Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа
Проблема формирования и развития финансового рынка особенно актуальна в Республике Беларусь, в связи с существующим глубоким финансовым кризисом.
Финансовый кризис выявил несовершенство методов и целей осуществления экономических процессов в стране. Учитывая масштабы экономических преобразований, которые предстоит сделать в Республике Беларусь в процессе структурной перестройки, необходимы колоссальные финансовые средства, которые не в состоянии предоставить ни бюджетная система, ни внутренние источники финансирования, существующие на предприятиях. В этой связи финансовый рынок можно считать локомотивом в развитии экономики государства
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 5
1.1 Финансовый рынок, его необходимость и значение в современных условиях 5
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 7
1.3 Тенденции развития финансового рынка 11
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 15
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 19
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В рамках этих основных направлений развития банковской деятельности в последние годы можно выделить несколько специфических тенденций:
Внутренняя торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и одним из основных источников поступления денежных средств для формирования основ финансовой стабильности государства. В связи с этим заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена. В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.
В Республике Беларусь должно предусматривается формирование инфраструктуры электронной торговли, включающей республиканские и региональные информационные системы и сети, региональные информационно-маркетинговые центры. Должна быть продолжена работа по обеспечению эффективного взаимодействия всех элементов данной инфраструктуры (системы сбора, обработки и хранения информации, технических решений, программного обеспечения и т. д.). Основой построения информационной инфраструктуры электронной торговли республики станет Центр электронной торговли, основные функции которого будут направлены на внедрение системы электронного обмена данными о производимых товарах и оказываемых услугах, ценах на них, содействие налаживанию взаимовыгодных контактов между субъектами предпринимательской деятельности, сокращение затрат на оформление сделок, продвижение товаров и услуг на внутренний и внешние рынки. Выход в международную сеть электронной торговли будет обеспечен благодаря сопряжению с международными центрами электронной торговли. В целях получения полной и достоверной информации о торговых объектах и для принятия управленческих решений на различных уровнях Министерством торговли организована работа по формированию Торгового реестра. В прогнозируемом периоде будет обеспечено формирование и ведение Торгового реестра на районном, городском и республиканском уровнях. Программой предусматривается обеспечить рост оснащенности торговых объектов и объектов общественного питания, платежно-терминальным оборудованием для осуществления безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. В целях обеспечения автоматизированного учета товарных потоков и контроля за ними расширится сфера применения системы штрихового кодирования товаров.
Инвестиционная политика должна быть направлена на привлечение из негосударственных источников инвестиционных ресурсов на развитие торговой инфраструктуры, реконструкцию имеющихся и строительство новых торговых объектов.
При этом эффективность финансового рынка Республики Беларусь могла бы быть достигнута за счет:
В целях изыскания дополнительных источников финансирования дефицита республиканского бюджета Правительством и Национальным банком предпринимаются меры по совершенствованию организации размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках и привлечению средств инвесторов-нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь. При этом основными условиями, обеспечивающими реализацию данных мероприятий, станут обеспечение положительной реальной доходности ценных бумаг Правительства, проведение Национальным банком прогнозируемой и прозрачной политики развития национального валютного рынка.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь будет проводиться работа по развитию организованного биржевого рынка ценных бумаг. В рамках реализации положений Договора о создании Союзного государства Национальный банк продолжает тесное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации в вопросах поэтапного создания оптимальных условий для введения единой валюты и формирования единого эмиссионного центра. Эта работа будет осуществляться путем согласования на заседаниях Межбанковского валютного совета основных целей и инструментов денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь и Российской Федерации. Сотрудничество с Межгосударственным банком и центральными банками стран СНГ и, прежде всего, стран Таможенного союза, направлено на расширение масштабов использования белорусского рубля и национальных валют других стран во внешнеторговых расчетах.
В 2011 – 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины). Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля.
Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций. Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность [2, с. 43].
Таким образом, система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Белорусская система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. Финансовый рынок можно определить, как совокупность рыночных институтов, на которых происходит торговля финансовыми активами. Основными торгуемыми финансовыми активами являются иностранная валюта, ценные бумаги, кредиты, депозиты, производные инструменты. В роли основных посредников на этом рынке выступают коммерческие банки, биржи, сберегательные институты, компании коллективного инвестирования и др. Основная функция финансового рынка заключается в обеспечении перетока средств от субъектов хозяйствования, для которых они в данный момент являются свободными (не используемыми), к субъектам хозяйствования, испытывающим потребность в финансовых ресурсах.
Проведены анализ позволяет сделать несколько основных выводов о характере финансового рынка, сложившегося в Республике Беларусь в период проведения рыночных реформ:
Однако предложенная практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может сыть полностью адаптирована к белорусским условиям и возможностям. Для их активного развития в Республике Беларусь должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровне государственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов и консультантов. В рамках кредитной системы Республики Беларусь происходит развитие банков и страховых организаций. Основными тенденциями функционирования коммерческих банков в настоящее время является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике. Инфраструктура поддержки предпринимательства представлена торгово-промышленными палатами, центрами поддержки предпринимательства, инкубаторами. В целом, следует отметить, что элементный состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно. Главными факторами, определяющими развитие фондовых бирж Республики Беларусь на современном этапе, несомненно, являются: снижение стоимости услуг бирж, устранение границ и барьеров, препятствующих конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли. К реформам управления биржами следует отнести, прежде всего, коммерциализацию фондовых бирж и создание частных торговых систем. Коммерциализация означает превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества, акции которых обращаются на свободном рынке.
Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь