Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:13, лекция
Фискальная политика( от лат. fiscus - государственная казна) - особая форма экономической политики, которая реализуется посредством изменений, вносимых правительством в размеры и условия налогообложения, а также в объемы, структуру и порядок осуществления государственных расходов.
Ее материальной основой служат значительные финансовые ресурсы, которые централизовано аккумулируются государством и в последствии перераспределяются по каналам государственного бюджета.
Проводимая государством фискальная политика включает в себя два относительно независимых компонента: так называемую дискреционную фискальную политику и политику встроенных стабилизаторов.
1.Фискальная политика, ориентированная на совокупный спрос.
2.Фискальная политика, ориентированная на совокупное предложение. Кривая А. Лаффера.
3. Бюджетный дефицит: виды, источники покрытия, последствия.
1) увеличения государственных расходов;
2) снижения налогов;
3) сочетания
роста государственных
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение темпов падения производства.
Виды бюджетного дефицита
|
Открытый - официально признанный в законе о бюджете. | ||
По формам проявлению |
Скрытый - не признанный официально. Проявляется через завышение плановых объемов доходов и/или включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. | ||
По причинам |
Вынужденный - возникает в результате низкого уровня производства и соответствующей недостаточности финансовых ресурсов в стране. | ||
возникновения |
Сознательный - определяется характером бюджетной политики государства, в частности в результате уменьшения уровня налогообложения для стимулирования экономики. | ||
По направлениями дефицитного финансирования |
Активный - дополнительные средства направляются на укрепление и развитие национального товаропроизводства (государственные инвестиции), на создание реальной экономической базы финансовой стабилизации в долгосрочном плане. | ||
|
Пассивный - дополнительные средства направляются на покрытие текущих расходов(проедаются). | ||
По условиям |
Циклический – возникает в условиях неполной занятости ресурсов и циклического кризиса. | ||
возникновение |
Структурный – возникает в условиях полной занятости, предопределенный внутренней несбалансированностью и непропорциональностью бюджетной системы. |
В экономической теории различают несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция
базируется на том, что бюджет
должен быть ежегодно
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не в течение каждого года. В этом случае предполагается, что правительство осуществляет антициклическое воздействие на экономику и одновременно стремится сбалансировать бюджет.
Третья концепция
связана с идеей так
Эффект стимулирующей фискальной политики зависит методов финансирования дефицита государственного бюджета.
Методами компенсации бюджетного дефицита могут быть:
А) увеличение внутренних займов.
Выход государства на рынок капиталов, соответствующий рост спроса на финансовые активы приводит к повышению цены капитала - ставке процента. Определенная часть частный инвестиционных проектов потеряет прибыльность и не будет реализована. Частные инвестиционные расходы уменьшатся, что сократит совокупные расходы.
Б) дополнительная эмиссия денег.
Дополнительный выпуск денег и умеренная инфляция станет дополнительным стимулом для оживления экономической жизни.
В условиях инфляции, которая вызывается избыточным спросом и ростом цен на товары и услуги, должна быть сдерживающая дискреционная фискальная политика, которая складывается из:
1) уменьшения государственных расходов;
2) увеличения налогов;
3) сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Такая фискальная
политика ориентируется на
Кейнсіанські методи економічного втручання
Потрясіння ринкової економіки в 30- х рр. підштовхнули економістів до висновку, що економіка не може успішно функціонувати без державного регулювання. Найвідомішим серед цих економістів є Дж.М.Кейнс з його революційною працею «Загальна теорія зайнятості, процента та грошей», яка з’явилась у 1936 році[53, С. 216]. Книга Кейнса справила глибокий вплив як на економічну науку так і практику. Кейнс не заперечував: що саме меркантилісти здійснили великий вплив на його погляди[53, С. 217 ].
На зміну неокласичній теорії прийшла інша, яка більше відповідала новим реаліям економічного життя. Такою теорією стало кейнсіанство - це напрям економічної теорії, метою якого є обгрунтування необхідності державного регулювання економіки[15, С. 337].
Насамперед Кейнс поставив під сумнів положення класиків про гнучкість цін і заробітної плати і також те, що процентна ставка зрівноважує заощадження та інвестиції, що заощадження визначають зміни в доходах. Він твердив, що в економіці може досягатися макроекономічна рівновага, але, водночас існуватиме велике безробіття, інфляція це і є теоретичною інновацією, яку ввів Кейнс[7, С. 607]. Кейнс визнає, що безробіття - органічно притаманне капіталізму явище, яке “неминуче супроводжує сучасний капіталістичний індивідуалізм”[25, Г. 2].
Найрозумніша політика, - пише Кейнс, - полягає, зрештою у підтримування стійкого загального рівня грошової заробітної плати[23, С. 41].
Головною метою, яку ставив перед собою Кейнс - збільшення ефективного попиту, а отже і зайнятості[25, Г. 3]. Недостатність ефективного попиту можна усунути лише через сучасну економічну політику, а не через автоматичні стабілізатори економіки. Звідси кейнсіанцями робиться висновок, що найефективнішим впливом є фіскальна політика. Уряд, стимулюючи сукупний попит, переміщує криву сукупного попиту праворуч, в результаті чого економіка наближається до потенційного ВВП[7, С.196].
Уряд повинен здійснювати вплив на схильність до споживання, частково через податки, частково через процентну ставку[25, С. 428]. Держава повинна брати на себе пряму організацію інвестицій. Ефективність регулювання урядом економічним процесом залежить від пошуку засобів під державні інвестиції, досягнення повної зайнятості населення, зниження і фіксація норми процента[7, С. 220].
Кейнс підкреслював на дотриманні таких запобіжних заходів при проведені політики стимулювання державних інвестицій слід уникати такого методу фінансування інвестицій, який супроводжується збільшенням процентної ставки з наступним сповільненням темпів інвестування в інших напрямках;
не слід допускати, що збільшення вартості капітального обладнання супроводжувалось зниженням граничної ефективності обладнання для тих хто здійснює приватні інвестиції;
необхідно уникати ефективного впливу цієї політики на настрої в ділових колах, що може супроводжуватися збільшенням ставки процента, зниженням приватних інвестицій.
Споживчі видатки, на
думку кейнсіанців, є стабільною
величиною, але держава може вплинути
на них через зміну
Кейнс здійснив справжню революцію у макроекономіці, а кейнсіанська концепція домінувала у 40-70-ті роки.
Отже, основоположником державного регулювання ввжається Дж.М.Кейнс з його революційною працею «Загальна теорія зайнятості, процента та грошей», яка означала повний крах “доктрини laissez-faire”.
5) Платёжный бала́нс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени»[1]. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.)(Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:
Расходов граждан за рубежом.
Платежей по долгам, основной
суммы долга и процентов
Предоставления денежных займов другим странам.[источник не указан 195 дней]
Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции — это операции между резидентами и нерезидентами).
В тоже время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируется на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.
При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Дебетовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Кредитовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.Содержание [показать]
Структура платёжного баланса
Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.
В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.
Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «—»). В принципе суммирование двух учётных записей должно давать нуль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.
При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «—»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).
Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account balance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.
Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, в основном и главном они совпадают.
Виды представления и сальдо платёжного баланса
При публикации платежный
баланс может быть представлен в
«нейтральной» или в «
«Нейтральная» форма представления обладает рядом недостатков, в частности в нем исчезает совокупный результат экономического и иного общения резидентов страны с внешним миром, кроме этого невозможно определить, имеют ли приводимые показатели самостоятельное значение, или же они являются производными проводками, включенными туда ради соблюдения принципа двойной записи.
В связи с этим наряду с «нейтральным представлением» МВФ рекомендует составлять альтернативную версию платежного баланса, суть которой заключается в переклассификации и перегруппировке имеющихся сведений таким образом, чтобы по возможности отделить первичные, автономные операции от вторичных, уравновешивающих записей. Этот вариант («аналитическое представление») уже предполагает выведение активного или пассивного сальдо платежного баланса, которое должно определяться как суммарный результат независимых, автономных операций текущего и капитального характера, самостоятельно осуществляемых резидентами и нерезидентами в их взаимоотношениях друг с другом, и, таким образом, показывать направленность внешнеэкономической деятельности страны. Все прочие операции, в особенности по линии официальных властей, рассматриваются как балансирующие операции по финансированию или использованию сальдо, свидетельствующие о способах и источниках его урегулирования.