Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Исторические аспекты фискальной политики……………..…………...6
Взгляды великих экономистов в отношении фискальной политики………….6
Глава II Теоретические основы фискальной политики………………....…….11
Понятие, цели фискальной политики………………………………………11
Типы фискальной политики………………………………………………...12
Дискреционная политика государства……………………………………..13
Недискреционная политика государства…………………………………..15
Проблемы при проведении фискальной политики………………………..17
Глава III Реализация фискальной политики в России…………………...……19
Фискальная политика в России………………………………………………....19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25
Предположение Кейнса и его последователей, основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. Эффект мультипликатора - влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта. Кейнс взял фискальную политику за основу государственного регулирования экономикой. К встроенным стабилизаторам он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице. По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между правительственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на данной налоговой системе и текущей структуре государственных расходов.
Глава II Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие, цели фискальной политики
Бюджетно-налоговая (фискальная политика) – меры правительства по уменьшению государственных расходов, налогообложения и состояние государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.
Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый»
используют его синоним «фискальный» (от лат. “fiscus” - государственная
казна и “ fiscalis” - относящийся к казне).
Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Основные задачи фискальной политики:
Инструментарий
фискальной политики включает: манипуляцию
различными видами налогов и налоговых
ставок, кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным
Различные
инструменты по-разному
Объем частного
потребления скорее зависит не от
национального, а от располагаемого
дохода. Трансфертные платежи косвенно
влияют на потребительский спрос, увеличивая
располагаемый доход
1.2 Типы фискальной политики
Экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:
Дискреционная, (активная политика) – сознательное манипулирование налогами и расходами.
Инструменты:
Недискреционная «автоматическая», (пассивная политика) – необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.
Инструменты:
- изменения в налоговых поступлениях
- пособии по безработице и другие социальные выплаты
- субсидии фермерам
1.3 Дискреционная политика государства
Дискреционная политика делится на два типа:
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов.
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограни кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас.
Сдерживающая бюджетно-
В краткосрочной
перспективе эти меры позволяют
снизить инфляцию спроса ценой роста
безработицы и спада
В более
долгом периоде растущий налоговый
клин может послужить основой
для спада совокупного
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
При дискреционной
политике государство сознательно
регулирует налогообложение и бюджетные
расходы для улучшения
1.4 Недискреционная фискальная политика (встроенные стабилизаторы)
Встроенный стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.
К автоматическим
стабилизаторам относятся: подоходный
налог, косвенные налоги (в первую
очередь, налог на добавленную стоимость),
пособия по безработице и социальные
выплаты. В период спада встроенные
стабилизаторы приводят к уменьшению
налоговых поступлений в
Встроенные стабилизаторы не следует смешивать с такими элементами самоорганизации рыночного механизма, как: гибкость цен, перелив капиталов из нерентабельных в прибыльные отрасли, формирование потребительского спроса не только в зависимости от текущего, но и от ожидаемого в будущем дохода.
Фискальная
политика, основанная на встроенных стабилизаторах,
использует такой механизм, который
без участия государства
Такими
автоматическими
Встроенные
стабилизаторы не устраняют причин
циклических колебаний
1.5 Проблемы при проведении фискальной политики
Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше
проблем возникает при
Глава III Реализация фискальной политики в России
Фискальная политика в России
Становление и развитие рыночной экономики привели к коренной перестройке бюджетного процесса и серьезным изменениям в бюджетной политике государства.
Политическая экономическая и финансовая неустойчивость в стране с переходной экономикой обусловили выбор главной цели бюджетной политики государства в 1990-ые годы – снижение бюджетного дефицита. Ее реализация происходила в условиях возрастания государственного долга и снижения собираемости налогов. Свою неспособность собирать налоги правительство пыталось компенсировать эмиссией своих ценных бумаг. В результате чрезмерный оборот государственных ценных бумаг, захлестнул финансовый рынок, отвлекая денежные средства от реального сектора экономики. Непродуманность бюджетной политики закономерно привела экономику страны к дефолту в августе 1998 года.
Предпринятые в последние годы меры по совершенствованию бюджетной политики в стране привели к росту ее эффективности, о чем свидетельствует, в частности, некоторый рост доходной части консолидированного бюджета, прежде всего за счет налоговых поступлений. Однако слабость современной бюджетной системы Российской Федерации очевидна.