Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема формирования и развития финансового рынка особенно актуальна в Республике Беларусь, в связи с существующим глубоким финансовым кризисом.
Финансовый кризис выявил несовершенство методов и целей осуществления экономических процессов в стране. Учитывая масштабы экономических преобразований, которые предстоит сделать в Республике Беларусь в процессе структурной перестройки, необходимы колоссальные финансовые средства, которые не в состоянии предоставить ни бюджетная система, ни внутренние источники финансирования, существующие на предприятиях. В этой связи финансовый рынок можно считать локомотивом в развитии экономики государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 5
1.1 Финансовый рынок, его необходимость и значение в современных условиях 5
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 7
1.3 Тенденции развития финансового рынка 11
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 15
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 19
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

финансов-рынк.doc

— 940.00 Кб (Скачать)

    В рамках этих основных направлений развития банковской деятельности в последние  годы можно выделить несколько специфических тенденций:

  • концентрация банковской деятельности в относительно небольшом количестве крупных банков при сохранении конкуренции между ними;
  • сохранение и развитие специализации банковской деятельности при одновременном повышении их универсальности (инвестиционные и сберегательные финансово-кредитные учреждения, как правило, существуют отдельно от коммерческих банков);
  • расширение спектра парабанковских учреждений, оказывающих серьезную конкуренцию чисто банковским учреждениям;
  • постепенное сокращение прямого присутствия государства в уставных капиталах коммерческих банков и переход преимущественно к экономическим методам регулирования банковской деятельности;
  • повышение регулирующей роли центральных банков и их независимости от исполнительной власти (в раде стран - при закреплении функций пруденциального надзора за специальными институтами) [1, с. 22].

    Внутренняя   торговля   является  одной   из   важнейших   сфер жизнеобеспечения   населения   и  одним   из   основных   источников поступления  денежных  средств  для  формирования  основ  финансовой стабильности   государства.  В  связи  с   этим   заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности  объективно обусловлена. В  целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего   потребительского   рынка   преимущественно   за   счет реализации  товаров  отечественного  производства,  высоких   темпов развития  розничного  товарооборота, совершенствования  материально-технической  базы  торговли, развития новых форм и  методов  продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не   преодолена   убыточность,  большинство   торговых   организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.

    В Республике Беларусь должно предусматривается   формирование   инфраструктуры   электронной торговли,  включающей республиканские и региональные  информационные системы  и  сети,  региональные информационно-маркетинговые  центры. Должна быть продолжена работа по обеспечению эффективного  взаимодействия всех  элементов  данной инфраструктуры (системы сбора,  обработки  и хранения информации, технических решений, программного обеспечения и т. д.). Основой  построения  информационной инфраструктуры  электронной торговли  республики  станет  Центр электронной  торговли,  основные функции  которого будут направлены на внедрение системы электронного обмена  данными о производимых товарах и оказываемых услугах,  ценах на   них,  содействие  налаживанию  взаимовыгодных  контактов  между субъектами  предпринимательской деятельности, сокращение  затрат  на оформление  сделок,  продвижение товаров и  услуг  на  внутренний  и внешние рынки. Выход в международную сеть электронной торговли будет обеспечен благодаря сопряжению с международными центрами электронной торговли. В  целях  получения полной и достоверной информации о  торговых объектах и для принятия управленческих решений на различных  уровнях Министерством торговли организована работа по формированию Торгового реестра.  В  прогнозируемом периоде будет обеспечено формирование  и ведение  Торгового реестра на районном, городском и  республиканском уровнях. Программой   предусматривается  обеспечить  рост   оснащенности торговых объектов  и  объектов  общественного  питания,  платежно-терминальным оборудованием для осуществления безналичных расчетов  с использованием банковских пластиковых карточек. В  целях обеспечения автоматизированного учета товарных потоков и  контроля  за ними расширится сфера применения системы  штрихового кодирования товаров.

    Инвестиционная  политика  должна быть  направлена  на  привлечение  из негосударственных  источников инвестиционных  ресурсов  на  развитие торговой  инфраструктуры,  реконструкцию имеющихся  и  строительство новых торговых объектов.

    При этом эффективность финансового рынка Республики Беларусь могла бы быть достигнута за счет:

  • совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на дальнейшее развитие в республике финансового и фондового рынков. Огромное внимание следовало бы уделить множественности органов, регулирующих рынок ценных бумаг Республики Беларусь, что приводит к противоречию между нормативными актами и к нестабильности отечественного фондового рынка. Для наиболее эффективного регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь лучше всего передать все полномочия одному органу управления - Комитету по ценным бумагам, и сделать его подведомственным Министерству финансов Республики Беларусь. Следует отметить также, что в законодательстве существуют заметные пробелы. Так, например, отсутствует законодательство о трасте, не отражены правила выпуска и обращения производных ценных бумаг, не указаны конкретные меры и ответственность за передачу, скажем, конфиденциальной информации при купле-продаже ценных бумаг, отсутствует закрепление уголовной и административной ответственности за правонарушения и многое другое;
  • создания благоприятных условий для ввоза капитала. Беларусь весьма заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а, напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту. Однако, инвестиционный климат в Республике Беларусь не очень благоприятный. Одним из наиболее приемлемых для Беларуси путей решения этой проблемы является создание свободных экономических зон, которые предполагают предоставление различных льгот (налоговых, таможенных и других) и привилегий. Создание в Беларуси отдельных территорий содействия инвестициям – свободных экономических зон – одна из перспективных мер по вхождению в пространство мирохозяйственных связей и построению открытой экономики;
  • совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг. В настоящее время в современной мирохозяйственной системе актуально развитие электронного бэнкинга, а также распространение электронных финансовых бирж. Развитие данных финансово-информатизационных организаций в Республике Беларусь позволило бы обеспечить основного инвестора в экономике – население, а также иностранного инвестора доступной и достоверной информацией;
  • интеграции фондовых рынков Содружества Независимых Государств, которая позволит повысить ликвидность отечественного рынка ценных бумаг, увеличит его капитализацию, создаст предпосылки для возникновения единого емкого и устойчивого финансового рынка, обусловит привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, а также позволит надеятся на скорейшую интеграцию финансового рынка Республики Беларусь в систему мировых хозяйственных связей;
  • реализации различных форм заимствования средств инвесторов-нерезидентов. Наиболее приемлемой формой для Республики Беларусь является выпуск и размещение облигаций на зарубежном рынке. Данная форма заимствований позволит значительно расширить круг потенциальных инвесторов за счет привлечения свободных ресурсов банков и предприятий, найти доступ к относительно более долгосрочным финансовым ресурсам, уменьшить давление на внутренний валютный рынок, особенно в части резких повышений спроса на валюту со стороны нерезидентов.

