Финансовые ресурсы предприятия. Сущность и функции финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Денежные отношения превратились в финансы когда движение денег приобрело известную самостоятельность. В результате производства това¬ров и их реализации формируются денежные доходы, формируются финансо¬вые ресурсы предприятия в виде разнообразных фондов. Появляется самос¬тоятельная сфера деятельности каждого предприятия, выходящая за рамки его производственных функций, но представляющая собой часть производ¬ственных отношений, суть которой заключается в определенной системе организации денежных потоков. Эта часть и есть финансы.

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

      Для оценки ликвидности предприятий  отдельных организационно – правовых форм

7

Гражданским кодексом РФ введено понятие чистых активов. Это величина определяется путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств, принимаемых к расчету. Активы, принимаемые к расчету, - это стоимость имущества организации за вычетом  налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженности участников по взносам в уставный капитал, стоимости  собственных акций, выкупленных у акционеров.

      Предприятие не может покрыть свои потребности  только за счет собственных источников. Это связано с особенностями движения денежных потоков, при которых моменты поступления платежей за товары и услуги на предприятии не совпадают со сроками погашения обязательств предприятия, могут возникать непредвиденные задержки платежей. Дополнительная потребность в источниках финансирования может быть также обусловлена инфляцией, когда поступающие на предприятие в виде выручки от реализации средства обесцениваются и не могут обеспечивать возросшую в связи с повышение цен на  сырье и материалы потребность предприятия в денежных средствах. Кроме этого, расширение деятельности предприятия требует вовлечение дополнительных ресурсов. Таким образом, появляются заемные источники финансирования. Они могут быть получены путем взятия кредитов, а также выпуска облигаций и других ценных бумаг. Помимо этого, источником финансирования деятельности предприятия является кредиторская задолженность, т.е. отсрочка платежа, в результате которой денежные средства временно используются в хозяйственном обороте предприятия-должника. Использование кредиторской задолженности в качестве источника финансирования значительно повышает риск потери ликвидности, поскольку это наиболее срочные обязательства предприятия.

      Заемные средства для предприятия являются платным источником финансирования. Практика показывает, что их использование  является более эффективным, чем собственных. Предприятия получают кредиты на условиях платности, срочности, возвратности, целевого использования, под обеспечение ( гарантии, залог недвижимости и других активов предприятия). Банк проводит проверку кредитной заявки  на предмет юридической кредитоспособности и финансовой кредитоспособности. Недостатком кредитной формы финансирования является:

  1. необходимость выплаты процентов по кредиту;
  2. сложность оформления;
  3. необходимость обеспечения;

8

  1. ухудшение структуры баланса в результате привлечения заемных средств, что может приводить к потере финансовой устойчивости, неплатежеспособности и в конечном счете банкротству предприятия.

   Предприятия могут получать ресурсы путем  выпуска облигаций.

Облигации – разновидность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долговых обязательств. Облигации могут быть краткосрочными (на 1-3 года), среднесрочными (на 3-7 лет), долгосрочными (на 7-30) лет. В конце срока обращения они погашаются, т.е. владельцам выплачивается их номинальная стоимость. Облигации могут быть купонными,  по которым выплачивается периодический доход. Купон – это отрывной талон, на котором указана дата выплаты процента и его размер. Облигации могут быть бескупонными, периодический доход по которым не выплачивается. Они размещаются по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу. Разница между ценой размещения и номиналом образует дисконт – доход владельца. Недостатком данного способа финансирования является наличие затрат на эмиссию ценных бумаг, необходимость выплаты процентов по ним, ухудшение ликвидности баланса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

4. Финансовое планирование на предприятии

     Финансовое  планирование - это планирование всех его доходов и направлений  расходования денежных средств для  обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

     Исходя  из этого финансовые планы можно  разделить на перспективные, текущие  и оперативные.

     Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

     Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии  финансирования и привлечения конкретного  инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия  или финансированию новой производственной программы.

     Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

     Руководство предприятия все время находится  перед необходимостью выбора. Оно  должно осуществлять выбор оптимальной  цены реализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики и много другое.

     Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений  распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.  

10

     В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют  дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что  за период такой протяженности, как  можно предположить, происходят все  типичные для жизни предприятия  события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

   Цели  планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

   Бюджет  как  экономический прогноз. Руководство  любого предприятия независимо от его  вида и величины обязано знать, какие  задания в области экономической  деятельности оно может запланировать на следующий период.

     Бюджет  как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете  планов необходимо регистрировать фактические  результаты деятельнсоти предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются

причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

     Бюджет  как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий.

   Бюджет  как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того,

11

   что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных   предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний   момент.

     Бюджет  как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)   подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

     Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

     Предприятие должно осуществлять планирование и  контроль в двух основных экономических  областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     12

     5. Управление финансами

     Существуют  следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

     Увеличение  активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование  фондов.

     Уменьшение  пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

     Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.   

     Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года.

     Цикл  оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

     Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия. Сущность и функции финансов предприятия