Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:14, контрольная работа
Целью работы является анализ социально-экономических основ муниципального хозяйства и место муниципального уровня в структуре отраслей социальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать место муниципального хозяйства в экономической системе местного самоуправления;
1. Муниципальное хозяйство в экономической системе местного самоуправления
1.1. Муниципальное хозяйство: сущность и основные черты
1.2. Структура муниципального хозяйства
2. Основные модели муниципального хозяйства
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления
2.2. Система муниципального обслуживания
3. Ресурсы муниципального образования
3.1. Классификация ресурсов муниципального образования
3.2. Эффективность использования ресурсов муниципального образования
4. Эффективное развитие муниципального хозяйства
4.1. Сущность, цели и результаты развития муниципального хозяйства
4.2. Социально-экономическое развитие муниципального образования
Заключение
Список использованной Литературы
7
Содержание
Введение
1. Муниципальное хозяйство в экономической системе местного самоуправления
1.1. Муниципальное хозяйство: сущность и основные черты
1.2. Структура муниципального хозяйства
2. Основные модели муниципального хозяйства
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления
2.2. Система муниципального обслуживания
3. Ресурсы муниципального образования
3.1. Классификация ресурсов муниципального образования
3.2. Эффективность использования ресурсов муниципального образования
4. Эффективное развитие муниципального хозяйства
4.1. Сущность, цели и результаты развития муниципального хозяйства
4.2. Социально-экономическое развитие муниципального образования
Заключение
Список использованной Литературы
Актуальность выбранной темы работы обусловлена, во-первых, ролью, которую играет муниципальное хозяйство в жизнеобеспечении населения локальных территорий, формируя фактически основные сферы его жизнедеятельности на первичном территориальном уровне. Во-вторых, муниципальное хозяйство является экономической базой местного самоуправления. В-третьих, муниципальное хозяйство мобилизует и использует ресурсно-производственный и социальный потенциал первичных территориальных структур – муниципальных образований. В-четвертых, муниципальное хозяйство имеет важное значение в организации отраслей социальной сферы. На современном этапе развития российской экономики требуется анализ и обобщение опыта, накопленного за годы реформ, муниципальным хозяйством в условиях неотработанных правовых норм, неотрегулированности экономических отношений, игнорирования социальных приоритетов. Они должны послужить базой выработки перспективных подходов к формированию структуры и условий функционирования муниципального хозяйства.
К настоящему времени опубликовано большое число работ, посвященных различным аспектам анализа муниципального хозяйства. Это труды М.В. Васильева "Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики" (Ростов н/Д, 2002) и "Структура местного хозяйства в современной России" (Ростов н/Д, 2002), А.Г. Воронина "Муниципальное хозяйствование и управление" (М., 2004), Ю.В. Филиппова и Т.Т. Авдеевой "Основы развития местного хозяйства" (М., 2000), А.Н. Швецова "Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля" (М., 2002) и др.
Однако эти исследования носят в большей мере правовой, чем экономический характер. Это объясняется тем, что муниципальное хозяйство как экономическая целостность с совокупностью хозяйственных отношений и связей только начинает формироваться, причем скорее на основе правовых решений, принятых на федеральном или региональном уровнях власти, а не на основе потребностей внутреннего развития территорий. Этим во многом объясняется и интерес в исследованиях муниципальной сферы к управленческим (формируются новые властно-управленческие структуры), коммунально-бытовым и жилищным (коммунально-бытовая сфера в результате приватизации оказалась практически вся в ведении муниципальных служб) проблемам. Муниципальный уровень социальной инфраструктуры, как правило, рассматривается в исследованиях последних лет конкретно в разрезе отдельных отраслей. В результате, муниципальное хозяйство как экономическая целостность, его политико-экономические основы и место в нем отраслей социальной инфраструктуры исследованы недостаточно, что и предопределило выбор темы работы, ее цели и задачи.