    В целях изыскания дополнительных источников финансирования дефицита республиканского бюджета Правительством и Национальным банком предпринимаются меры по совершенствованию организации размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках и привлечению средств инвесторов-нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь. При этом основными условиями, обеспечивающими реализацию данных мероприятий, станут обеспечение положительной реальной доходности ценных бумаг Правительства, проведение Национальным банком прогнозируемой и прозрачной политики развития национального валютного рынка.

    В целях увеличения притока иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь будет проводиться работа по развитию организованного биржевого рынка ценных бумаг.  В рамках реализации положений Договора о создании Союзного государства Национальный банк продолжает тесное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации в вопросах поэтапного создания оптимальных условий для введения единой валюты и формирования единого эмиссионного центра. Эта работа будет осуществляться путем согласования на заседаниях Межбанковского валютного совета основных целей и инструментов денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь и Российской Федерации.  Сотрудничество с Межгосударственным банком и центральными банками стран СНГ и, прежде всего, стран Таможенного союза, направлено на расширение масштабов использования белорусского рубля и национальных валют других стран во внешнеторговых расчетах.

    В 2011 – 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины). Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля.

    Важнейшими  условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций. Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность [2, с. 43].

    Таким образом, система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений.  Белорусская  система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    Финансовый  рынок – это сфера проявления экономических отношений между  продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. Финансовый рынок можно определить, как совокупность рыночных институтов, на которых происходит торговля финансовыми активами. Основными торгуемыми финансовыми активами являются иностранная валюта, ценные бумаги, кредиты, депозиты, производные инструменты. В роли основных посредников на этом рынке выступают коммерческие банки, биржи, сберегательные институты, компании коллективного инвестирования и др. Основная функция финансового рынка заключается в обеспечении перетока средств от субъектов хозяйствования, для которых они в данный момент являются свободными (не используемыми), к субъектам хозяйствования, испытывающим потребность в финансовых ресурсах.

    Проведены анализ позволяет сделать несколько основных выводов о характере финансового рынка, сложившегося в Республике Беларусь в период проведения рыночных реформ:

  1. Основной проблемой финансового рынка Республики Беларусь стало неуклонно снижающееся товарное обеспечение национальной валюты вследствие непрерывного сокращения национального производства.
  2. Наличие двух основных источников денежных ресурсов – государственный бюджет и внешние рынки – обеспечило двойственность белорусской финансовой системы: на внутренне рынке она имеет характер финансово-фондовой распределительной системы, а при обеспечении экспортно-импортного оборота обретает черты механизма конвертации экспортных ресурсов в импортные товары народного потребления.
  3. Непрерывное снижение капиталоемкости экономики и ее товарность привело к формированию спекулятивного характера финансовой системы, в первую очередь ее денежного и фондового рынков.
  4. Основным условием функционирования нынешней финансовой системы, учитывая реальные интересы ее участников, является непрерывное расширение централизованной денежной эмиссии. Поскольку для последней поводом становится ликвидация дефицита денежной массы вследствие роста инфляции, нынешняя финансовая система предполагает для своего существования непрерывный рост инфляции, способной обеспечить масштабный рост денежных ресурсов без непосредственного инвестирования хозяйственной деятельности.
  5. Нынешний финансовый рынок не ориентирован на инвестирование национального производства и не способен (в силу ряда причин) его осуществлять в приемлемых масштабах.
  6. Характер сложившегося финансового рынка достаточно быстро превращает большинство антиинфляционных механизмов в механизмы раскручивания инфляции. Так, например, ГКО, предназначавшиеся первоначально для регулирования размера денежной массы на денежном рынке, превратились в механизм скрытой, внебюджетной денежной эмиссии.

    Однако  предложенная практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может сыть полностью адаптирована к белорусским условиям и возможностям. Для их активного развития в Республике Беларусь должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровне государственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов и консультантов. В рамках кредитной системы  Республики Беларусь  происходит развитие банков и страховых организаций. Основными тенденциями функционирования коммерческих банков в настоящее время является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике. Инфраструктура поддержки предпринимательства представлена торгово-промышленными палатами, центрами поддержки предпринимательства, инкубаторами. В целом, следует отметить, что элементный  состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно. Главными факторами, определяющими развитие фондовых бирж Республики Беларусь  на современном этапе, несомненно, являются: снижение стоимости услуг бирж,  устранение границ и барьеров, препятствующих конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли. К реформам управления биржами следует отнести, прежде всего, коммерциализацию фондовых бирж и создание частных торговых систем. Коммерциализация означает превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества, акции которых обращаются на свободном рынке.

Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь