Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Тема курсовой работы: «Фискальная политика и ее механизмы. Особенности фискальной политики РБ.».
Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.
В течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения.

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать)

       Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета. В число косвенных налогов в Республике Беларусь входят: акцизы и налог на добавленную стоимость.

       В эту группу следует включить также отчисления в республиканские бюджетные фонды, а также таможенные пошлины.

       Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. В число прямых налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль или доходы.

       Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность – свыше 50 %, строительство – менее 10%, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время [13]. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.

       Сложилась ситуация, когда выручка, фонд заработной платы и прибыль выступают  объектами многократного обложения. С прибыли изымается 6 республиканских налогов, а также местные налоги. Фонд заработной платы является самым высокооблагаемым элементом и выступает объектом исчисления 4 платежей предприятий и 2 платежей работников (походный налог и отчисления в пенсионный фонд). В результате налоги и неналоговые платежи учитываются в элементах себестоимости продукции и повышают цену продукции. Это ведет к тому, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.

       На  протяжении последних лет перед  фискальной политикой в Республике Беларусь стояли следующие цели: плавное  протекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался  первой цели, то есть бюджетно-налоговая политика носила "фискально-защитный" характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социально защиты населения, прямой поддержки предприятий (фирм) и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно - высоких налогов.

       В результате возникло явление "усталости" национальной экономики от высоких  налогов, что нашло свое выражение  в снижении темпов производственно - инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении  финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.

       Недостатки  обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы  по следующим направлениям.

       В области налоговой политики предстоит  серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России [1].

       С целью устранения данных недостатков  фискальная политика в Беларуси предлагает следующее:

       • рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы;

       • создание защиты от двойного налогообложения;

       • достижение справедливости в налогообложении;

       • принятие мер по повышению уровня собственности налогов, в том  числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов;

       • разграничение республиканских  и местных налогов;

       • сокращение неэффективных бюджетных  расходов;

       • использование практики бюджетного секвестрирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств  на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования и науки;

       • использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации (создания сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия) и унификация (согласования ставок основных налогов и их видов) налоговых в рамках СНГ и ЕС

       • введение в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

       • совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества республиканских налогов (оставив 7–8 основных) за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

       • существенную модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;

       • выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;

       • установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

       В этом году в Республике Беларусь сделан серьезный акцент на либерализацию  экономики. Упрощается система налогообложения  предпринимательства, изменяются ставки налогов. С 1 января 2009 года подоходный налог с доходов физических лиц  взимается по единой ставке 12 процентов. Здесь используется принцип справедливости налоговой системы. Принцип вертикальной справедливости подразумевает разумное дифференцирование в налогообложении лиц, имеющих разные возможности для выплаты налогов.

       Также снизилась ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения до 8 %, в  2008 г. он составлял 10 % от валовой выручки предприятия.

       В целях повышения рентабельности белорусской продукции планируется  повысить налог на добавленную стоимость  до 22 % вместо нынешних 18 %.

       В 2010 г. планируется снижения налога на прибыль до 20 % вместо 24 % в  этом году. Также планируется отмена сбора  в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, который в этом году составляет 1 % и местного налога с продаж в размере 5 % [13].

     Бюджетная политика в ближайшие годы будет  направлена на инвестирование бюджетных  средств в формирование конкурентоспособной  структуры национальной экономики, реализацию социально–экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов [2].

       Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде являются:

       • реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально–экономических задач;

       • проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;

       • совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

       • дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

     Требует продолжения работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной  системы по сокращению встречных  финансовых потоков, что позволит снизить  дотационность территориальных бюджетов. В этой связи необходимо разработать действенные стимулы для регионов к увеличению своих доходов, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств. Поддержка из республиканского бюджета местных бюджетов будет осуществляться преимущественно за счет субвенций на содержание объектов социально–культурной сферы и строительство объектов коммунальной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

       Подводя итоги можно сделать следующие  выводы:

       1. Фискальная политика является  одним из основных инструментов  макроэкономического регулирования.  Фискальная политика в зависимости  от механизмов ее регулирования  на изменение экономической ситуации  делится на дискреционную и  автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

       2. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику

       3. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую ) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

       4. Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система.

       5. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.

       6. Дискреционная и недискреционная  фискальные политики применяются  в комплексе, в зависимости  от текущей динамики ВВП. Дискреционная  политика дает эффект в краткосрочном  периоде.

       7. Дальнейшему сокращению налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2009 - 2011 гг. должны способствовать:

       • снижение налоговой нагрузки за счет дальнейшего сокращения количества применяемых сборов и отчислений в бюджет, различные межотраслевые  внебюджетные фонды, уменьшения налоговых  ставок; сокращение количества предоставляемых индивидуальных льгот по налогам и сборам субъектам хозяйствования; увеличение доли прямых и сокращение доли косвенных налогов в налоговых поступлениях;

       • совершенствование системы и  порядка взимания местных налогов и сборов, а также укрепление местных бюджетов, выравнивание финансового положения регионов республики, укрепление и развитие самостоятельности областных и местных бюджетов;

       • снижение доли государственных расходов и уровня дефицита консолидированного бюджета за счет уменьшения дотирования и субсидирования жилищно-коммунального и сельского хозяйства и пассажирского транспорта при одновременном повышении цен и тарифов в этих отраслях, реальных доходов населения, улучшении адресной поддержки малообеспеченных групп населения;

       • концентрация финансовых ресурсов государства  на решении ключевых социально-экономических  задач;

       • обеспечение социальной направленности бюджета, приближение уровня оплаты труда в бюджетной сфере к  уровню средней заработной платы  в реальном секторе эко­номики;

       • избирательная поддержка субъектов  хозяйствования, обеспечение эффективности  и возвратности предоставляемых  предприятиям кредитных ресурсов;

       • использование низкоинфляционных  источников финансирования дефицита бюджета  на основе выпуска ГКО;

       • проведение эффективной политики управления государственным внутренним и внешним  долгом, увеличение доли долгосрочных государственных обязательств, совер­шенствование функционирования рынка ценных бумаг.

Информация о работе Фискальная политика