Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа
Проблема формирования и развития финансового рынка особенно актуальна в Республике Беларусь, в связи с существующим глубоким финансовым кризисом.
Финансовый кризис выявил несовершенство методов и целей осуществления экономических процессов в стране. Учитывая масштабы экономических преобразований, которые предстоит сделать в Республике Беларусь в процессе структурной перестройки, необходимы колоссальные финансовые средства, которые не в состоянии предоставить ни бюджетная система, ни внутренние источники финансирования, существующие на предприятиях. В этой связи финансовый рынок можно считать локомотивом в развитии экономики государства
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 5
1.1 Финансовый рынок, его необходимость и значение в современных условиях 5
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 7
1.3 Тенденции развития финансового рынка 11
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 15
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 19
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Революционным
для белорусского фондового рынка стал
2008 г., когда многие препятствия по развитию
рынка ценных бумаг были сняты: все виды
облигаций были фактически приравнены
по условиям налогообложения к сектору
государственных ценных бумаг, упрощена
в организационном и финансовом плане
процедура эмиссии облигаций, введено
понятие нового вида облигаций - биржевые
облигации, начата поэтапная отмена моратория
на вторичное обращение акций, рынок акций
был перемещен на биржу. Структура рынка
при этом стала выглядеть более диверсифицированной.
Корпоративный сектор(акции и облигации)
превысил 6% от общего объема торгов всеми
видами ценных бумаг (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Структура биржевого рынка ценных бумаг в 2008г.
Примечание
- Источник: [1, с. 35]
В 2009 г. аналогичные решения были приняты в отношении облигаций, выпускаемых органами местной власти, что привело к возрождению данного сегмента рынка ценных бумаг. Во всей цепочке реформ основными доминантами стали налоговая либерализация и поэтапная отмена моратория на операции с акциями, полученными гражданами в результате чековой приватизации (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Главные факторы влияния на динамику и структуру биржевого фондового рынка в 2008-2010 гг.
АКЦИИ | ОБЛИГАЦИИ |
Поэтапное снятие ограничений на | Освобождение от налогообложения |
отчуждение акций ОАО, созданных в | доходов, полученных от операций с |
процессе разгосударствления и | корпоративными облигациями, |
приватизации (последний этап | выпущенными до 01.01.2013 |
закончился 31.12.2010) | |
Оптимизация административных и | Возможность эмиссии облигаций на |
финансовых процедур при эмиссии | сумму в пределах 80% нормативно- |
и регистрации выпусков акций | го капитала (для банков) и на сумму |
свыше уставного фонда (для пред- | |
приятий - акционерных обществ) | |
Снижение до 12% ставки подоходного | Расходы эмитентов по выплате |
налога в отношении доходов, | процентов по выпущенным ими об |
получаемых физическими лицами | лигациям относятся к прочим затра- |
в виде дивидендов | там по производству и реализации |
продукции, товаров (работ, услуг), | |
учитываемым при налогообложении | |
Снижение до 12% ставки налога на | Внедрение нового вида облигаций - |
прибыль, получаемую юридическими | биржевых облигаций |
лицами от реализации акций белорус- | |
ских эмитентов, а также в виде диви- | |
дендов, выплачиваемых как резиден- | |
тами, так и нерезидентами | |
Концентрация оборота по акциям | Сужение номенклатуры, количества |
ОАО на организованном (биржевом) | и объема эмиссии государственных |
фондовом рынке | ценных бумаг |
Примечание - Источник: [1, с. 35]
Параллельно на рынке государственных ценных бумаг стали происходить процессы, которые постепенно привели к «сжатию» данного сегмента с точки зрения объемов эмиссии, номенклатуры видов облигаций, а также реальных биржевых операций [1, с. 35].
В количественном отношении вышеуказанные решения государства, а также факторы, повлиявшие на развитие рынка государственных ценных бумаг, стали сказываться на биржевом фондовом рынке, его структуре, номенклатуре инструментов уже во второй половине 2008 г., но по-настоящему мощный скачок оборотов в секторе корпоративных ценных бумаг мы наблюдаем последние год-полтора. В 2009 г. объем торгов акциями и облигациями приблизился к 9% от суммарного объема сделок со всеми видами ценных бумаг (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 - Структура биржевого рынка ценных бумаг в 2009г.
Примечание - Источник: [1, с. 36]
По
итогам 2010 г. доля негосударственных ценных
бумаг на биржевом рынке впервые в истории
достигла 28% от общего объема торгов, из
которых около 1% пришлось на акции, остальные
- на различные сегменты рынка негосударственных
облигаций (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 - Структура биржевого рынка ценных бумаг в 2010 г.
Примечание - Источник: [1, с. 36]
При этом в функциональном отношении деятельность фондовой биржи на рынке ценных бумаг остается достаточно традиционной. БВФБ выполняет функции допуска ценных бумаг к размещению и обращению на бирже, работает над формированием инфраструктуры участников фондового рынка, непосредственно организовывает и развивает торговый процесс по ценным бумагам. Кроме того, согласно своим лицензионным полномочиям биржа является клиринговой организацией на рынке ценных бумаг, а также имеет собственный депозитарий второго уровня [1, с. 36].
Далее рассмотрим ситуацию с облигациями банков, предприятий небанковского сектора, а также с облигациями местных займов (ОМЗ). Банки являются пионерами развития рынка облигаций. На начало 2011 г. к обращению на бирже были допущены облигации 18 банков (95 выпусков). Из них ипотечные облигации выпустили 3 банка, биржевые облигации - 4 банка (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Количество выпусков облигаций, допущенных к обращению на бирже, по состоянию на 03.01.2011
|
Примечание - Источник: [18, с. 28]
К обращению допущены также облигации 34 предприятий. Облигации местных займов являются самым массовым сегментом среди облигаций, допущенных к биржевому обращению (по количеству эмитентов - 52 органа местной власти). Таким образом, если еще два года назад на биржевом рынке обращались в основном государственные ценные бумаги, то к концу 2010 г. - началу 2011 г. общее количество выпусков негосударственных облигаций вышло на уровень более 240 (более 100 эмитентов).
Общий объем эмиссии облигаций различных видов, обращающихся на БВФБ, на сегодня превышает 15 трлн. руб. Доля ГДО - 11,04%, доля облигаций банков - 52,2% и составляет более 7,8 трлн. руб. Объем эмиссии облигаций предприятий, допущенных к торгам, два года назад находился на нулевых отметках, год назад их доля в общей структуре эмиссии достигла 2%, сегодня - 4,3%, или более 640 млрд. руб. (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 - Структура объема эмиссии облигаций, допущенных к обращению на бирже в 2010г.
Примечание - Источник: [18, с. 28]
В абсолютном выражении цифры пока очень скромные, но динамика налицо. Если говорить о процентных ставках, под которые предприятия имеют возможность выпустить облигации, то, по данным биржевой статистики, их уровень в зависимости от срока обращения, целей, объема выпуска, других параметров находится в пределах ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь - /+5-10% [18, с. 28].
Таким
образом, на основании проведенного анализа
можно сказать, что белорусский финансовый
рынок в настоящее время может сыть охарактеризован
как преимущественно спекулятивный и
в силу объективных причин не связанный
с инвестициями в реальное производство.
Сворачивание инвестиций и одновременно
расширение объемов операций на фондовом
и денежном рынках означает формирование
тенденции накопления денежных ресурсов
в иностранной валюте в колоссальном спекулятивном
масштабе.
Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.
Ключевая проблема развития финансовой системы Республики Беларусь, которая должна найти свое отражение в обновленном законодательстве страны - это упорядочение ее государственного регулирования с учетом имеющегося опыта развитых стран. В разные периоды экономического развития в каждой конкретной стране набор методов государственного регулирования деятельности финансовых учреждений существенно различался и различается до сих пор. Тем не менее их можно сгруппировать по следующим основным формам:
В настоящее время в рамках этих основных форм государственного регулирования деятельности коммерческих структур наблюдается довольно большое разнообразие конкретных методов и инструментов в реализации задач такого регулирования. Однако основное направление - это сокращение прямого вмешательства и переход к регулированию деятельности банков путем установления специальных нормативов и ограничений в соответствии с решениями Базельского комитета. Другое заметное направление - международная унификация банковских стандартов, обеспечивающих надежность и безопасность функционирования банков.
В
этой связи совершенствование
Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь