Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:14, контрольная работа
Целью работы является анализ социально-экономических основ муниципального хозяйства и место муниципального уровня в структуре отраслей социальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать место муниципального хозяйства в экономической системе местного самоуправления;
1. Муниципальное хозяйство в экономической системе местного самоуправления
1.1. Муниципальное хозяйство: сущность и основные черты
1.2. Структура муниципального хозяйства
2. Основные модели муниципального хозяйства
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления
2.2. Система муниципального обслуживания
3. Ресурсы муниципального образования
3.1. Классификация ресурсов муниципального образования
3.2. Эффективность использования ресурсов муниципального образования
4. Эффективное развитие муниципального хозяйства
4.1. Сущность, цели и результаты развития муниципального хозяйства
4.2. Социально-экономическое развитие муниципального образования
Заключение
Список использованной Литературы
1. Функция «целепологание» предусматривает выявление целей субъектов самоуправления: от самых общих до конкретных и частных. Необходима выработка целевых установок в отраслевом резерве по направлениям социально-бытовой инфраструктуры: жилье, здравоохранение, образование, культура, искусство, спорт, физкультура, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Важно обеспечить также территориальный резерв: вертикаль «город - район - микрорайон», «район - микрорайон» (для городов с районным делением, в которых район является муниципальным образованием). Это позволит комплексно оценить потребности конкретных жителей конкретных микрорайонов. Известно, что в одном административно-
2. Функция «организация» при осуществлении местного самоуправления требует формирования системы органов, которые являлись бы подотчетными населению района и обеспечивали бы разработку стратегии, способствующей повышению уровня жизни населения и решению текущих задач жизнеобеспечения[17].
Под организацией понимается процесс распределения работы среди сотрудников, их групп или подразделений и т. п., а также координация их действий. Организация есть нечто большее, чем простая сумма ее составляющих. Распределение работы в принципе означает создание формальной структуры органов самоуправления. Наряду с формальной складывается и неформальная структура.
В настоящее время наиболее организованными в достижении своих целей оказываются представители высокодоходных слоев населения. Организационные формы, необходимые для их обслуживания, при достижении поставленных целей интенсивно развиваются: это и соответствующие риэлтерские фирмы по приобретению недвижимости, предприятия по обслуживанию, ориентированные на элитное потребление, и т. д.
3. Функции «стимулирование» и «координация» могут быть реализованы в системе самоуправления на основе бюджетного регулирования и привлечения средств населения.
Исторически сложилась определенная система финансирования социальной сферы. В основном использовались два источника финансирования: это средства бюджетов и средства населения. При этом ряд отраслей, таких как образование, здравоохранение, полностью находился на бюджетном финансировании.
Другие отрасли (например, торговля, общественное питание, общественный транспорт) свои текущие затраты покрывали из средств населения. Однако дополнительные инвестиции в развитие даже этих отраслей осуществлялись из бюджета.
В современных условиях ограниченности ресурсов, и, прежде всего, бюджетных, задача заключается не только в оптимизации использования бюджета, но и в поиске дополнительных источников финансовых ресурсов для решения социальных проблем в муниципальном образовании.
4. Функции «контроль и учет» при организации самоуправления населения в условиях обеспечения реализации всех выше-указанных методов и форм наполняются реальным содержанием. Население может и должно выполнять контрольные функции, заключающиеся, во-первых, в контроле за реализацией антикризисной программы социального развития района и микрорайонов; во-вторых, в контроле за целевым использованием средств районного бюджета, инвесторов и привлеченных средств населения и, в-третьих, в контроле за созданием и функционированием системы социальной защиты[18].
Развитие муниципального хозяйства в науке подразделяется на два типа: эндогенное и экзогенное (в зависимости от того, куда идут и как распространяются импульсы и волны развития).
Под эндогенным развитием понимается развитие, вызываемое внутренними причинами; экзогенное развитие - это развитие под воздействием внешних причин. Также выделяют интенсивный и экстенсивный типы развития муниципального хозяйства, ускоренный и замедленный.
В рыночной экономике деятельность местного правительства не связана прямо с повышением эффективности производства и прибыльности предприятий. Функции местного правительства – удовлетворение социальных потребностей населения, повышение качества жизни. Экономика лишь одно из средств реализации социальных интересов. Социальная ориентация четко просматривается даже в экономических целях местных правительств, главными и из которых являются:
- экономическая стабильность через создание условий для удовлетворения потребностей в факторах производства;
- создание широкой экономической базы занятости населения[19].
Для наиболее эффективного регулирования социально-экономического развития муниципального образования следует использовать современные технологии и механизмы развития муниципального хозяйства. В системе муниципального хозяйства можно задействовать следующие механизмы и технологии дополнительного ресурсного обеспечения муниципального образования.
1. Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
2. Выравнивание, которое осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.
3. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
4. Привлечение иных средств финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития. В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.
5. Муниципальные заимствования. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг.
6. Создание межмуниципальных хозяйственных обществ. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
7. Образование некоммерческих организаций муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
8. Использование временной финансовой администрации. Она создается для преодоления признаков устойчивой неплатежеспособности муниципальных образований.
Целевая комплексная программа социально-экономического развития муниципального хозяйства - это адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.
Программа развития муниципального образования позволяет, во-первых, увязать действия участников производственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.
Вследствие этого разработка комплексных программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетания отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров в развитии территории муниципального образования.
Следует отметить, что программы взаимосвязаны между собой. В частности, социально-экономические выступают целевыми, а научно-технические и производственно-
Основное содержание долгосрочной программы составляет наиболее значимая цель, а также характеристики комплекса мероприятий, ресурсов, используемых для ее достижения.
Разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного плана-прогноза, а программы выступают как предплановые документы. Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных ресурсов.
Все функции муниципального хозяйства должны быть связаны не только с прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, но и с долгосрочным индикативным планированием.
Изучение социально-экономических проблем развития муниципальной экономики должно быть системным и непрерывным, взаимоувязанным с исследованиями других уровней территориального, межтерриториального, общественного развития на современном этапе противоречивого становления рыночных отношений в России. Многое нужно переосмыслить в сети действия системы отраслевых и муниципальных интересов и выбора наиболее приемлемых путей их сочетания, следует обобщать первый опыт воздействия рождающихся рыночных отношений на формирование городской инфраструктуры, новой разработки требует система стратегического планирования развития муниципальных ареалов – приоритеты и последовательность осуществления программ, правовое и организационное обеспечение их разработки и реализации.
Вопросы развития муниципальной экономики занимали и занимают значительное место в экономической теории. Проблемы и тенденции развития городского хозяйства (в советские времена являвшегося определенным аналогом муниципального) исследованы и обобщены в работах многих авторов. Здесь глубоко проработаны различные аспекты управления городами, однако большинство этих исследований проведено в дореформенный период и было направлено на совершенствование планово-директивной системы управления городами.
Современная социально-экономическая ситуация отличается значительным обострением противоречий, связанным с переводом экономики на рыночные отношения, приватизацией собственности, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением социальных гарантий населению. Все это обуславливает необходимость критического переосмысления теоретических положений и осуществления новых исследований в области муниципальной экономики.
1. Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 года) // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 2005 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
4. Васильев М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики. Ростов н/Д, 2002.
5. Васильев М.В. Структура местного хозяйства в современной России. Ростов н/Д, 2002.
6. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Л.: Госиздат, 1928.
7. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М., 2004.
8. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.Н Основы муниципальной экономики. М.: «Весь Мир», 2000.
9. Максимова Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в РФ // Финансы. 2002. № 8.
10. Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992.
11. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: «Дело», 2000.
12. Широков А.Л., Юркова С.П. Основы управления муниципальной собственностью. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2002.
[1] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Л.: Госиздат, 1928. С. 437-439.
[2] Васильев М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики. Ростов н/Д, 2002.
[3] Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Основы муниципальной экономики. М.: «Весь Мир». 2000. С. 63.
[4] Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело,2000. С. 52-57.
[5] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября; Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 г.) // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998.
[6] Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. М., 1997. С. 22-23.
[7] Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. С. 411.
[8] Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 65.
[9] Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 г.) // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998.
[10] Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 68.
[11] Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 67.
[12] Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Указ. соч. С. 112.
[13] Широков А.Н., Юркова С.Н. Основы управления муниципальной собственностью. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2002. С. 29.
[14] Широков А.Н., Юркова С.Н. Указ. соч. С. 30-32.
[15] Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 89-92.
[16] Максимова Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в РФ // Финансы.2002. № 8.
[17] Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 125.
[18] Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 126.
[19] Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Указ. соч. С. 100-101.
Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства