  экономического выживания страны. Соответственно, определение этих  источников, оптимальной структуры  экономики, прав собственности,  финансовых механизмов, типа социально-трудовых  отношений, форм связей с внешним  миром, системы управления экономикой  в целом - важнейшие проблемы  любой национальной экономики. 
   Формирование национальной модели экономики - длительный процесс. Он является не только результатом собственно экономических изменений, но и следствием ряда факторов, не имеющих прямого отношения к экономике. Изменение политического курса, войны и другие потрясения часто служат решающими факторами не просто корректировки национальной модели развития, а её кардинального изменения. 
   Выделяются два основополагающих принципа формирования национальной модели экономики: 
   1. Объективные тенденции формирования национальной модели экономики. 
   2. Неэкономические особенности страны. 
   При этом следует учитывать следующие группы факторов: 
   - естественные особенности страны (местоположение, ресурсные возможности, запасы полезных ископаемых, размеры и климатические условия территории и т.п.); 
   - особенности исторического развития. Данный фактор существенно влияет и на степень радикализма тех или иных экономических мер, и на конкретные экономические решения государства. Это особенно проявляется при выборе партнеров во внешнеэкономической деятельности, ориентации страны на те или иные экономические группировки и т.д.; 
   - цивилизационные факторы (сложившиеся культурные, религиозные и другие традиции и ценности страны); 
   - исходный уровень экономики. Он включает в себя состояние производительных сил, экономический потенциал страны и зрелость предпосылок к формированию новой экономики, от которых зависит не только скорость преобразований, но и выбор варианта модели развития; 
   - выбор экономической политики государства. Курс экономической политики связан с особенностями государственной власти и её организации. 
   Мировой опыт развития в ХХ в. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций (закономерностей), которые проявились в экономике различных развитых стран. 
   Первое. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов ещё раз доказали свою решающую роль в развитии общества. Эта роль заключается в том, что рынок - господствующая форма координации экономической деятельности, определяющая характер связей производства и потребления, и основная форма хозяйствования в обществе. 
   Второе. Современную экономику характеризует объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства. Опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о новом явлении - сознательном и постоянном регулировании всего национального хозяйства. 
   Третье. Обнаружилась тенденция к формированию социально-устойчивых обществ, в которых создаются условия жизнедеятельности всех членов общества. Независимо от сословий, классовой и национальной принадлежности отдельного человека, общество в целом не может развиваться без воспроизводства человеческого фактора, обновления образовательного, культурного и научного потенциала, достойного существования не только работающих, но и не работающих членов общества. 
   Четвёртое. Экономика современных государств - это открытая экономика. Подобная тенденция была устойчивой на протяжении всей истории развития различных государств. Однако лишь в ХХ в. она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из её рыночной основы, в соответствии с которой в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики во всё большей степени сопровождается интеграционными процессами, что создаёт новые возможности для взаимопроникновения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Игнорирование данной тенденции ведёт к потерям эффективности, ослаблению конкурентных стимулов для собственного производства. 
   Вышеперечисленные тенденции развития экономики стали возможны благодаря преобразованиям в технологической основе, а именно переходу от индивидуального развития к постиндустриальному.

Цели национальной экономики

Цели, стоящие перед  экономикой, направлены на обеспечение  социальноэкономического развития страны. Это общие цели, свойственные любой стране. Однако имеются и специфические цели национальной экономики, которые вытекают из её природы и содержания. 
   Во-первых, в рамках национальной экономики реализуются цели, имеющие государствообразующее значение. Это обеспечение жизнедеятельности и жизнестойкости страны. Важнейшими задачами здесь являются обеспечение граждан страны как жизненно важными предметами потребления (питанием, жильём, электроэнергией и т.п.), так и услугами здравоохранения, образования, которые необходимы для воспроизводства населения. К целям данного уровня также относятся сохранение территориальной целостности, обладание надёжным оборонным потенциалом и весомыми политическими позициями в мире. Эти цели не могут быть отменены в силу их важнейшего значения для службы страны. 
   Во-вторых, концентрированным выражением экономических целей страны является повышение конкурентоспособности национальной экономики. Приближение к лидерам мировой экономики, выход на передовые рубежи предполагают выработку и реализацию стратегии развития, наращивание экономического и научно-технического потенциала страны, структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными направлениями, создание благоприятных условий для отечественного товаропроизводителя и т. д. 
   Весомыми конкурентными преимуществами становятся образовательный и научный потенциал, ориентация на повышение уровня образования и технологических возможностей экономики. Важная роль принадлежит также способности нации объединяться в трудное время для решения сложных задач, ускорения развития и защиты национальных интересов. 
   В-третьих, для национальной экономики весьма значимой является проблема обеспечения экономической безопасности страны, в ряду составляющих экономической безопасности можно выделить научно-техническую, продовольственную, военно-промышленную, финансовую безопасность, что означает недопущение уязвимости от внешних негативных факторов. 
   В-четвёртых, важным аспектом развития национальной экономики является преемственность развития общества. Речь идёт о поддержании социальной стабильности в обществе, о благополучной демографической ситуации в стране, о нормализации воспроизводства социокультурной среды и т.д., а также о сохранении природы. В более общем плане речь идёт о том, какое общество мы передаём будущим поколениям. 
   В-пятых, обеспечение единого экономического пространства страны. В условиях крупного федеративного государства, каким является Россия, важное значение приобретает соотношение федерального и регионального (местного) уровней экономического управления и хозяйствования, что находит своё выражение в проблемах бюджетного федерализма, разграничение государственной и муниципальной форм собственности и др. 
  


 

 

 

 

Принципы и тенденции формирования национальной экономики РК

 

За 20 лет независимости экономика  Казахстана прошла ряд сложных этапов. За этот короткий период страна испытала на себе последствия трех кризисов. Первый системный кризис СССР, второй азиатский кризис 1998 г. и последний, глобальный финансово-экономический  кризис 2007/08 гг. Последствия первого  кризиса страна преодолела к 1997/98 гг., когда были пройдены самые нижние точки развития. Все эти явления  были испытаниями на прочность, которые  наша страна успешно выдержала. Самым  сложным экзаменом оказался первый системный кризис, истоки которого находились в союзной экономике. 
 
У критической черты 
 
Казахстан приступил к формированию национальной экономики в условиях резкого разрыва хозяйственных связей некогда единого народно-хозяйственного комплекса. Суть настойчивого стремления Казахстана в сохранении сложившегося экономического взаимодействия с другими республиками, особенно с Россией, была основана на том, что именно наша республика была наиболее интегрированной в союзной экономике. Потеря емкого рынка для казахстанской экономики означало лишение не только рынков сбыта, но и автоматически вело к коллапсу всего производства. Следует учесть, что львиная доля казахстанских промышленных предприятий была союзного подчинения, они занимали видное место в экономике страны, особенно в горно-металлургической отрасли. Сельскохозяйственные предприятия снабжали зерном, мясом, молоком, шерстью, хлопком и другой продукцией весь Союз, обеспечивали своей продукцией продовольственную безопасность всей страны.  
 
Развал единого государства нанес значительный экономический, социальный урон для всех, в том числе для Казахстана. Огромный потенциал Казахстана в одночасье оказался невостребованным. Потребители из других республик отказывались приобретать казахстанскую продукцию или не могли платить за нее. Экономика единой страны затрещала по всем швам. Никто ничего не хотел понимать, вместо производства пошли лозунги и призывы. Наступил коллапс, кризис вселенского масштаба. Республики захлестнула гиперинфляция, угрожающе нарастала безработица, забурлили протестные настроения.  
 
Общее падение союзной экономики превысило 50%, для сравнения, Великая депрессия в США нанесла урон в 29%.  
 
По целому ряду отраслей спад длился в разных республиках от 5 до 8 лет. Нижняя точка пройдена у целого ряда стран в 1997/98 гг. Однако есть страны, которые до сих пор не могут полностью оправиться и выйти на полноценный путь развития.  
 
Очевидно, и всем известна яростная борьба Казахстана, его прагматичного Президента Нурсултана Назарбаева, при поддержке суверенитетов всех республик, за сохранение экономических и хозяйственных связей. Напомним, что в начальный период все мечтали о полной свободе, романтически полагая, что за ней придет все. Однако всем еще предстояло пройти долгий и непростой путь от получения независимости до становления полноценного государства, формирования экономического соучастника мировой экономики. Процесс осознания адекватной интеграции в быстро глобализирующемся мире идет медленно, сложно, местами болезненно. Но этот путь неизбежен. И Казахстан ранее всех в силу своего экономического положения осознал и настойчиво боролся за интеграцию. 
 
Такова была экономическая прелюдия независимости. Сразу же надо было решать целый комплекс экономических, социальных и политических задач. Главный выбор – дадим экономическую свободу гражданам страны. Будем интегрироваться в мировую экономику на максимально выгодных для страны условиях. Обеспечим людей достойной работой и оплатой за нее. Создадим условия для получения образования, сохранения здоровья, позаботимся о старости и детях. Эти и другие решения обеспечили принципы нашего независимого становления и развития. 
 
Однако провозгласить принципы намного легче, чем их достигнуть. Неизвестностей оказалось больше, чем ожидалось. Есть мировой опыт, но каждая страна несет бремя перемен сама. Казахстан не видел обратной дороги и шел вперед через тернии.  
 
 
 
Создание новой социально-экономической системы 
 
Наиболее трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991–2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей.  
 
Так, число наиболее массовой сферы предпринимательства – малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) – значительно выросло с 19,0 тыс. малых предприятий в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах. 
 
И если в 1996 г. 39,5% всей собственности страны находилось в руках у государства и 57,1% в негосударственной, то в 2010 г. доля государства снизилась до 10,8%, а 72% находилось в частной собственности, 17% – иностранной собственности. Уже в 1997 г. 79% объема промышленной продукции выпускалось в частных предприятиях, государственных – 6,6%. В 2009 г. 77% продукции выпускалось в частных предприятиях, 22,1% – в иностранных, 0,9% – в государственных. На 1 сентября 2011 г. из 296,1 тыс. юридических лиц 253,6 тыс. (85,6%) являлись частными, 27,2 тыс. государственными, 15,3 тыс. иностранными и 9,5 тыс. совместных. Частная собственность в стране стала доминирующим субъектом экономических отношений.  
 
Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства. Неоднократно снижались ставки налогообложения. 
 
В свою очередь предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума1), %

34,6

38,3

39,0

34,5

31,8

46,7

44,5

37,5

33,9

31,6

18,2

12,7

12,1

8,2

6,5

город

-

32,7

38,5

32,9

30,0

36,0

33,0

24,7

23,4

20,2

13,6

6,9

8,1

4,1

3,7

село

-

46,0

47,7

37,1

34,2

59,4

58,4

53,2

47,1

45,6

24,4

18,1

15,9

12,1

10,1


*источник: Статагентство РК 
 
Налоговые и иные поступления в бюджет выросли за 20 лет с 7,1 млрд. тенге в 1993 г. до 3 505,3 млрд. в 2009 г. Всего за первое 10-летие в период с 1992 по 2000 г. в бюджет поступило 2,1 трлн. тенге, а за период 2006–2009 гг. общая сумма поступлений в бюджет составила 12,8 трлн. тенге, в том числе налоговых поступлений на 9,6 трлн. 
 
И если в 1993 г. налоги составили 48,8% всех поступлений в бюджет страны, то уже к 2000 г. этот показатель вырос до 87,5%. Перелом наступил в 2008 г., хотя процесс начался в 2007 г. Ослаб налоговый пресс в 2009 г., и уровень налоговых поступлений сократился на 23,5% и составил 64% всех поступлений в бюджет. При этом корпоративный подоходный налог сократился в 2009 г. на 277,2 млрд. тенге, НДС – на 125 млрд., соцналог – на 18,4 млрд. тенге. Это снижение компенсировалось резким увеличением поступлений от трансфертов – 1,1 трлн. тенге, или 32% бюджетных поступлений. Всего за три года активного трансфертного администрирования эти поступления в бюджет составили 2,4 трлн. тенге. Это свидетельствует об улучшении налогового администрирования иностранных компаний и всех других экспортеров сырьевой продукции, главным образом нефти и газа, руд и металлов. 
 
Таким образом создана и успешно функционирует надежная финансовая система страны. Эта система находится в развитии, модернизуется. Курс на ослабление налогового бремени дает свои плоды. Развитие предпринимательства и бизнеса способствует укреплению и расширению финансовой базы страны, позволяющей решать все более масштабные задачи социального развития, строить все больше школ, детсадов и больниц, реализовывать крупные инфраструктурные задачи, строить магистральные железные и автомобильные дороги, возвращать бизнесу в виде льгот и преференций. Взаимодействие бизнеса и власти, предпринимательства и государства гармонизируется, в ходе постоянного диалога между ними снимаются острые проблемы, находятся адекватные точки соприкосновения. 
 
Основными факторами роста национальной экономики Казахстана стали: быстрое восстановление и прогрессирующее развитие базовых отраслей – нефтегазового сектора, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства. На эти сферы в 2009/10 г. приходилось 86% валового выпуска продукции страны, в том числе доля горнодобывающей отрасли составила 48,4%.  
 
 
 

В конкуренции  за инвестиции 
 
Значительным рычагом подъема ведущих сфер экономики стало привлечение масштабных иностранных инвестиций, как прямых, так и портфельных. Эти инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны. 
 
Главная причина привлечения иностранных инвестиций заключалась в том, что как такового крупного национального капитала в стране не было в начальный период. Приватизация не привела к появлению капитала соответствующего уровня. Дело в том, что основные производительные силы Казахстана представляли отрасли тяжелой промышленности – капитало-энергоемкие производства, требующие значительного основного и оборотного капитала. Такова была сложившаяся утяжеленная структура национальной экономики. Существовавшие на тот момент производственные, финансовые отношения по своему потенциалу не соответствовали масштабам реальных производительных сил. И чтобы запустить крупные производства, вдохнуть в них жизнь, нужен был адекватный крупный капитал. В условиях крайнего дефицита финансовых ресурсов и полного отказа, а вернее сказать, отсутствия бывшего централизованного долгосрочного выделения капитальных вложений, нужно было во что бы то ни стало привлечь соответствующие инвестиции.  
 
Сейчас много говорят об условиях их привлечения. И действительно, тогда, когда страна встала на ноги, можно рассуждать об этих пресловутых условиях. Но в тяжелейший кризисный период привлекать иностранные инвестиции для практически неизвестной в мире страны было делом явно безнадежным, обреченным на провал. А выбора практически не было. Предстояло пройти изнурительный, изматывающий период доказательств принятия не всегда приятных обязательств перед немногочисленными в начальный период инвесторами. Но игра стоила свеч. На кону стояла экономическая независимость страны. 
 
Следует особо подчеркнуть, что на мировом рынке инвестиций конкуренция не ослабевает. За привлечение инвестиций ведут интенсивную и упорную борьбу практически все страны, включая США, ЕС, Китай, Индию и другие страны.  
 
По данным ЮНКТАД, в 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире достиг 1 244 млрд. долл. Крупнейшими получателями ПИИ стали США, Китай, Гонконг, Бельгия, Бразилия, Германия, Великобритания. В 2010 г. половину из 20 ведущих стран по поступлению ПИИ составили развивающиеся государства.

Объем прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Мир

818

681

557,8

742,1

945,8

1 411

1 833

1 449

1 185

1 244

США

159

63

53,1

135,8

104,8

236,7

232,8

324,6

153

228

Китай

47

52,7

53,5

60,6

72,4

72,7

83,5

108,3

95

106

Гонконг

24

10

14

33

35,9

41,2

60

59,6

52

69

Бельгия

-

15

33,3

43,6

33,9

71,9

40

110

24

62

Бразилия

22

17

10

16

15,5

18,8

35

45,1

26

48

Германия

21

36

29,2

-9,2

35,9

42,9

50,9

24,4

38

46

В/британия

53

28

16,8

55,9

193,7

139,5

224

91,5

71

46

Россия

2

3

7,9

15,4

12,8

28,7

52,5

75,5

36

41

Сингапур

15

16

11

21

20,1

 

20

10,9

15

39

Франция

50

49

42,5

32,6

81,06

81,1

158

62,3

34

34

Австралия

4

14

8

5

     

46,7

26

32

Сауд. Аравия

         

18

24,3

38,2

32

28

Ирландия

10

24

22,8

-10,6

-31,1

12,8

30

 

26

26

Индия

3

3

4

6

6,6

5,3

15,7

40,4

36

25

Испания

28

36

26

25

25

20

53

73,3

9

25

Канада

27

21

7,6

-0,4

28,9

69,01

108

55,3

21

23

Люксембург

 

117

3,9

5,8

7,2

29,3

 

9,3

30

20

Мексика

27

15

10

16

 

18,9

   

15

19

Казахстан*

4,6

4,1

4,6

8,3

6,4

10,6

18,5

19,8

18,9

17,3

Чили

4

2

3

6

 

9,9

   

13

15

Индонезия

               

5

13

Информация о работе Формирование национальной модели экономики