Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Исторические аспекты фискальной политики……………..…………...6

Взгляды великих экономистов в отношении фискальной политики………….6

Глава II Теоретические основы фискальной политики………………....…….11

Понятие, цели фискальной политики………………………………………11

Типы фискальной политики………………………………………………...12

Дискреционная политика государства……………………………………..13

Недискреционная политика государства…………………………………..15

Проблемы при проведении фискальной политики………………………..17

Глава III Реализация фискальной политики в России…………………...……19

Фискальная политика в России………………………………………………....19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

фискальная политика курс.docx

— 47.99 Кб (Скачать)

Предположение Кейнса и его последователей, основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. Эффект мультипликатора - влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта. Кейнс взял фискальную политику за основу государственного регулирования экономикой. К встроенным стабилизаторам он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице. По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между правительственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на данной налоговой системе и текущей структуре государственных расходов.

 

 

 

 

Глава II   Теоретические основы фискальной политики

1.1        Понятие, цели фискальной политики

 

Бюджетно-налоговая (фискальная политика) – меры правительства  по уменьшению государственных расходов, налогообложения и состояние государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

     Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый»

используют его синоним «фискальный»  (от лат. “fiscus” - государственная

казна  и  “ fiscalis”  - относящийся к казне).

Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

 

Основные  задачи фискальной политики:

    • устойчивый рост национального дохода
    • умеренные темпы инфляции
    • полная занятость
    • сглаживание циклических колебаний экономики

 

Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных  закупок имеется еще один вид  госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе.

Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия  на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к  сокращению не только потребительских  расходов, но и сбережений.

 

 

 

1.2        Типы фискальной политики

 

Экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:

 

    • дискреционную
    • недискреционную

 

Дискреционная, (активная политика) – сознательное манипулирование налогами и расходами.

 

Инструменты:

    • общественные работы
    • изменение трансфертных платежей
    • манипулирование налоговыми ставками

 

Недискреционная «автоматическая», (пассивная политика) – необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

 

Инструменты:

    • встроенные стабилизаторы:

- изменения  в налоговых поступлениях

- пособии по безработице и другие социальные выплаты

- субсидии  фермерам

 

 

 

1.3        Дискреционная политика государства

 

Дискреционная политика делится на два типа:

    • стимулирующая
    • рестриктивная

  Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной  перспективе имеет своей целью  преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов.

В более  долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограни кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной  перспективе эти меры позволяют  снизить инфляцию спроса ценой роста  безработицы и спада производства.

В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создастся приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

В краткосрочной  перспективе меры бюджетно-налоговой  политики сопровождаются эффектами  мультипликаторов государственных  расходов, налогов и сбалансированного  бюджета.

При дискреционной  политике государство сознательно  регулирует налогообложение и бюджетные  расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность.

 

 

 

1.4 Недискреционная фискальная политика (встроенные стабилизаторы)

 

Встроенный  стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.

К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный  бюджет, росту социальных выплат и  дефициту государственного бюджета. В  период подъема, наоборот.

Встроенные  стабилизаторы не следует смешивать  с такими элементами самоорганизации  рыночного механизма, как: гибкость цен, перелив капиталов из нерентабельных в прибыльные отрасли, формирование потребительского спроса не только в зависимости от текущего, но и от ожидаемого в будущем дохода.

Фискальная  политика, основанная на встроенных стабилизаторах, использует такой механизм, который  без участия государства устраняет  неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы  налогов. Одновременно уменьшается  безработица и улучшается положение  малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий  по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая  величина совокупного спроса, чем  сдерживается неумеренный экономический  рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная  способность населения, что способствует выходу из кризиса.

 

Такими  автоматическими стабилизаторами  являются:

    • прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
    • пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.

 

Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

 

 

 

1.5        Проблемы при проведении фискальной политики

 

Оценка  эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

 

    • наличие временного блага между принятием решений и их воздействием на экономику
    • административные задержки
    • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III   Реализация фискальной политики в России

Фискальная  политика в России

 

Становление и развитие рыночной экономики привели  к коренной перестройке бюджетного процесса и серьезным изменениям в бюджетной политике государства.

Политическая  экономическая и финансовая неустойчивость в стране с переходной экономикой обусловили выбор главной цели бюджетной политики государства в 1990-ые годы – снижение бюджетного дефицита. Ее реализация происходила в условиях возрастания государственного долга и снижения собираемости налогов. Свою неспособность собирать налоги правительство пыталось компенсировать эмиссией своих ценных бумаг. В результате чрезмерный оборот государственных ценных бумаг, захлестнул финансовый рынок, отвлекая денежные средства от реального сектора экономики. Непродуманность бюджетной политики закономерно привела экономику страны к дефолту в августе 1998 года.

Предпринятые  в последние годы меры по совершенствованию  бюджетной политики в стране привели  к росту ее эффективности, о чем  свидетельствует, в частности, некоторый  рост доходной части консолидированного бюджета, прежде всего за счет налоговых  поступлений. Однако слабость современной  бюджетной системы Российской Федерации  очевидна.

Информация о работе Фискальная политика