Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:39, курсовая работа
Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области
экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как
основного субъекта рыночной экономики, рассмотрение показателей
эффективности работы фирмы.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения
следующих задач:
1. Определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный
цикл, классификацию.
2. Рассмотреть показатели, отражающие эффективности работы фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Фирма как субъект современного рыночного хозяйства 4
1.2. Организационно - правовая классификация фирм 7
1.3. Цели деятельности фирмы 13
1.4. Жизненный цикл фирмы 16
2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
ФИРМЫ 24
2.1. Понятие и показатели эффективности работы фирмы 24
2.2. Факторы повышения эффективности работы фирмы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему «Фирма как основной
эффективности работы фирмы»
Шифр работы ________________________
Студентка
Руководитель
Работа допущена к защите ____________________________
подпись)
Работа принята с оценкой
____________________________
(дата, подпись)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Фирма как
субъект современного
1.2. Организационно
- правовая классификация фирм
1.3. Цели деятельности фирмы 13
1.4. Жизненный цикл фирмы 16
2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ФИРМЫ 24
2.1. Понятие
и показатели эффективности
2.2. Факторы
повышения эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 38
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений.
Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность.
Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и
деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и
руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только
с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных
отношений.
Так как фирма является опорой
предпринимательства и
экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на
рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников
фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и
иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием
выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и
на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной,
региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре
рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на
рыночных отношениях.
Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области
экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как
основного субъекта рыночной экономики, рассмотрение показателей
эффективности работы фирмы.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения
следующих задач:
1. Определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный
цикл, классификацию.
2. Рассмотреть показатели, отражающие
эффективности работы фирмы.
1. ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО
И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Фирма как субъект
Предпринимательская
инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия,
направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на
свой риск и под свою имущественную ответственность. [1]
Предпринимательство
деятельности, не запрещенной законом: промышленности, сельском хозяйстве,
торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и
консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т. д.
Основными сферами предпринимательской деятельности являются: производство
(продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество.
Следовательно, предпринимательство – это организация полезной
производственной деятельности, направленной на производство товаров или
оказание услуг.
Основу предпринимательской
собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная. [3]
Субъектами
(собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.
Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения
ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или
услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу
принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства.
Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через
новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые
производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары.
Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем
предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой
репутацией, но и вложенными средствами.
Наемные работники свой
через выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме на
контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений с
предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели
делают свой выбор, идут на экономический риск, несут взаимную
ответственность за нарушение условий соглашения. Наемные работники со
временем сами могут стать собственниками путем приобретения акций данной
фирмы или открытия своего дела.
Итак, предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и
коллектив людей (предприятие), и государство. Отсюда два основных вида
предпринимательства: индивидуальное и коллективное.
Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную
ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в
критических ситуациях оно может быть даже конфисковано. [4]
Индивидуальный предприниматель имеет право создавать предприятия;
самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную
программу; приобретать имущество или имущественные права, использовать
имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников;
получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять
прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты
подоходного налога; осуществлять операции с валютой.
Таким образом, индивидуальный предприниматель единолично принимает все
решения по
производственно-хозяйственной
индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со
стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль),
мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды
деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель
платит только подоходный налог).
В коллективном предпринимательстве хозяйственные операции
осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие
(общество).
Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется
государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты,
страхование и т. п.). В то же время она опирается на правовую базу
независимо от видов предпринимательской деятельности и от форм
собственности.
В современных условиях
не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление
многих людей начать свое дело. Конечно, не любое деловое предприятие
приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются в первый же год своей
деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другая статистика: 90%
всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны своим
состоянием созданию собственной фирмы. [10]
Функционирование современного предпринимательства невозможно без
благоприятного социально-экономического климата, который формируется в
результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:
1. стабильностью государственной экономической и социальной политики,
направленной на поддержку предпринимательства;
2. льготным налоговым режимом, который способствует притоку в
предпринимательскую сферу
3. развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и
внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь
начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам
управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки
предпринимателей;
4. созданием эффективной системы защиты интеллектуальной
собственности, формированием
позитивного отношения
предпринимательской