Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.[1] Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Содержание

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие фискальной политики, её виды и значение. 6

Глава 2. Эффективность фискальной политики государства. 10

§2.1. Постановка проблемы и методология исследования. 10

§2.2. Эконометрические методы оценки эффективности фискальной политики. 11

§2.3. Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики. 13

§2.4. Сравнительный анализ методов оценки эффективности фискальной политики. 18

§2.5. Анализ свойств производственной и фискальной систем. 21

§2.6. Информационная база аналитических расчетов. 23

§2.7. Методические и экономические комментарии. 28

Глава 3. Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность 32

§3.1. Автономные налоги. 32

§3.2. Эффективность фискальной политики. 34

§3.3. Основные направления бюджетной реформы.. 38

Заключение. 42

Список литературы.. 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

 

Реформа бюджетной политики будет происходить по следующей  схеме:

 

Осуществляется реструктуризация расходной части бюджета на основе плана сокращения государственного сектора экономики, реформирования органов государственной власти и управления, силовых структур, решений по сокращению размеров и  последующей отмене дотаций и  субсидий и других форм финансирования экономики, адресных субсидий потребителям ряда услуг и товаров.

 

Производится аудит доходов  и обязательств местных бюджетов. Российское законодательство по социальным и корпоративным обязательствам сильно разбалансированно. Наряду с большими нефинансируемыми мандатами, есть расходы, либо непредусмотренные законом "О бюджете", либо скрытые под общей статьей расходов. Ряд расходных статей бюджета не имеют расшифровки, что не соответствует принципу прозрачности бюджета. Одновременно проводится аудит внебюджетных фондов, включая президентский. Четкая инвентаризация и упорядочение всех расходов позволит определить приоритеты в финансировании и разработать ряд практических рекомендаций. Упорядочиваются межбюджетные отношения. Усиливается политика децентрализации государственных доходов и расходов. Происходит перераспределение доходов в пользу местных бюджетов, устанавливается четкое разграничение функций и источников финансирования местных и республиканского бюджетов. В бюджете первого года реформ предусматривается выделение так называемых защищенных статей, которые не подлежат секвестированию ни при каких обстоятельствах.

 

Создается система учета  бюджетных обязательств, баланса  обязательств и ресурсов. Определяется перечень обязательных для финансирования законов и программ, а также  вносятся изменения в те из них, которые  не входят в число первоочередных, требующих безусловного финансирования из республиканского или местного бюджетов. Осуществляется переход на обязательный и дополнительный бюджеты с приоритетом  социальных расходов. Расходы по дополнительному  бюджету финансируются при условии  получения дополнительных доходов  направляются на капитальные затраты, результатом которых станет получение  дополнительных доходов. Ревизия структуры  расходов бюджета преследует также  задачу создания базы для перехода на централизованную систему бюджетного планирования, когда структурные  подразделения государственной  финансовой системы будут осуществлять планирование в рамках заранее определенной суммы средств, вытекающей из общего анализа бюджетной ситуации.

 

Осуществляется переход  на принцип покрытия социальных обязательств государства из всех источников; централизация  налоговых поступлений в казначействе за счет создания их территориальных  структур.

 

Утверждается новая оптимальная  структура правительства, отвечающая стратегическим целям и задачам  программы реформ, что позволит сократить  расходы на содержание аппарата управления.

 

Определяется новая структура  Министерства финансов, предусматривается  усиление ответственности должностных  лиц, направленное на выполнение ими  профессиональных обязанностей, а также  обеспечение социальных прав государственных  служащих и уточнение порядка  взаимодействия казначейства с реципиентами бюджетов.

 

Проводится ревизия системы  государственной помощи реальному  сектору экономики с целью  определения участков потенциального социального напряжения при проведении широкомасштабных реформ, переход на принцип оказания адресной социальной поддержки по строго определенным критериям  бедности. На данном этапе будут  разработаны критерии бедности, составлены списки тех людей, которым будут  открыты индивидуальные счета в  банках для осуществления ежемесячной  выплаты социальной помощи. К группе приоритетной бюджетной поддержки  относятся лица, имеющие ежемесячный  доход меньше порога бедности по критериям  ООН, пенсионеры, инвалиды, многодетные  матери, а также семьи, потерявшие кормильца.

 

Определяются источники  финансирования текущих приоритетных и других обязательств, а также  долгосрочных долговых обязательств, включая внешний и внутренний долг. Создается система конкуренции  получателей бюджетных средств. В среднесрочной перспективе  осуществляется переход к бюджетному финансированию по принципу "деньги следуют за учеником" или "деньги следуют за больным", т.е. выделение денег исходя из количества учеников, что обеспечивает адресность расходов. Бюджетные учреждения финансируются по смете и строго контролируются.

 

Производится ревизия  инвестиционных программ республиканского бюджета, отказ от так называемых долгостроев, определение приоритетов  в рамках средств, остающихся после  финансирования социальных обязательств. Государство отказывается от роли корпоративного инвестора, т.е. создает конкурентное поле для работы частных финансовых институтов.

 

Разрабатываются правила  предоставления бюджетными организациями  отчетности и проведения аудита их деятельности независимыми организациями.

 

Заключение 

 

Фискальная политика формируется  на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

 

Как известно, экономическая  стабильность – это не единственная цель государственной политики в  области расходов и налогообложения. Правительство РФ занимается и такими вопросами как обеспечение населения  общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической  стабильностью ради достижения более  весомых целей, таких как, например, победа в войне.

 

В политических интересах  бюджетный дефицит порой преподносится  как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что  в обществе в какой-то момент может  возникнуть политическая предрасположенность  к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие  к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно  в политическом плане, так же как  и наращивание государственных  расходов, особенно если избирательные  округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов  обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных  расходов довольно рискованная мера для политиков.

 

Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель –  это вовсе не защита интересов  национальной экономики, а скорее собственное  переизбрание на новый срок. Отдельные  экономисты даже высказывают предположение  о существовании политического  делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что  политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения  максимальной  поддержки со стороны  избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

 

Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность  фискальной политики, ее применение позволяет  в той или иной мере сгладить колебания  экономических циклов. Положительный  эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.

 

Список литературы

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. “Макроэкономика”, М. 1999г.

Аркин В., Сластников А., Шевцова Э. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов в российской экономике. М.: РПЭИ/Фонд Евразия. 1999.

Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11.

Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.

Балацкий Е.В. Налог на имущество фирм и накопление основного капитала // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

Гальперин и др. “Макроэкономика”,  СПб. 1999г.

Гусаков С.В., Жак С.В. Оптимальные  равновесные цены и точка Лаффера // Экономика и математические методы. 2003. Т. 31. Вып. 4.

Капитоненко В.В. Инфляционный сдвиг налоговой ставки на кривой Лаффэра // Экономика и технология: межвузовский сборник научных трудов. М.: РЭА, 2002.

Мовшович С.М., Соколовский  Л.Е. Выпуск, налоги и кривая Лаффера // Экономика и математические методы. 2001. Т. 30. Вып. 3.

Соколовский Л.Е. Подоходный налог и экономическое поведение // Экономика и математические методы. 2000. Т. 25. Вып. 4.

Социально-экономическое  положение России. 2003 год. Спр. М.: Госкомстат России, 2004.

 

 

[1] Экономика и технология: межвузовский сборник научных  трудов. М.: РЭА, 2002.С. 47

 

[2] Социально-экономическое  положение России. 2003 год. Спр. М.: Госкомстат России, 2004 С. 83

 

[3] Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11. С. 44

 

[4] Экономика и математические  методы. 2003. Т. 31. Вып. 4. С. 93

 

[5] Социально-экономическое  положение России. 2003 год. Спр. М.: Госкомстат России, 2004. С. 103

 

[6] Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11. С. 274

 

[7] Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. “Макроэкономика”, М. 1999г. С. 104

 

[8] Гальперин и др. “Макроэкономика”,  СПб. 1997г. С. 173

 

[9] Мовшович С.М., Соколовский  Л.Е. Выпуск, налоги и кривая  Лаффера // Экономика и математические методы. 2001. Т. 30. Вып. 3. С. 94

 

[10] Мовшович С.М., Соколовский  Л.Е. Выпуск, налоги и кривая  Лаффера // Экономика и математические методы. 2001. Т. 30. Вып. 3. С. 104

 

[11] Гусаков С.В., Жак С.В.  Оптимальные равновесные цены  и точка Лаффера // Экономика и математические методы. 2003. Т. 31. Вып. 4. С. 27

 

[12] Гусаков С.В., Жак С.В.  Оптимальные равновесные цены  и точка Лаффера // Экономика и математические методы. 2003. Т. 31. Вып. 4. С. 31

 

[13] Мовшович С.М., Соколовский  Л.Е. Выпуск, налоги и кривая  Лаффера // Экономика и математические методы. 2001. Т. 30. Вып. 3. С. 74

 

[14] Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11. С. 11-32

 

[15] Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11. С. 48-51

 

[16] Гусаков С.В., Жак С.В.  Оптимальные равновесные цены  и точка Лаффера // Экономика и математические методы. 2003. Т. 31. Вып. 4. С. 87

 

[17] Гусаков С.В., Жак С.В.  Оптимальные равновесные цены  и точка Лаффера // Экономика и математические методы. 2003. Т. 31. Вып. 4. С. 94

 

[18] Гусаков С.В., Жак С.В.  Оптимальные равновесные цены  и точка Лаффера // Экономика и математические методы. 2003. Т. 31. Вып. 4. С. 101-108

 

[19] Мовшович С.М., Соколовский  Л.Е. Выпуск, налоги и кривая  Лаффера // Экономика и математические методы. 2001. Т. 30. Вып. 3. С. 91

 

[20] Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С 115-121

 

[21] Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 118-123

 

[22] Капитоненко В.В. Инфляционный сдвиг налоговой ставки на кривой Лаффэра // Экономика и технология: межвузовский сборник научных трудов. М.: РЭА, 2002. С. 38

 

[23] Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. “Макроэкономика”, М. 1999г. С. 362

 

[24] Соколовский Л.Е. Подоходный  налог и экономическое поведение  // Экономика и математические  методы. 2000. Т. 25. Вып. 4. С. 74

 

[25] Соколовский Л.Е. Подоходный  налог и экономическое поведение  // Экономика и математические  методы. 2000. Т. 25. Вып. 4. С. 275

 

[26] Гальперин и др. “Макроэкономика”,  СПб. 1999г. С. 318


Информация о работе Фискальная политика государства