Формирование инвестиционного климата в Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе является инвестиционная деятельность в регионе.
Предмет исследования – инвестиционный климат Тюменской области.
Цель работы заключается в исследовании состояния и факторов инвестиционной деятельности в регионе, определении основных направлений и специфики инвестиционного климата в Тюменской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.
1.1. Понятие инвестиционной деятельности…………………………..………5
1.2. Понятие и условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата……………………………………………….……...13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
2.1. Анализ инвестиционного климата Тюменской области. Регулирование инвестиционной деятельности в регионе. ………………………………...…..20
2.2. Инвестиционный климат Тюменской области: проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....….40

Работа содержит 1 файл

курсовая инвестиц.климат.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

    Безусловно, кризис внес коррективы в структуру  и масштабы инвестиций. В 2009 году инвестиции в основной капитал сократились  на 3,2%. В 2010 году инвестиционный процесс активизировался. Объем инвестиций на 12,9% превысил уровень 2009 года в сопоставимой оценке и составил  549млн.руб. По итогам 2010 года в рейтинге Минрегионразвития первую строчку среди субъектов Российской Федерации по уровню инвестиций в региональную экономику заняла Тюменская область.

    В результате применения различных форм господдержки реального сектора  экономики области по сравнению  с докризисным 2008 годом объем  отгруженных товаров собственного производства по полному кругу предприятий в 2010 году вырос на 22%. Индекс промышленного производства за январь - декабрь 2010 года составил 128%, в том числе по обрабатывающим производствам - 121, 7%. В январе-мае 2011 года - 121,9% к соответствующему периоду 2010 года. Увеличился объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций. Тюменские предприятия продолжают осваивать новые технологии, внедряют современные разработки, в том числе и с помощью государственной поддержки.

    Внешнеторговый оборот Тюменской области за последние годы характеризуется положительным внешнеторговым сальдо, т.е. превышением экспорта над импортом. Совокупный внешнеторговый оборот Тюменской области за 2010 год составил более 748 миллионов долларов США, на долю экспорта пришлось почти 634 миллиона – это больше, чем в докризисный период. Лидером среди государств - партнеров региона стала Турция, на которую пришлось свыше 30 процентов всего денежного оборота. Чуть меньший экономический эффект принесло сотрудничество с Финляндией. Ее доля - четверть всех экспортных и импортных поставок. На третьем месте Польша - 14 процентов товарооборота, пять процентов пришлось на Казахстан, примерно по три на Венгрию, Нидерланды, Швецию, Словакию и Китай, по одному проценту - на Германию, Францию, Италию и США.

    В области зарегистрировано более 30 совместных предприятий с участием иностранного капитала. Большая часть из них  – в промышленности, строительстве, торговле, общественном питании. В совместной деятельности принимают участие  фирмы 35 стран. Ведущее место среди них занимают Кипр, США, Германия, Великобритания, Италия, Украина, Узбекистан. Ежегодно с 1994 года проводятся международные ярмарки. В г. Тюмени работает просторный Выставочный зал, Центр международной торговли; с 2004 г. – Региональный институт международного сотрудничества при ТюмГУ.

    Основным  экспортным товаром Тюменской области  является сырая нефть (более 90%). Кроме  того, экспортируются товары еще более 100 номенклатурных позиций, в том  числе различные продукты питания, продукция химической промышленности, аккумуляторы, двигатели и запчасти к ним, деревообрабатывающие станки, инструменты, электрооборудование, полуприцепы, контрольно-измерительные приборы, изделия из пластмасс и резины, лесо- и пиломатериалы, мебель, медицинские товары, текстильная продукция.

    Для увеличения доли экспорта продукции  несырьевого сектора экономики  Тюменской области разработан комплекс мер по стимулированию экспорта готовой  продукции с высокой долей  добавленной стоимости, включая  мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности промышленной продукции, производимой предприятиями региона. Для оптимизации структуры импорта разработаны мероприятия по увеличению выпуска импортозамещающих товаров народного потребления, реализации инвестиционных проектов по созданию импортозамещающих производств (с/х техники, оборудования и т.д.).

    Основную  долю в структуре импорта товаров  из стран ближнего и дальнего зарубежья  в Тюменскую область составляют машины, оборудование и наземные транспортные средства (более 70%), а также металлы и изделия из них, в основном свинцовое сырье, закупаемое ОАО «Тюменский аккумуляторный завод». Общее количество участников внешнеэкономической деятельности - 261 хозяйствующий субъект, среди которых ведущие позиции занимают ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ООО «Тобольск-Нефтехим», Тюменский фанерный комбинат, Тюменский аккумуляторный завод, авиакомпания «ЮТэйр». География внешнеэкономических связей предприятий юга области включает 76 стран.

      Таким образом, особенностями экономического развития и процессов инвестирования в Тюменской  области являются: 
- преобладания отраслей топливно-энергетического комплекса; 
-      постепенное повышение доли перерабатывающего сектора экономики, в том числе  переработка углеводородного  сырья; 
-    сохранение относительно высокого интереса иностранных инвесторов к освоению природных   ресурсов региона; 
-   наличие большого количества свободных земельных участков, пригодных для промышленного освоения, и крупных водных ресурсов; 
- наличие резервов мощностей по производству электроэнергии и благоприятных перспектив по созданию новых мощностей использованием в качестве топлива природного и попутного нефтяного газа; 
- более высокая по сравнению с европейской частью страны и другими регионами стоимость рабочей силы из-за наличия территориальных коэффициентов, северных надбавок и вследствие сложившихся стандартов оплаты труда; 
-   относительно высокая стоимость используемых в строительстве основных материальных ресурсов; 
- повышенный платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги; 
-  возможность появления в северных районах области значительного избыточного населения в связи с особенностями развития нефтегазовой промышленности; 
-     географическое положение региона, находящегося на стыке европейской и азиатской частей страны. 
          Из проведенного анализа вытекает, что основными направлениями повышения эффективности инвестиционной деятельности, в настоящее время     и в ближайшей    перспективе, будут:  
- улучшение воспроизводственной структуры капиталовложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса нового строительства в производственной сфере; 
- усовершенствование технологической структуры капитальных вложений, увеличение в их составе удельного веса оборудования и сокращение, соответственно, строительно-монтажных работ; 
- изменение отраслевой структуры капитальных вложений с точки зрения значительного повышения жизненного уровня населения, в пользу отраслей, которые вырабатывают продукты питания и предметы личного потребления (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, легкая и пищевая промышленность), сфера  обслуживания; 
- приоритетное обеспечение капитальными вложениями прогрессивных направлений научно-технического прогресса, которые способствуют снижению ресурсоемкости производства и повышению качества продукции; 
- увеличение объемов капитальных вложений на строительство комфортного жилья и других объектов общественного пользования и медицинского обеспечения;* -сбалансированность инвестиционного   цикла.

       
2.2. Инвестиционный климат Тюменской области: проблемы и перспективы.

     Пути  развития инвестиционной деятельности в области можно рассматривать  в двух направлениях. С одной стороны, перспективы инвестирования зависят от инвестиционной политики, проводимой субъектами федераций. С другой стороны, выбор путей развития можно рассматривать как выбор направлений приложения капитала.

     Реализация  государственной инвестиционной политики в отдельных субъектах федерации идет по пути принятия региональных инвестиционных программ, имеющих структуру и принципы, аналогичные федеральной концепции. Инвестиционная программа представляет собой совокупность инвестиционных проектов, выбранных на конкурсной основе, и позволяет сконцентрировать на решении неотложных задач средства как частных инвесторов, так и местных бюджетов. Это дает дополнительные гарантии инвесторам, делая территорию более привлекательной для инвестирования. Государственная поддержка может осуществляться посредствам предоставления бюджетных ссуд, товарных кредитов или участия в учреждении хозяйствующих единиц (при закреплении в государственной собственности части уставного капитала), льготного налогообложения.

