Формирование инвестиционного климата в Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе является инвестиционная деятельность в регионе.
Предмет исследования – инвестиционный климат Тюменской области.
Цель работы заключается в исследовании состояния и факторов инвестиционной деятельности в регионе, определении основных направлений и специфики инвестиционного климата в Тюменской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.
1.1. Понятие инвестиционной деятельности…………………………..………5
1.2. Понятие и условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата……………………………………………….……...13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
2.1. Анализ инвестиционного климата Тюменской области. Регулирование инвестиционной деятельности в регионе. ………………………………...…..20
2.2. Инвестиционный климат Тюменской области: проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....….40

Работа содержит 1 файл

курсовая инвестиц.климат.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     Важным  по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления  проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития. В настоящее время денежный капитал – ощутимо дефицитный ресурс отечественной экономики. До сих пор у нас не разработана единая концепция развития банковской системы страны. По-прежнему недооценивается роль региональных банков. Проблема их развития тесно связана с вопросами денежно-кредитной политики, формированием бюджета и прогноза социально-экономического развития страны на ближайший год.

     Следует сделать вывод, что поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

    Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование  сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется  воздействием следующих основных факторов:

    1. Геополитическое положение региона  и его природно-ресурсный потенциал.  Приграничное положение региона,  прохождение через его территорию  важнейших транспортных путей,  в том числе для осуществления  внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.

    Наличие собственной сырьевой базы, с одной  стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.

    2. Производственный и финансовый  потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой  производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

    3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки,  биржи, оптово-розничные фирмы,  торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.

    Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала,  возможности  мобилизации финансовых ресурсов для  инвестирования за счет привлечения  средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

    4. Налоговая политика. Органы власти  и управления субъектов Российской  Федерации располагают широкими  возможностями влияния на инвестиционный  климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.

    5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность  межнациональных, межбюджетных  отношений, нестабильность социально-политической  ситуации в регионе, наличие  острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.

         Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.

     В экономике рыночного типа, к которой в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА ТЮМЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ. 

2.1. Анализ инвестиционного климата Тюменской области. Регулирование инвестиционной деятельности в регионе. 

      На  территории Тюменской области основным регулирующим законодательным актом  является Закон «Об инвестиционной деятельности в Тюменской области». Данный закон определяет правовые и  экономические основы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области[1]. Согласно Закону, субъектами инвестиционной деятельности признаются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие лица. Объектами инвестиционной деятельности на территории Тюменской области признаются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады и так далее.

      Согласно  этому же Закону, инвестиционная программа  Тюменской области состоит из трех блоков:

1.   Социальный - целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, направленные на достижение положительного социального эффекта, целью которых не является извлечение прибыли.

2. Коммерческий - целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, целью которых является извлечение прибыли.

3. Инновационный  - целевые программы и отдельные  инвестиционные проекты, имеющие  целью разработку и внедрение  новых технологий, обеспечивающих  ускоренное развитие производственной, социальной и финансовой сфер экономики области.

      Государственной поддержкой в Тюменской области  пользуются инвестиционные проекты, предполагающие размещение инвестиционных средств  в следующие направления развития экономики Тюменской области:

- целевые  программы, входящие в инвестиционную программу Тюменской области и реализуемые в Тюменской области;

- сферы  экономики области, определяемые  как приоритетные направления  инвестиционной деятельности;

- поддержка  товаропроизводителей и субъектов  малого предпринимательства в Тюменской области.

      Законодательство  Тюменской области формирует благоприятную инвестиционную инфраструктуру всего региона.

В отношении  Уральского федерального округа изучение инвестиционной структуры особенно важно, учитывая его вклад в общероссийские показатели. В настоящее время доля федерального округа - 23% российских инвестиций в основной капитал и около 14 % всех иностранных вложений в Россию.

      По  степени инвестиционной активности субъекты Федерации, входящие в Уральский  федеральный округ существенно  дифференцированы. Инвестиционная структура  различается между отраслями  экономики и регионами, значительно  сильнее, чем это наблюдалось  в советский период или в настоящее время в экономиках развитых стран. Хотя региональные особенности инвестиционной структуры сформировались под влиянием экономико-географических особенностей территории и исторически сложившегося потенциала развития территории их своеобразие во многом связано с формированием нового экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития последних 12 лет.

      Тюменская область уже длительное время  относится к числу регионов России с наиболее высокой инвестиционной активностью. Конечно, существенную роль в данном развитии играет характерное для отдаленных и северных районов удорожание строительных и транспортных работ. Однако и в сопоставительном виде, то есть с уменьшением средних показателей по области в 2-2,5 раза, объемы капиталовложений на человека составляют 4-5 млн. руб., то есть все равно значительно превышают среднероссийские показатели. 
          Особенно интенсивное капитальное строительство сохраняется на территории автономных округов. Отчетные данные по инвестициям в расчете на жителя здесь превышают среднероссийские показатели в 9,7 раза, а резкое различие связано в первую очередь с высокой капиталоемкостью производств топливно-энергетического комплекса, составляющих основу экономики северных территорий. Нефтяная и газодобывающая промышленность в связи с естественным исчерпанием ранее введенных в разработку месторождений не может поддерживать дополнительные объемы производства без постоянного освоения новых запасов, поэтому на единицу товарной продукции у них выше потребность в инвестициях. 
         Для иллюстрации состояния инвестиционной активности целесообразно использовать не только стоимостные, но и натуральные показатели, среди которых важное значение имеют масштабы ввода жилья. В недавнем прошлом Тюменская область относилась к числу регионов с особо высокой интенсивностью жилищного строительства. Достаточно отметить, что ввод жилых домов достигал 1м2 на жителя в год. Тем не менее эта величина выше, чем в среднем по стране и составляет 0,3м2. 
Особенность инвестирования в область связана с рассредоточением строительных работ на большие территории, на сооружение относительно небольших по стоимости отдельных объемов. При освоении нефтяных и газовых месторождений строительные работы выполняются в общей сложности на площади в несколько десятков тысяч кв.км.. в первой половине 90-х годов было относительно немного объектов с высокой концентрацией затрат на единицу площади. К ним можно отнести электростанции, заводы по переработке нефти и газового конденсата, установки комплексной подгонки газа. Но данные объекты занимают сравнительно небольшую долю в общих инвестициях. 
           Специфична для региона и структура выполняемых в строительстве работ в натуральном виде. В области кроме бурения скважин велика доля работ по сооружению трубопроводов, автодорог, линий электропередач, технологических резервуаров. 
            В общем объеме капиталовложений подавляющая часть (82-84%) приходится на производственное строительство, причем эта доля существенно выше, чем в среднем по России (56%). В отраслевой структуре производственных инвестиций ведущее место занимает промышленность (81-83%), в том числе нефтегазовая (78-80%). На остальные отрасли промышленности вместе взятые приходится только около трех процентов валовых производственных инвестиций  в регионе. 
           Инвестиционная деятельность во многом зависит от сложившегося инвестиционного климата. Инвестиционный климат в регионе оценивают с двух сторон. Во-первых, определяется его тип путем сравнения динамики валовых инвестиций и эффективности их использования в регионе со среднероссийским: инвестиционный климат считается относительно благоприятным, если она лучше, чем в среднем по стране. Такая оценка довольно надежна, но фиксирует только следствия, нечего не говоря о причинах. Поэтому, во-вторых, рейтинг региона рассчитывается по факторам, в совокупности характеризующим инвестиционный климат. 
К основным факторам, определяющим инвестиционный климат относятся: 
- социально - экономический потенциал региона; 
- собственный инвестиционный   потенциал    региона; 
- приток внешних инвестиций; 
- нормативно-правовая база привлечения инвестиций; 
- уровень развития рыночной инфраструктуры.  
Каждый из них складывается из ряда компонентов, которые в свою очередь являются самостоятельными, то есть оценка инвестиционного климата имеет многоуровневую структуру.

    Регион  занимает удобное географическое положение: он расположен в центре России, через  него проходят практически все стратегические транспортные магистрали, включая Транссибирскую железнодорожную магистраль и автомобильные дороги федерального значения. Кроме того, область имеет общую границу с Республикой Казахстан, внешнеторговый оборот с которой с каждым годом значительно растет. Наличие ресурсной базы (нефть, лес, глина, пески, торф и др.) и квалифицированных кадров являются одними из решающих факторов для развития бизнеса и реализации инвестиционных проектов в регионе.

Приток  капитала в регион позволит решить такие проблемы социально - экономического развития, как:

  • расширение и диверсификация экспортного потенциала;
  • развитие импортозамещающих производств;
  • развитие новых производств на основе передовых технологий и современного опыта;
  • формирование конкурентной рыночной среды;
  • увеличение положительного сальдо областного внешнеторгового оборота;
  • улучшение финансово-экономического положения предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;
  • дальнейшее развитие производственной инфраструктуры.

      Главной задачей региональной инвестиционной политики является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных иностранных и российских инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно - правовой базы и государственной поддержки наиболее значимых инвестиционных проектов.

      Существенный  вклад в развитие экономики области  оказывают инвестиции, поступившие  от иностранных и российских инвесторов. Тюменская область обладает достаточным  потенциалом и возможностями  по привлечению инвестиционного капитала. Для этого разрабатываются инвестиционные проекты и предложения, имеющие общеобластное значение, проводятся презентационные работы по представлению инвестиционного потенциала региона заинтересованным инвесторам, разрабатываются отраслевые стратегии инвестиционного развития с целью проведения комплексного анализа различных секторов экономики области и формирования механизма привлечения инвестиционного капитала. Результатом всей указанной деятельности станет увеличение объема иностранных и российских инвестиций в Тюменскую область, обеспечивающих устойчивый рост экономики региона.

Информация о работе Формирование инвестиционного климата в Тюменской области