Финансово-экономические рычаги развития регионов и муниципальных образований Севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Региональные и местные финансы (финансы субъектов Российской Федерации и финансы муниципальных образований) важнейшие элементы, образующие территориальные финансы.
Региональные финансы реализуются в рамках субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.

Содержание

1.
Финансово-экономические рычаги развития регионов и муниципальных образований Севера.
3 стр.

2.
Выводы.
21 стр.

3.
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

РЭСЗС-Контрольная.docx

— 52.35 Кб (Скачать)

Все субъекты Российской Федерации равноправны  взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации при разграничении

предметов ведения  и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений.

При разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, необходимыми для осуществления этими органами своих полномочий.

Федеральные законы определяют основы правового регулирования и принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. До принятия таких федеральных законов субъекты осуществляют по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и другие нормативные правовые акты субъектов приводятся в соответствие с федеральным законом.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Субъекты  Российской Федерации заключают  с федеральным центром договоры о разграничении предметов ведения и полномочий в случае прямого указания в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения такого договора, при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения. Соглашение заключается на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора.

Особо отметим неоднородность субъектов  Российской Федерации, отражающую глубину  кризисных явлений в экономике и социальной сфере региона, перспективы его дальнейшего развития и основные направления государственной поддержки. Особое значение это имеет для регионов Севера.

Субъекты  Российской Федерации классифицируются по принципу типологизации. Сложившееся социально-экономическое положение определяется возможностями государственного регулирования межнациональных проблем. Социально-экономическая типологизация субъектов Российской Федерации свидетельствует о необходимости осуществления комплекса специальных мер государственного регулирования, направленных на активизацию внутренних источников экономического роста. Меры государственной поддержки в отношении регионов Севера должны быть ориентированы на ограниченный период с учетом динамики объектов их приложения.

Кроме того, существует классификация субъектов  Российской Федерации по степени наполнения доходной части их бюджетов в соответствии с принятой налоговой политикой:

  1. регионы-доноры;
  2. регионы-реципиенты;
  3. кризисные регионы.

В рамках Федерации финансы субъектов  Российской Федерации формируются  на единой законодательной базе, и  для них существуют единые инструменты  государственного регулирования. Вместе с тем финансы каждого субъекта Российской Федерации имеют свои особенности, что объясняется наличием у субъектов Российской Федерации своих законодательных актов и инструментов регионального регулирования. Один из основных факторов формирования финансов субъекта Российской Федерации — уровень социально-экономического развития и жизни населения, что отражается на финансовом потенциале субъекта Российской Федерация и от чего зависят его возможности формирования бюджета и социальных внебюджетных фондов.

Рассмотрим  финансово-экономические рычаги развития муниципальных образований Севера.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Бюджеты муниципальных образований относятся к местным бюджетам. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В этих бюджетах могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

К средствам  бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

  • нормативы отчислений от регулирующих доходов;
  • дотации и субвенции местным бюджетам;
  • средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В то же время еще недостаточно развит механизм бюджетного регулирования, не определены его задачи, роль федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации в решении  финансовых вопросов социального комплекса муниципального образования. Право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленное органам местного самоуправления законодательно, на деле может быть реализовано только использованием конкретных финансовых инструментов, включая налоги, и с учетом конкретного уровня централизации финансовых ресурсов на том или ином уровне бюджетной системы. В этом вопросе необходимо исходить из тех минимальных обязательств, выполнение которых не может быть поставлено под сомнение ни на федеральном, ни на региональном, ни на местном уровнях. Поэтому следует также проводить инвентаризацию бюджетных расходов и контролировать обоснованность использования финансовой помощи, оказываемой за счет средств вышестоящих бюджетов. Это тем более важно, что формирование местного бюджета осуществляется применением единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, Устанавливаемых органами государственной власти, а не муниципалитетами.

Взаимоотношения между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в процессе осуществления бюджетного регулирования должны быть поставлены на четкую правовую основу для последовательного решения финансовых проблем муниципалитетов.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой финансовая база местных  бюджетов регионов Севера недостаточна для покрытия текущих расходов муниципальных образований. Поэтому доходная часть местных бюджетов состоит не только из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, а включает, как правило, финансовую помощь в различных формах.

Поскольку органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, необходимо создать механизмы стимулирования оптимального распределения муниципальных средств для решения наиболее острых социально-экономических проблем муниципальных обра зований. В частности, существует норма, в соответствии с которой сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию ни федеральными органами государственной власти, ни органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Целесообразно разработать четкие рамочные условия для определения потребностей местных бюджетов в инвестиционных ресурсах для развития социального комплекса.

Доходная  часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъекта Российской Федерации. Эти доли рассчитывают по общему объему средств, переданных субъекту Российской Федерации, по каждому из данных налогов. Устанавливая такие доли, исходят из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. При этом применяются фактические данные базового года. Сверх рассчитанных долей законодательный орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе.

К собственным доходам местных  бюджетов могут относиться любые платежи, установленные законодательством российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Если  в границах территории муниципального образования кроме города есть другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта Российской Федерации. За каждым: муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

Расходная часть местных бюджетов регионов Севера включает:

  • расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением Долга по муниципальным займам;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  • ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • другие расходы.

Муниципальный заказ на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств  местного бюджета, размещается по результатам  открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ, оказание услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Органы  местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных, бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная  часть минимальных местных бюджетов формируется закреплением на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации доходных источников. Если это нельзя обеспечить за счет данных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Финансовые  средства, необходимые для осуществления  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими соответствующие решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием такого решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Органы  государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и субфедеральными законами наделены следующими функциями:

  • регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами — в рамках федеральных целевых программ;
  • участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
  • распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
  • разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
  • оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
  • осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;
  • наделены другими функциями, предусмотренными законодательством.

Информация о работе Финансово-экономические рычаги развития регионов и муниципальных образований Севера