Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:16, реферат
Тема курсовой работы: «Фискальная политика и ее механизмы. Особенности фискальной политики РБ.».
Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.
В течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения.
Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета. В число косвенных налогов в Республике Беларусь входят: акцизы и налог на добавленную стоимость.
В эту группу следует включить также отчисления в республиканские бюджетные фонды, а также таможенные пошлины.
Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. В число прямых налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль или доходы.
Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность – свыше 50 %, строительство – менее 10%, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время [13]. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
Сложилась
ситуация, когда выручка, фонд заработной
платы и прибыль выступают
объектами многократного
На протяжении последних лет перед фискальной политикой в Республике Беларусь стояли следующие цели: плавное протекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался первой цели, то есть бюджетно-налоговая политика носила "фискально-защитный" характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социально защиты населения, прямой поддержки предприятий (фирм) и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно - высоких налогов.
В результате возникло явление "усталости" национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно - инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.
Недостатки
обусловливают необходимость
В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России [1].
С целью устранения данных недостатков фискальная политика в Беларуси предлагает следующее:
• рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы;
• создание защиты от двойного налогообложения;
• достижение справедливости в налогообложении;
• принятие мер по повышению уровня собственности налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов;
• разграничение республиканских и местных налогов;
• сокращение неэффективных бюджетных расходов;
• использование практики бюджетного секвестрирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования и науки;
• использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации (создания сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия) и унификация (согласования ставок основных налогов и их видов) налоговых в рамках СНГ и ЕС
• введение в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
• совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества республиканских налогов (оставив 7–8 основных) за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
• существенную модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
• выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
• установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
В этом году в Республике Беларусь сделан серьезный акцент на либерализацию экономики. Упрощается система налогообложения предпринимательства, изменяются ставки налогов. С 1 января 2009 года подоходный налог с доходов физических лиц взимается по единой ставке 12 процентов. Здесь используется принцип справедливости налоговой системы. Принцип вертикальной справедливости подразумевает разумное дифференцирование в налогообложении лиц, имеющих разные возможности для выплаты налогов.
Также снизилась ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения до 8 %, в 2008 г. он составлял 10 % от валовой выручки предприятия.
В
целях повышения рентабельности
белорусской продукции
В 2010 г. планируется снижения налога на прибыль до 20 % вместо 24 % в этом году. Также планируется отмена сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, который в этом году составляет 1 % и местного налога с продаж в размере 5 % [13].
Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально–экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов [2].
Приоритетными
направлениями бюджетной
• реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально–экономических задач;
• проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;
• совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;
• дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.
Требует
продолжения работа по реформированию
межбюджетных отношений с учетом
интересов всех уровней бюджетной
системы по сокращению встречных
финансовых потоков, что позволит снизить
дотационность территориальных бюджетов.
В этой связи необходимо разработать действенные
стимулы для регионов к увеличению своих
доходов, более рациональному и ответственному
использованию бюджетных средств. Поддержка
из республиканского бюджета местных
бюджетов будет осуществляться преимущественно
за счет субвенций на содержание объектов
социально–культурной сферы и строительство
объектов коммунальной собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
1.
Фискальная политика является
одним из основных
2. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику
3. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую ) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.
4. Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система.
5. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.
6.
Дискреционная и
7. Дальнейшему сокращению налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2009 - 2011 гг. должны способствовать:
• снижение налоговой нагрузки за счет дальнейшего сокращения количества применяемых сборов и отчислений в бюджет, различные межотраслевые внебюджетные фонды, уменьшения налоговых ставок; сокращение количества предоставляемых индивидуальных льгот по налогам и сборам субъектам хозяйствования; увеличение доли прямых и сокращение доли косвенных налогов в налоговых поступлениях;
• совершенствование системы и порядка взимания местных налогов и сборов, а также укрепление местных бюджетов, выравнивание финансового положения регионов республики, укрепление и развитие самостоятельности областных и местных бюджетов;
• снижение доли государственных расходов и уровня дефицита консолидированного бюджета за счет уменьшения дотирования и субсидирования жилищно-коммунального и сельского хозяйства и пассажирского транспорта при одновременном повышении цен и тарифов в этих отраслях, реальных доходов населения, улучшении адресной поддержки малообеспеченных групп населения;
• концентрация финансовых ресурсов государства на решении ключевых социально-экономических задач;
• обеспечение социальной направленности бюджета, приближение уровня оплаты труда в бюджетной сфере к уровню средней заработной платы в реальном секторе экономики;
•
избирательная поддержка
•
использование
• проведение эффективной политики управления государственным внутренним и внешним долгом, увеличение доли долгосрочных государственных обязательств, совершенствование функционирования рынка ценных бумаг.