      На  сегодняшний день ведется активная политика департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. На основе «Стратегии развития Тюменской области до 2020 года», которую в 2005 году разработало – Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский и проектный институт урбанистки» (г. Санкт-Петербург), была сформулирована задача - диверсификация структуры экономики и формирование кластеров развития.

    Для проведения независимого анализа отраслей экономики на предмет создания кластеров развития и в целом инвестиционного развития были привлечены крупные российские и международные консалтинговые компании, которые в течение 2006-2008 годов по заказу Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области разработали следующие стратегические документы:

- Стратегия инвестиционного развития транспорта и логистики Тюменской области
-
Стратегия инвестиционного развития легкой промышленности Тюменской области
-
Стратегия инвестиционного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года
Стратегия инвестиционного развития пищевой промышленности, сельского хозяйства и рыболовства в Тюменской области до 2020 года  
-    Стратегия развития строительного комплекса Тюменской области до 2020 года.

  Стратегия инвестиционного развития лесного комплекса до 2020 года .

    Что касается внешнеэкономической деятельности в Тюменской области, то здесь  можно выделить следующие проблемы, сдерживающие успешное развитие региона:

  1. Недостаточная профессиональная подготовка руководителей, ведущих менеджеров и менеджеров среднего звена в сферах инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
  2. Отсутствие единой информационной системы о порядке и условиях деятельности на внешнем рынке.
  3. Недостаточное развитие производственной, транспортно-логистической, таможенной и социальной инфраструктуры.
  4. Незначительная доля продукции, сертифицированной по международным стандартам, недостаточная активность внедрения систем качества и контроля на предприятиях.
  5. Отсутствие единой системы поддержки экспортной деятельности.
  6. Недостаточный уровень конкурентоспособности промышленной продукции, производимой предприятиями региона.
  7. Наличие большого количества негативных стереотипов у потенциальных инвесторов, недостаток информации о деятельности компаний.
  8. Несоответствие подготовленных инвестиционных проектов требованиям международных стандартов.

      Развитие малого и среднего предпринимательства служит основой для формирования благоприятного инвестиционного климата региона. Необходимо отметить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, создание новых предприятий. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.

Финансовые:

  • труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
  • труднодоступность лизингового механизма;
  • отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности предприятий.

Организационные:

  • недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
  • отсутствие специализированных площадей для ведения бизнеса;
  • сложность получения государственного и муниципального имущества для ведения бизнеса.

Внешняя среда и конъюнктура рынка:

  • высокий уровень конкуренции на рынках, по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • низкий спрос на продукцию местных товаропроизводителей, ввиду ее низкого качества;
  • низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности;
  • низкая экспортная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Перспективы развития предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных  проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера предпринимательства  может успешно развиваться. Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономики.

     Одним из источников внутренних инвестиций предполагается привлечение средств  населения. По данным некоторых авторов  на руках у населения находится  до 60 млрд. долларов, которые являются «мертвым грузом», неработающими деньгами. Необходимо создать такие условия, при которых бы произошло привлечение именно этих денег, из средств населения, что явилось бы значимым фактором для инвестиционной деятельности государства. Однако. Это можно лишь достичь путем повышения доверия государству среди населения.

     Стоит вопрос о развитии минерально-сырьевой базы добычи в южных районах Тюменской области, где развита инфраструктура и сосредоточены значительные ресурсы населения. Однако отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы от добычи углеводородного сырья в этих районах незначительные. Распределение средств от части добычи углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов в эти районы позволило бы создать базы добычи на обжитых южных территориях Западной Сибири.

     Важным  направлением активизации инвестиционной деятельности предприятий, является политика реструктуризации задолженности предприятий перед региональным бюджетом. Так, администрация Ханты-Мансийского автономного округа использует особую форму поддержки инвестиционной деятельности предприятий нефтяной промышленности от уплаты долгов по налогам при условии гарантий реализации инвестиционных проектов по обновлению и реконструкции.

Информация о работе Формирование инвестиционного климата в Тюменской области