Целью работы является анализ социально-экономических основ муниципального хозяйства и место муниципального уровня в структуре отраслей социальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать место муниципального хозяйства в экономической системе местного самоуправления;
- исследовать основные модели муниципального хозяйства;
- изучить ресурсы муниципального образования;
- выявить пути эффективного развития муниципального хозяйства.
Объект исследования – муниципальное хозяйство, его социально-экономические основы и структура.
Предмет исследования – система социально-экономических отношений в муниципальном хозяйстве, его взаимосвязи с региональным и федеральным уровнями в сфере социальной инфраструктуры.
Целью совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления является повышение эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
Ключевыми задачами в этой сфере являются совершенствование системы местного самоуправления; приведение компетенции муниципальных образований в соответствие с их ролью в системе власти и общественном хозяйстве; совершенствование структуры органов местного самоуправления; создание территориальной структуры местного самоуправления, обеспечивающей его реальное осуществление на всей территории Российской Федерации; обеспечение соответствия финансовых и материальных средств, находящихся в муниципальной собственности, полномочиям органов местного самоуправления; повышение эффективности управления муниципальным хозяйством.
В основе развития местного самоуправления лежат экономические процессы. Следовательно, экономическую деятельность местного сообщества можно описать через понятие «муниципальное хозяйство». Муниципальное хозяйство можно рассматривать как инструмент, с помощью которого органы местного самоуправления осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность. Эта категория имеет множество толкований, предопределяемых различным пониманием ее сущности.
Раскроем некоторые из встречающихся в литературе определений муниципального хозяйства.
Первая точка зрения представлена классиками муниципальной науки (Л.А. Велихов). Это деятельность населения и органов местного самоуправления с использованием муниципальной собственности по воздействию на поведение хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности в интересах населения.
Вторая точка зрения сводит муниципальное хозяйство к совокупности предприятий и организаций муниципальной собственности, т. е. речь идет о коммунальном хозяйстве.
Третья точка зрения относит к муниципальному хозяйству хозяйствующие субъекты, действующие в границах муниципального образования и в определенной законом степени подвластные муниципалитету.
Четвертая точка зрения признает муниципальным хозяйством хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и других форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.
В понимании муниципального хозяйства наиболее полной и системной представляется точка зрения Л.А. Велихова. Под муниципальным хозяйством он понимает совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения[1].
Муниципальное хозяйство имеет целью решение местных вопросов, т.е. вопросов местного значения. Результатом такой деятельности пользуются все жители муниципального образования, они выступают «заказчиками» услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства. В основе данного процесса находится осуществление собственных полномочий органами местного самоуправления[2] (рис. 1).
Рис. 1. Система муниципального хозяйства
Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого, можно выделить три элемента в системе муниципального хозяйства: органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения муниципального образования; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их устав, назначают и увольняют их руководителей; a предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Их взаимоотношения с органами местного самоуправления построены на договорной основе, что дает право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность[3]. Можно рассмотреть трактовку субъектов муниципального хозяйства, предложенную Ю.В. Филипповым и Т.Т. Авдеевой. Они также выделяют три элемента муниципального хозяйства:
- домашние хозяйства;
- предпринимательский сектор;
- местное правительство.
Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения муниципального образования. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.
Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в на-стоящее время получает все более широкое распространение[4].
Реализуя цель муниципального хозяйства, органы местного самоуправления решают вопросы местного самоуправления двух видов: a опросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; a опросы местного значения межпоселенческого характера часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.
Взаимосвязи между экономическими субъектами муниципального хозяйства осуществляются с помощью рынков факторов производства и потребительских товаров.
Для экономики муниципального хозяйства важное значение имеют три типа местных рынков, выступающих основой развития муниципального образования и реализации институтов местного самоуправления:
- рынок труда;
- рынок жилья;
- рынок капитала.
Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Рассмотрим подробнее типы муниципальных образований:
- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- внутригородская территория города федерального значения -часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений[5].
Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:
- муниципализация;
- муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
- муниципально-концессионная;
- концессия.
Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда местное самоуправление становится по существу собственником предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.
Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства