Финансово-экономические рычаги развития регионов и муниципальных образований Севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Региональные и местные финансы (финансы субъектов Российской Федерации и финансы муниципальных образований) важнейшие элементы, образующие территориальные финансы.
Региональные финансы реализуются в рамках субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.

Содержание

1.
Финансово-экономические рычаги развития регионов и муниципальных образований Севера.
3 стр.

2.
Выводы.
21 стр.

3.
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

РЭСЗС-Контрольная.docx

— 52.35 Кб (Скачать)

Представительные  органы местного самоуправления наделены следующими правами:

  • в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать или отменять местные налоги и сборы, изменять порядок их уплаты и предоставлять льготы по ним;
  • получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Органы  местного самоуправления получают плату, в том числе в натуральной  форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

Население муниципального образования может принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Представительные  органы местного самоуправлении могут образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Фактическое увеличение собственных доходов  местных бюджетов в текущем финансовом году, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью на территории муниципального образования, не служит основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства Российской Федерации по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.

Органы  государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

Рассмотрим  порядок формирования и функционирования фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Этот фонд создается в бюджете субъекта Российской Федерации. Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации.

Средства  фонда распределяются с учетом численности  населения муниципального образования, доли детей дошкольного и школьного возраста и доли лиц пенсионного возраста в этой численности, площади территории муниципального образования, уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также других факторов, определяющих особенности субъекта Российской Федерации. Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств рассматриваемого фонда устанавливается в процентах и утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации. Средства в местные бюджеты перечисляются из фонда ежемесячно.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании проходит следующим образом.

Представительные  органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Составление проектов местных бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.

Представительный  орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленной уставом муниципального образования.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, финансовые средства муниципального образования до утверждения бюджета расходуются по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Исполнение  местных бюджетов контролируется представительными органами местного самоуправления.

Взаимодействие  органов местного самоуправления с территориальными органами МНС России обеспечивает:

  • координацию и объединение усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджеты налоговых платежей всех видов;
  • взаимное предоставление необходимой информации. Представительный орган местного самоуправления может за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов Эта служба объединяет и координирует свою деятельность с территориальными органами МНС России.

Для обслуживания исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления заключают соглашения с территориальными органами Главного управления федерального казначейства. В этом случае полномочия таких территориальных органов распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета. В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления может создавать за счет средств местного бюджета муниципальное казначейство. Органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления федерального казначейства возлагают определенные функции на уполномоченный банк:

  • кассовое исполнение местного бюджета;
  • кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
  • размещение свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
  • размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.

В финансово-кредитной сфере органы местного самоуправления наделены следующими правами:

  • выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса;
  • осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
  • выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения Финансирования расходной части местных бюджетов;
  • получать в кредитных организациях краткосрочные ц долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.

Органы  местного самоуправления не имеют права передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставный капитал кредитных организаций.

Особое  значение в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на территории муниципального образования играют муниципальные займы.

Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций. Их выпуск может быть предпринят только в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством Российской Федерации. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.

Исполнение  обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год. Размещение, обращение, распространение муниципальных облигаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выводы:

Функционирование  и развитие финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с  региональной политикой, отличающейся спецификой в районах Севера.

Основные  цели финансово-экономической политики регионов Севера:

  • развитие реального сектора экономики и создание условий для экономического роста;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты во всех регионах Севера с учетом региональной специфики;
  • выравнивание социально-экономического развития регионов Севера на основе межбюджетных отношений и бюджетного федерализма и других финансово-экономических институтов;
  • приоритетное развитие регионов Севера, имеющих особо важное стратегическое значение, отличающихся особыми условиями труда и проживания;
  • укрепление местного самоуправления, обеспечение его гарантий;
  • обеспечение единства экономического пространства регионов Севера и в целом страны, определяемое общностью денежной, налоговой, бюджетной систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических и институциональных структур.

Финансово-экономическая политика регионов Севера зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйств регионов Севера и реализуется следующими методами:

  • финансированием модернизации структуры хозяйства;
  • обеспечением условий для привлечения финансовых ресурсов инвенторов к созданию и эксплуатации предприятий в районах Севера, к развитию производства, в продукции которых заинтересована экономика;
  • привлечением инвестиций в регионы Севера для развития общероссийской инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций;
  • обеспечением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в районах Севера,

Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимает разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов Севера, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а так же на долевой основе.

Особо следует отметить роль региональной финансовой политики районов Севера в реализации социальной политики, основы которой заложены в федеральном  законодательстве. Это федеральные  мандаты, т. е. социальные пособия, льготы, субсидии, предоставление которых предусматривается в феде-ральных законах и прежде всего в Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Средства  бюджетного регулирования местных  бюджетов регионов Севера включают:

  • нормативы отчислений от регулирующих доходов;
  • дотации и субвенции местным бюджетам;
  • средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Список используемых источников:

 

  1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М., 1996.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I и И.М., 2002.
  5. Бабич А. М., Павлова JI. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.

Информация о работе Финансово-экономические рычаги развития регионов и муниципальных образований Севера